UPgrade - сообщество людей, которые стремятся понимать мир правильно.

Присоединяйся и следи за нами ...

/ Рейтинг: 12k / 22 Ноября 2016 Аудио / В журнале

Если вам приходилось выбирать акустику для дома, то вы не понаслышке знаете, с какими душевными переживаниями связано это мероприятие. Кажется, что ходить по магазинам в поисках тех самых «единственных и неповторимых» можно до бесконечности. 

На прилавках представлены самые разные варианты: высокие и низкие, стройные и полные, светленькие и темненькие, дорогие и не очень. Причем если качественные телевизор, ноутбук, или набор напильников вполне реально приобрести, опираясь на их стоимость и технические характеристики, то с колонками такой фокус вряд ли пройдет. Ведь каждый представитель имеет свой неповторимый характер звучания и предрасположенность к воспроизведению того иди иного стиля. И это не говоря уже о том, что у любого человека свой музыкальный вкус и свое восприятие. Закиньте хотя бы несколько вопросов по данной тематике в гугл, и вы увидите, что достаточно большое количество ретивых форумчан будут с пеной у рта доказывать превосходство тех колонок, что установлены у них дома. А в адрес же остальных они в основном будут кидать снисходительные или даже пренебрежительные реплики.

Ну и, наконец, звучание напрямую зависит от планировки и акустических свойств помещения. Поэтому, как бы вам ни хотелось отделаться легкой кровью, подходящие колонки приходится искать лично. Итак, предположим, что в один прекрасный день вы вдруг сказали себе: «Хочу новые колонки!» Ну в самом деле, не пользоваться же наушниками или убогими «чебурашками»? Причем хорошо бы приобрести такие, чтоб и чистым звуком наслаждаться, и на бабки особо не влететь. Вот тут стоит немного притормозить и задать себе первый и наиболее важный вопрос: насколько вы требовательны к качеству звучания акустики? Может так статься, что вы или не отличите пластмассовые пищалки от великолепного high-end-решения, или сочтете, что оно вам просто не нужно. Или наоборот, вы настолько четко слышите огрехи звучания каждого вида данных устройств, что ничто ниже 2000 у. е. за комплект вам не подойдет. Стоит оговориться, что во втором случае вы легко можете свалиться в касту технофетишистов, которые получают удовольствие не от музыки, а от сравнения АЧХ, так что будьте осторожны.

Ну что же, давайте определяться, кто вы есть. А пока вы определяетесь, я расскажу о двух типах отклонений от нормального желания послушать музыку.  

 

Меломаны и аудиофилы 

Всех потребителей аудиопродукции можно условно разделить на два типа: меломаны и аудиофилы. Путать их между собой не стоит, ибо они преследуют абсолютно разные цели. Первые слушают музыку, а вторые – звук. Естественно, без меломанов индустрия звука как таковая жить не может. А как же иначе? Ведь это наиболее массовые и жадные до контента любители музыки. На розничном рынке – все для них: и горячая любовь звукозаписывающих корпораций, и несмолкающий рокот пиратского станка, и широченный выбор попсовой аппаратуры азиатских концернов.

Основная страсть меломанов – разнообразие ассортимента композиций, а точнее наличие какой-нибудь редкой записи. Причем прослушивать музыку, по большому счету, они могут и на обыкновенной более-менее качественной стереосистеме. И им плевать, когда была произведена запись, в этом столетии или в прошлом, шестиканальная она или монофоническая, хрипит или шипит пластинка. Коллекции меломанов насчитывают тысячи дисков, сотни исполнителей и много различных музыкальных направлений.

Аудиофилы же, напротив, упиваются звучанием акустики как таковой. В их коллекции обычно не более полусотни дисков, всегда самого лучшего качества и оберегающиеся с особой тщательностью. В отличие от меломана, который крутит пластинку в режиме non-stop, аудиофил слушает лишь определенные композиции, снова и снова. Это сродни наркотической зависимости, правда не столь опасной для общества и здоровья, но убийственной для кошелька (смайл). Они зачастую покупают на рынке за бешеные деньги проводочек, приносят его домой, подключают к системе, некоторое время прогревают, а затем ищут улучшения звуковой картинки. Да что там провода! Настоящий аудиофил утверждает, что слышит, как звучит мебель под колонкой его системы. Представляете, так, между прочим, вам говорят: «Ребят, вы знаете, моя тумбочка так искусно контрабас передает…».

В этом, кстати, нет ничего смешного. Симптомы этой «изысканной» болезни не обошли стороной многих состоятельных товарищей, которые в погоне не то за модой, не то за престижем постоянно меняют АС и зачастую без иронии о своих прежних колонках отзываться не могут, словно о бывших женах вспоминают: «Да и не так хорошо уж они звучали… И бас в них был плюхающий, и верха спотыкающиеся, и середина какая-то невнятная. Сейчас за те же деньги можно подыскать вариант поинтереснее…».  

Естественно, что-то из вышесказанного может обидеть маньяков, утверждающих, что абсолютное большинство людей слышат разницу между проводами. Поэтому нам, оставшимся в меньшинстве, остается только поверить им на слово и не вступать в полемику. У всех разное представление о звуке. И если учесть, что уши только воспринимают звуковые колебания, а слушаем мы музыку все-таки мозгом, то при желании можно услышать разницу между черными и белыми колонками (смайл).

Для изучения восприятия человеческим слухом звуковых колебаний даже целая наука существует, называется она психоакустика. Исследователи из компании Bose, например, первыми обнаружили, что мозг не может локализовать в пространстве низкочастотные звуки, поэтому и выделили их в отдельную колонку – сабвуфер. Высокочастотные колонки зачастую также по-разному масштабируют звук, он может быть либо локализован, либо размыт, поэтому в некоторых случаях звучание получается камерное, как для миниатюрного театра. Ощущения при этом такие, будто смотришь в перевернутый бинокль.

Не стоит верить тому, что пишут о чувствительности человеческого уха. Наука утверждает, что предел слышимости может достигать 20 кГц. Хотя справедливости ради надо сказать, что даже профессиональные продавцы акустики слышат максимум 14-15 кГц, и то если они в хорошем настроении и смогли накануне более-менее выспаться. Не говоря уже о том, что на наши уши сильно влияет окружающая шумовая среда, и после пары минут просмотра какого-нибудь боевика со взрывами и перестрелками мы слышим несколько хуже. По этой причине аудиофилами даже разработаны специальные методики восстановления слуха и повышения его чувствительности. Например, они часто посещают «живые» концерты, подолгу пребывают в тишине или выезжают за город на природу, чтобы полностью «откалибровать» свои уши под эффективное прослушивание любимых треков. Остается загадкой, как можно сохранить тонкую настройку слухового аппарата и «донести» ее до дома, не нарушив нужного восприятия в условиях города. Разве что воткнуть беруши и ехать домой завернутым в ковер (смайл)?

 

Кстати, изготовление акустики схоже в чем-то с созданием музыкальных инструментов. Любая АС не только отличается от других качеством исходных материалов, но и отражает характер людей, ее изготовивших. Часто при обсуждении каких-либо модных тенденций в аудиопромышленности говорят даже не о конкретных фирмах, а о целых странах, подразумевая, что в девайсах всегда чувствуется некий национальный колорит.

К примеру, считается, что французская акустика звучит радостно, выразительно и эмоционально, поскольку французы – сами по себе очень экспрессивный народ. Тогда как английская – чопорно и сухо. У англичан, этих великих консерваторов, все строго и практично. Любой музыкальный инструмент «играет» по-своему и ценится за свою неповторимость, но колонки-то работают как минимум в паре, и их звучание различаться никак не должно. И если, скажем, для гитарной деки идеальный вариант – это цельный массив из дерева, то для изготовления колонок этот материал не применяется: древесина по своей структуре, к сожалению, неоднородна. Поэтому колоночные корпусы в основном выполняются из древесно-волокнистых плит МДФ и покрываются шпоном и лаком. К слову, лак здесь – это не только элемент декора, он позволяет стабилизировать поверхность и сделать ее более однородной, что придает ей акустические свойства, которые повторяются от экземпляра к экземпляру. Как правило, чем больше слоев лака, тем выше качество колонок и тем больше их цена.

Итак, если вы уже поняли, кто вы есть, прекращаем говорить о фактах и мифах. Давайте перейдем к реальным методикам подбора акустики под себя, любимого. 

 

Как слушать акустику?  

В условиях магазина прослушивание акустики, как правило, затрудняется посторонними звуками. Тем не менее, если вам удалось попасть в благоприятную шумовую обстановку или вообще повезло, и вы находитесь в акустической комнате, позволю себе дать несколько практических советов.

Прежде всего нужно решить, какую музыку на приобретаемой АС вы будете слушать чаще всего. Лучше всего взять диск из своей домашней коллекции с теми композициями, звучание которых вам хорошо знакомо. Очень важно присутствие в тестовой записи разнообразных инструментов, а также высокое качество самого компакт-диска. Нет смысла оценивать АС, если вам поставили музыку, которая для вас незнакома. Кроме того, бесполезно пытаться оценить качество звучания классических произведений, если прежде вы их слушали только по радио или в обработке современных исполнителей. Не подойдут и песни подъездно-подвального типа или авторские произведения, поскольку при их записи качество звука стоит далеко не на первом месте. Любителям rave или drum'n'base также не стоит ставить свои пластинки в качестве эталонных, поскольку в композициях этих стилей высокие и низкие частоты искусственно задираются настолько, что зачастую речь о чистоте звука даже не идет.

Полезно кроме своих треков также прослушать имеющиеся у продавца специальные тестовые диски, чтобы лучше прочувствовать диапазон частот АС. Если вы завзятый геймер или киноман, не пытайтесь понять качество звука АС на громких местах со взрывами. Если колонки хорошо справляются с музыкой, то и в домашнем кинотеатре они будут играть не хуже. А наоборот, несмотря на все заверения продавцов, не бывает.

Непосредственно перед прослушиванием не рекомендуется включать громкую музыку, скажем, в машине или плеере, поскольку в этом случае чувствительность слухового аппарата на некоторое время снижается. Колонки становятся гораздо удобнее в использовании, если они имеют раздельную регулировку по верхам и низам частотам, сетевой индикатор, настройку баланса и выход для наушников. Важно, чтобы все настройки тембра были установлены в нейтральном положении, поскольку продавцу всегда легче «понравить» аппаратуру слушателю, если на ней все регуляторы вывернуты на максимум. Кроме того, при прослушивании колонок защитные сетки с них рекомендуется снять. Ну и, само собой разумеется, выбирать акустику надо на свежую голову, хорошо отдохнувшим и делать это с чувством, не торопясь. Иначе может получиться так, что новенькие колонки без раздражения слушать можно будет только «под градусом».

Итак, вы пришли в магазин, выбрали подходящую систему и хотите оценить для себя качество ее звучания. Слушать акустику предпочтительно сидя (или стоя, если нет возможности сесть) таким образом, чтобы высокочастотные динамики располагались на уровне ушей. Оптимальное расстояние от слушателя до колонок в условиях магазина составляет около 2-2,5 метров. Обязательно снимите головной убор и первым поставьте диск, принесенный с собой. Вообще-то необходимо избегать посторонних шумов, что в магазине зачастую не представляется возможным, поэтому имеет смысл сделать громкость несколько выше, чем планируется при прослушивании дома. Громкость разумно увеличить еще и потому, что в салоне мы слушаем непрогретые колонки и качество их звучания поначалу будет проявляться на повышенной громкости.

При покупке особенно сложно будет оценить бас. Размеры магазина и вашей комнаты на порядок отличаются, а качество воспроизведения низких частот во многом как раз и определяется объемом помещения, поэтому в домашних условиях бас будет звучать иначе. В любом случае слушать нужно не конкретные колонки, а музыку. Если необходимо, закройте глаза и попытайтесь понять, насколько естественно она звучит. При этом ощущения должны быть такими, как будто вы находитесь в концертном зале или в студии. Не слушайте, какие частоты задраны, а каких не хватает. В конечном счете колонки нужны для того, чтобы наслаждаться любимой музыкой, а не рисовать частотные графики. Кроме того, не рекомендуется смотреть на вибрацию динамиков АС, потому что это может сбить с толку и вы станете слышать то, чего нет на самом деле. За «одну ходку» в музыкальный салон реально прослушать только три-четыре системы, при большем их количестве вы просто запутаетесь в ощущениях. К тому же дома, как правило, акустика играет значительно лучше. 

 

Какие колонки выбрать?  

Если вы подбираете колонки для своего ПК, в котором стоит посредственная звуковая карта с низким соотношением «сигнал-шум» и шипящим усилителем, то покупка самых что ни на есть крутых колонок не позволит достичь чистого звучания. Верно и обратное: плохие колонки помогут профессиональной аудиосистеме как мертвому припарки. Качественного звука вы все равно не дождетесь, и деньги будут просто выброшены на ветер. Дорогостоящая аппаратура требует столь же качественных колонок для реализации всех своих достоинств. Поэтому помните заветное слово «баланс».

Самое главное, подумайте, для каких целей вам нужны колонки? Если они необходимы только для звукового сопровождения Windows и повышения информативности при работе за компьютером, и вы не просиживаете часами за любимой игрой, отстреливая врагов нации или наматывая круги по пересеченной местности, то вполне можете обойтись и простыми колонками с широкополосным динамиком по 4 Вт на канал. Если же вы относите себя к многочисленной армии компьютерных энтузиастов, среди которых большое количество геймеров, киноманов и меломанов, и хотите ощутить, как очередной монстр из Quake дышит вам в затылок, или прочувствовать мощь басов тяжелого металла своей любимой рок-группы, то покупки комплекта мощных мультимедиаколонок формата 5.1 как минимум с двумя полноценными и состыкованными друг с другом динамиками в каждом сателлите и качественным сабвуфером вам не избежать.

И, наконец, если вы собираетесь посвятить себя качественному просмотру кино, а самое главное – музыке, то вы попали, по крайней мере, на «полторы штуки зелени». Вам потребуется хороший усилитель (или ресивер), две фронтальные напольные колонки, полочные центр и тыловики, пассивный сабвуфер и высококлассные источники звука и провода. Как все это уместить? Легко, читайте дальше. 

Продолжение следует...

    Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать!

    Если поделиться, то людям поможет

    Комментируй, обсуждай, участвуй

    Загрузка
    Вы не можете оставлять комментарии. Для этого Вам необходимо Авторизоваться
    ITWiki
    Rambler's Top100