UPgrade - сообщество людей, которые стремятся понимать мир правильно.

Присоединяйся и следи за нами ...

/ Рейтинг: 101 / 24 Мая 2015 Софт / В журнале

Офисный пакет – это то, без чего не обходится ни одна домашняя или тем более офисная персоналка. Набрать письмо или рефератик, посчитать в электронной табличке денежки или расход цветочных удобрений, сваять Очень Красивую Презентацию – задачи практически повседневные.

Прямая экономия, чистая совесть, мятежный дух противоречия мейнстриму или простое любопытство – поводы посмотреть в сторону свободно распространяемого офисного софта могут быть разные. Главное – оперативно разобраться в современных предложениях. Альтернативных решений для автоматизации офисной работы существует немало, причем значительная часть таких софтин бесплатные. Более того, если рабочее место не требует специфических программ, офис вообще можно выстроить полностью на базе свободно распространяемого софта. Да, Microsoft Office удерживает первенство во внедрении новых дополнительных функций. Однако, как показывает практика, далеко не все пользователи применяют их в реальной работе. Если же сравнивать свободные офисы, например, с предыдущей версией MS Office, они вообще ничем не хуже.

Если брать локально устанавливаемые пакеты, то ближайший аналог Microsoft Office –Apache OpenOffice.org. История проекта продолжается уже второй десяток лет. К его созданию приложили руку и серьезные корпоративные дядечки – сначала Sun Microsystems, а потом Oracle. Не вдаваясь в перипетии истории взаимной передачи прав, выбора лицензий для распространения, взаимоотношений команд разработчиков и другие подобные детали, скажу только, что сейчас пакет называется Apache OpenOffice и распространяется по лицензии, которая позволяет изготавливать на базе его кода практически любые сборки, от открытых до коммерческих. Как результат, появился ряд проектов-потомков, в том числе и такая экзотика, как порт на Android. LibreOffice – наиболее проработанный, на мой взгляд, отпрыск OpenOffice. Возникает вопрос: что же лучше для обычного пользователя, который не будет пересобирать пакет из сорцов? Ставить исходный OpenOffice или смотреть в сторону LibreOffice?

Сравнивать будем состав компонентов, их исходные функции и возможности дополнения, а также поддержку форматов и совместимость. Все-таки стандарт де-факто – MS Office, и от того, как свободный офис будет с ним дружить, во многом зависит и его практическая применимость.

Итак, оба свободных пакета содержат шесть уже привычных приложений. За работу с текстами отвечает Writer, за электронные таблицы – Calc. Математические формулы можно набрать и сверстать в Math. Создать базу данных – в Base. За то, чтобы было красиво, отвечают редактор презентаций Impress и графический редактор Draw. Еще одно общее свойство – многоплатформенность. Предлагаются готовые пакеты для окошек, Маков, а также для Linux и BSD. При необходимости, естественно, можно сделать из исходного кода любую другую нужную сборку. Паритет.

Apache OpenOffice и LibreOffice несколько отличаются внешним видом. У OpenOffice чуть больше лоску и панелей инструментов на виду при настройке по умолчанию. Он вообще сильно напоминает MS Office до внедрения ленточного интерфейса. Состав панелей инструментов можно поменять и там и там. Состав инструментов сопоставимый, разве что встроенный клипарт у OpenOffice чуть больше. В результате отличаются они разве что дизайном кнопочек – снова ничья.

У OpenOffice и LibreOffice есть и свои приятные плюшки. Реализовано не только сохранение, но и редактирование документов в формате PDF. Это, конечно, не издательская система, но возможность быстренько поправить простую пэдээфку бывает очень кстати. Применен и гибридный формат PDF/ODF, в котором к PDF прикрепляется исходный файл в собственном формате бесплатного офиса. Предусмотрена возможность расширения функциональности пакета фриварными дополнениями, которые можно скачать из онлайновых галерей. Такими, например, как аддон для прямого создания статей для системы MediaWiki. Доступна галерея шаблонов документов.

Немаловажно, что у пакетов есть хорошая русская справка. Не секрет, что обучающих материалов по альтернативным офисам не так много – это не Microsoft Office, одними книжками по которому во время зомби-апокалипсиса можно будет осветить и обогреть парочку городов. Тут же по большому счету придется рассчитывать только на справку да на дружелюбие сообщества пользователей.

Чуть ли не самая важная характеристика любого альтернативного офиса – совместимость с форматами MS Office. В реальном мире ваши документы, подготовленные в оупенсорсном продукте, скорее всего, смотреть будут в MS Office. И вы тоже в большинстве случаев будете получать извне документы MS Office. Вот тут-то равенство бесплатных офисов заканчивается, и мы получаем лидера. Дело в том, что LibreOffice умеет напрямую редактировать файлы MS Office, а OpenOffice в его текущем состоянии их открывает, но при внесении изменений предлагает сохранять в своих форматах либо в старых форматах MS Office. Кроме того, LibreOffice умеет просматривать документы MS Visio.

Расскажу немного о собственной практике – все-таки не всегда даже заявленная и реализованная совместимость форматов безоблачна. Общее правило простое: чем меньше в документе задействовано специфических функций конкретного редактора и чем корректней он сделан сам по себе, тем меньше с ним проблем. Поясню на примерах. Возьмем текстовый документ. Если он оформлен с помощью стилей, в нем нет хитрых шрифтов, в нем не пытались изготавливать отступы с помощью кучи пробелов – он будет смотреться прилично практически в любом редакторе. Если взять электронные таблицы, то типовые формулы и расчеты будут работать в любой комбинации редакторов. С внешним видом диаграмм, графиков и других инструментов анализа данных уже возможны вопросы. Что касается макросов, то это практически точно станет проблемой. Лично у меня, когда вижу макрос в документе, который надо будет перенести в другой офис, сразу загорается условная лампочка: «Придется переписывать». MS VBA и примененный в OpenOffice/LibreOffice вариант Python – это все-таки разные вещи.

В случае презентаций ситуация следующая. Работы, сделанные в LibreOffice, как правило, хорошо открывались в MS Office. Обратная совместимость обеспечивалась не всегда. Дело в том, что в PowerPoint много специфических инструментов, эффектов, которые не всякий раз нормально воспроизводятся в других редакторах презентаций. Статические слайды пойдут без проблем, а вот динамические данные и анимацию лучше перепроверить перед выступлением. Кстати говоря, сам по себе Impress неплохо справляется со своими задачами, да и «в поле» хорош, благо оснащен в том числе консолью докладчика, которая не выводится на публику и позволяет просматривать заметки, общую структуру презентации, искать нужные слайды без суеты и раскрытия всей этой внутренней кухни зрителям.

 

Подведем итоги. С точки зрения обычного юзера, победитель на данный момент – LibreOffice. С его помощью можно спокойно решить большинство домашних и офисных задач. Он достаточно прост в освоении, а его главным преимуществом является прозрачная работа с форматами MS Office. 

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать!

Если поделиться, то людям поможет

Комментируй, обсуждай, участвуй

Загрузка
Вы не можете оставлять комментарии. Для этого Вам необходимо Авторизоваться
ITWiki
Rambler's Top100