7 лет назад 19 января 2017 в 17:29 2304

Неспешно гуляя по профильным сайтам, случайно узнал очень интересную вещь: оказывается, в этом марте исполняется 19 лет с того момента, когда на выставке Сеbit был продемонстрирован первый в мире портативный музыкальный МРЗ-плеер.

Называлось революционное на тот момент устройство MPMan F10. Плеер был разработан корейской компанией Saehan Information Systems, и в марте 1998 года, сразу после окончания выставки, был запушен в массовое производство

По нынешним временам MPMan F10 был жалок технически и не особенно полезен функционально. При здоровенных размерах (91.0 х 70.0 х 165.5 мм) в плеере было только 32 мегабайта (мегабайта, люди! МЕГАБАЙТА!) памяти, то есть в него в лучшем случае влезало полальбома песен, закодированных с битрейтом 128 Кбит/с. К компьютеру он подключался по параллельному порту (все ли помнят, что это такое?), а из средств индикации располагал таким, знаете ли, жалобным дисплейчиком (разумеется, черно-белым и, как вы понимаете, вовсе даже не OLED!). Никаких слотов для карт расширения не подразумевалось даже в первом приближении, а батареи хватало на шесть часов

В мае 1998 года плеер появился в продаже на всей территории Соединенных Штатов Америки, а еще немного позже — и в Европе. В принципе, по тем временам стоила новинка разумных денег — 250 долларов, и ее охотно покупали по этой цене, однако меньше чем через год компания Saehan вынуждена была снизить цену на MPMan F10 сразу на 50 долларов, так как Diаmond Multimedia (старожилы помнят эту компанию по видеокартам) выпустила плеер РМРЗ00. аналогичный по функциональности MPMan F10, но при этом стоивший всего 200 долларов.

РМРЗ00 — плеер, который часто ошибочно называют первым МРЗ-плеером в мире, — отличался от F10 наличием большого и удобного экрана, сделанными по-человечески органами управления и, что немаловажно, наличием слота под карты памяти Smart Media. Это позволяло богатым людям носить с собой не пять песен (у плеера тоже было 32 мегабайта памяти), а столько, на сколько карт хватало денег. Как следствие, сразу после появления в продаже девайс начал набирать популярность у потребителей, так как по тем временам выглядел действительно удачной покупкой.

Однако живем мы не в сказке. В широкую продажу плеер поступил 8 сентябре 1998 года, а уже в начале октября на сцене появилась кто? Правильно, наша всеми любимая Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA), которая попробовала запретить продажи РМР300, ссылаясь на старый добрый 992 US Home Recordings Act.

На некоторое время, пока длились судебные разбирательства, плеер действительно исчез с прилавков, однако в конечном счете RIAA тяжбу проиграла, и все вернулось на крути своя. Примечательный факт по каким-то причинам, возможно в силу недостаточной популярности или еще чего, F10 был обойден вниманием адвокатов RIAA и продавался в течение всего времени, пока эта почтенная организация бодалась с Diamond Multimedia.

Собственно, тот проигрыш юристов RIAA стал одной из поворотных точек в истории развития индустрии портативных МРЗ-плееров. Увидев, что юридических преград на пути подобных устройств к потребителю больше нет, другие производители начали выводить на рынок новые продукты. К 2000 году количество различных моделей на рынке измерялось десятками, появились даже аппараты со 128 мегабайтами памяти, что означало достижение принципиально нового порога функциональности.

Не будет преувеличением сказать, что МРЗ-плееры в сочетании с распространением пиринговых сетей принципиально изменили музыкальный мир. Сложно сказать, какую роль это сыграло с экономической точки зрения — хорошую или плохую, но совершенно очевидно, что в числе главных проигравших оказались звукозаписывающие компании (а вовсе даже не артисты, как иногда утверждают), а в числе победителей оказались простые пользователи. Любая музыка стала доступной, ею стало просто обмениваться, и, наконец, ее стало очень удобно слушать. В моем последнем плеере умещалась пара тысяч треков, по размерам он был размером с кредитку, батареи хватало на неделю, и счастья мне с него было огромное количество. И иногда, когда меня посещало романтически-ностальгическое настроение, я доставал из ящика свой древний кассетный Walkman, смотрел на него — и убирал обратно, радуясь, что им мне пользоваться уже было не надо.

А сейчас… А что сейчас. Сейчас у меня есть смартфон со встроенным аудиопроцессором, где с учетом карты памяти 160 гигабайт места (а значит — сотни и сотни часов музыки) и очень быстрый интернет везде, где я бываю. Мне больше не нужны плееры. Совсем.

…Но иногда подержать в руке железку, которая когда то изменила мою жизнь, все равно приятно.

«История была пришпорена, история помчалась вскачь, звеня золотыми копытами по черепам дураков». — написал Алексей Толстой в своем незаурядном романе про инженера Гарина. И нам остается только гадать, на что станет похож мир в тот день, когда мы вспомним, что простому, привычному смартфону, набитому музыкой и всегда подключенному к Сети, где есть вообще все, исполняется уже целых двадцать лет.

 

 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?