8 лет назад 2 сентября 2016 в 14:43 1719

Пусть маркетологи давно повадились называть устройства вроде Creative SoundBlasterX G5 ЦАПами (DAC) и даже склонили к этому извращению слабых разумом граждан, пусть некоторые коллеги зовут такие устройства звуковыми интерфейсами, мы не согласимся. Нет!

 

Creative SoundBlasterX G5 не ЦАП, потому что включает в себя помимо цифро-аналогового преобразователя и АЦП, и процессор эффектов, и цифровой выход; из-за процессора, который получает на входе одно содержимое, а выводит совсем другое, мы предпочитаем называть Creative SoundBlasterX G5 внешней звуковой картой, а не интерфейсом. Не идеально, но хоть исторически точно :).

 

ЦАП

Внешне Creative SoundBlasterX G5 напоминает E5, но аккумулятора у G5 нету, и в плане применения это меняет все. Новая модель — стационарная звуковая карта с интерфейсом USB для подключения к компьютеру, приставке или, благодаря оптическому интерфейсу, плееру (USB-кабель для работы по оптике придется втыкать в адаптер питания 5В 1А). В последнем случае Creative SoundBlasterX G5 будет работать, да, как ЦАП.

С ЦАП есть, как говорил Василий Иваныч, один нюанс: разъемы интерфейса Tosslink совмещены с линейными. Помнится, раньше Creative эти разъемы очень любила и ставила чуть ли не на все карты и во все свои активные акустические системы. Причина для использования разъемов была той же: экономия места. Минус в том, что для подключения к комбинированному разъему требуется специальный кабель; один в комплекте идет, но в случае его утраты новый придется поискать.

 

Качество звука

Самым ценное в дорогих головных устройствах не разные фишки-плюшки, а качество звукового тракта. У G5 прекрасные характеристики, точнее, у ЦАП-а, и микросхемы усилителя наушников. Creative ровно об этом и говорит, о DAC CS4398, об усилителе TPA6120A2 с динамическим диапазоном 120 дБ, но при этом не утверждает, что такие параметры у Creative SoundBlasterX G5. На практике он, разумеется, должен быть несколько ниже.

Замер карточки методом loopback показал, что динамический диапазон и нелинейные искажения находятся на уровне полупрофессиональных аудиокарт: динамический диапазон составляет 92,4 дБА в режиме 16@44,1 и 96,5 дБА в режиме 24@48, THD и IMD+noise держатся в районе 0,01% и 0,065% в обоих режимах. Что, в общем, круто, особенно для 16@44,1. Но! В реальности качество сигнала идущего на наушники или колонки выше. Замеряя характеристики тракта тестовым сигналом со вход на выход, мы получаем не просто наихудшие характеристики, а сумму всех искажений от входа и выхода плюс вновь образовавшиеся искажения, которых по отдельности не будет ни на входе, ни на выходе.

В этом легко убедиться с помощью графика АЧХ. Если бы на выходе реально был бы пик +6 дБ на частоте 100 Гц, а по бокам провалы, карту просто невозможно было бы слушать. Она звучала бы как сабвуфер из дешевого пластикового ноунейм-набора 5.1 начала века, попросту долбила бы на одной частоте, и ни о каком качестве баса речи бы не шло. А такие нелинейные искажения в области ВЧ вызывали бы головную боль уже минут через 15 прослушивания.

 

Виртуальная многоканальность

Я еще не упомянул что, что карточка поддерживает многоканальные системы, да не просто многоканальные, а восьмиканальные, то есть 7.1. Правда, виртуально. Что бы это не значило :).

Как конкретно работает механизм виртуализации? Разработчики не стремятся раскрывать свои великие таинства обработки звука, но в общих чертах работа «многоканализатора» выглядит так: на аудиокарту отправляется многоканальный сигнал, процессор его анализирует, обрабатывает и отправляет на два канала для наушников. Именно так: виртуальные 5.1 и 7.1 нужны для адаптации многоканального звука под наушники, это не расширитель стереобазы и не улучшатель стереоэффекта (для этих целей есть отдельный фильтр, называется Surround).

Зачем же нам такой эффект, если у каждого фильтра есть стереодорожка, а каждая игра способна рассчитывать звук в формате 2.0? Ну, у некоторых фильмов дорожка формата 5.1 смонтирована не в пример эффектнее, чем 2.0, например, в фильме «Риддик». А что касается игр, то мне не удалось найти игры, где бы переключение на 5.1 дало бы улучшение позиционирования или хотя бы улучшенный «эффект погружения», но это не значит, что таких нет. Кроме того, может, кому-то виртуальные 5.1 и в играх больше понравятся.

 

Профили и эффекты

Creative SoundBlasterX G5, несмотря на свою зависимость от источника питания, способна работать даже без драйверов, и не только определяться как устройство воспроизведения и записи, но и поддерживает некоторые фишки: три кнопки на борту G5 как раз для этой цели и служат.

Одна из них — переключатель коэффициента усиления для наушников. По умолчанию положение Low (+5 дБ) предназначено для наушников импедансом до 150 Ом, High (+15 дБ) – до 600 Ом. Scout – переключатель режима Scout mode. В этом режиме включается компрессор, который улучшает слышимость тихих звуков за счет сжатия динамического диапазона. SBX – переключатель профилей, каждый из которых содержит настройки всех эффектов.

Похоже, профили невозможно отключить совсем. Даже если лампочка не горит, один из них активен. Так что если хотите чистый, необработанный звук, создайте профиль со всеми отключенными эффектами, и не забудьте убедиться в том, что отключены виртуальные 5.1/7.1, а «прямой режим» активен, — внимание, эти настройки на странице профиля не отображаются. Но сохраняются вместе с ним!

Какие настройки содержатся в профилях по умолчанию, неведомо. У семпла Creative SoundBlasterX G5, который пришел в журнал на тестирование, в первом и третьем профилях стоял пресет «Музыка», а вторым был кастомный профиль. Это не заводские установки, к гадалке не ходи.

Набор эффектов для сохранения в профилях такой: Surround (обычный расширитель стереобазы), Crystalizer (улучшайзер для треков, сжатых с потерей качества), бустер баса с регулируемой частотой настройки, Smart Volume (нормалайзер с тремя уровнями работы фильтра), Dialog Plus (выпячивает голос), 10-полосный эквалайзер. Scout Mode и виртуальные многоканальные режимы мы упоминали отдельно, а также есть Voice FX – набор фильтров для изменения голоса типа «Юный пранкер».

 

USB-Hub

Еще у карточки есть второе USB-гнездо, которое нужно для сквозного подключения какого-нибудь еще USB-устройства. С целью экономии портов.

 

Итого

Помните Жорика Вартанова? Представьте, как он залезает на стол, растопыривает руки и орет: «Это очень крутая карта! Очень, Вася, крутая!» Вот настолько Creative SoundBlasterX G5 крута, никак не меньше. И еще у нее куча прибамбасов да поддерживаемых фич, при одном важном ограничении — Creative SoundBlasterX G5 не самостоятельный девайс, а придаток к компьютеру или приставке, что по нынешним временам несколько печалит.

Если вы не расстаетесь со своим любимым ноутбуком, Creative SoundBlasterX G5 станет вам хорошей саундкартой; если у вас вдобавок коллекция любимых фильмов с многоканальными аудиодорожками, ваша радость будет еще толще.

 

Устройство: Creative SoundBlasterX G5

Тип: внешняя аудиокарта

Интерфейс: USB

Входы: TRS-mini (микрофон), гарнитура (комбинированный мини-джек), line-in TRS-mini, Tosslink (комбинированный)

Выходы: гарнитура/наушники (комбинированный мини-джек), line-out TRS-mini, Tosslink (комбинированный)

Габариты: 110 х 74 х 22мм

Вес: 145г

Подробности

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?