7 лет назад 30 декабря 2016 в 13:41 5291

В свое время мне очень нравилось играть в разные леталки на джойстике, особенно запомнился Descent, это ощущения на всю жизнь, до сих пор вспоминаю сумасшедшие виражи с улыбкой… Так что WarThunder я ждал с интересом. Этих леталок-стрелялок мне хватило минут на 10, — ровно столько я вынес эти манипуляции горизонтальной марионеткой с помощью клавиатуры и мышки. Ничего общего с ощущением полета.

Все дело в управлении. Мышь и клавиатуры просто не приспособлены для полета. Именно поэтому виртуальные пилоты в обязательном порядке покупают себе самые разные девайсы. От джойстиков до специальных кресел и кокпитов. В отличие от геймерских мышей, ковриков, гарнитур, которые должны делать игру удобнее и повышать эффективность игрока, летные аксессуары добавляют реализма и ощущений, но не облегчают управления по сравнению с клавиатурой и мышью. Именно поэтому в WarThunder бои в симуляторном режиме проводятся в отдельном режиме.

Реальность такова: чтобы взлететь, нужен как минимум джойстик. Но даже самый навороченный джойстик — это всего лишь полумера; чтобы летать, понадобится еще как минимум РУД, рукоять управления двигателем. Это не хардкор и даже не полный набор девайсов, в полный входят педали и системы типа trackIR. Качество первого джойстика и РУД должно быть достаточно высоким, начинать летать на всяком барахле так же не умно, как начинать нырять с вышки в бассейн без воды.

 На рынке есть всего несколько наборов, которые достаточно качественные, относительно недорогие и считаются хорошим выбором для новичка, да и не только (хотя вирпилы сот стажем обычно имеют целую коллекцию весьма незаурядных устройств). Среди избранных и предмет нашего сегодняшнего обзора, Thrustmaster T.16000FCS HOTAS.

Аббревиатура HOTAS означает Hands On Trottle And Stick, это комплект из джойстика и рычага управления двигателем. В данном конкретном случае это РУС Trustmaster T.16000FCS и РУД Thrustmaster TWCS. Оба устройства на рынке не первый день и уже заработали определенную репутацию у виртуальных пилотов, так что мы не только изучили манипуляторы и погоняли в WarThunder, но и провели вдумчивый анализ отзывов, в основном опираясь на посты c игровых форумов, где тусуют вирпилы.

Джойстик T.16000FCS

Джойстик T.16000M славится в первую очередь своей точностью управления по осям крена и тангажа (X и Y). Он не наделен сверхъестественным костяком, его механика со временем изнашивается ничуть не слабее, чем у конкурентов из той же ценовой категории, но на точность управления самолетом износ не влияет. Эта особенность — результат использования в Thrustmaster T.16000 датчика Холла. Точность, которая не теряется даже после старения механики и появления люфтов (наступает в зависимости от нежности в обращении, у некоторых игроков отнюдь не топовые джойстики не изнашиваются годами) подтверждается опытом многих виртуальных пилотов. Это то, за что любят T.16000.

Пружины под рукояткой умеренно жесткие. Напряжение чувствуется и позволяет лучше определить положение рукояти, но не более того. По мне — идеально, хотя всегда есть люди, недовольные отдачей джойстика: одни, оперившиеся на беспружинных джойстиках и не переросшие их, считают отдачу ненужной, другие, сторонники большего реализма, считают жесткость недостаточной. В общем, вкусовщина в чистом виде, обычное дело.

У T.16000M присутствует неравномерность сопротивления джойстика в разных точках: возле центра сдвинуть ручку труднее, чем в других местах, что влияет на управление и прицеливание. Это проблема, но она решается настройками неравномерности для соответствующих осей в игре (WarThunder такую возможность дает).

Кроме двух основных осей у T.16000M есть еще две, которые выдают его принадлежность именно к джойстикам для авиасимуляторов. Первая — рычажок, который располагается прямо перед палкой, под запястьем игрока. Это — миниатюрная РУД (рукоять управления двигателем). Вторая ось — твистер: рукоять джойстика может смещаться вокруг его оси, когда пилот делает движение как бы сворачивающее джойстику голову. Твистер — локальная замена педалям. Как известно, песок неважная замена овсу, но эта парочка осей позволяет кое-как обходиться в леталках одним джойстиком.

А еще благодаря твистеру вирпил может развить шутку на тему «палочки удовольствия», сказав коллегам, что собирается «душить змею».

Мини-джойстик на шляпе джойстика, он же «хатка», дискретный и без нажатия. Обычно он используется для осмотра в бою (пилот ворочает головой в кабине, что не сказывается на положении оружейных прицелов, штурвала и прочего инвентаря). Лично мне ступенчатость поворота головы при осмотре не нравится, но что-то никто кроме меня эту тему в сети не поднимал. Возможно, моделей с аналоговым джоем на хатке и вовсе не существует, а возможно, дискретность никого не обламывает.

Курок имеет некий предусмотренный конструкцией люфт, точнее говоря, слегка болтается над кнопкой гашетки. На мой взгляд, это удобно, такой спуск сложнее нажать случайно, чем жесткий и резкий.

Вокруг хатки располагаются три крупных кнопки, на которые обычно назначают дополнительное вооружение. Возможно, стоит пересмотреть функционал этих кнопок джойстика, повесить на них закрылки, шасси и т. п., поскольку вторая часть HOTAS, рычаг управления двигателем, носит название TWCS, и возможно, не зря. Этот момент мы проясним позже 🙂

Дюжина кнопок у основания рукояти располагается симметрично по обеим ее сторонам. Кнопки различаются формой, имеют разметку из пимпочек для идентификации на ощупь, но все равно на них лучше не назначать того, что должно быть под рукой в любой момент. Вслепую нажимать их не непросто, хотя допускаю, что долгие тренировки способны сотворить чудеса.

Правая половина раскладки идентична (и симметрична) левой, поскольку джойстик двухсторонний; пользоваться проще той, что ближе к себе. Народ в большинстве своем говорит, что такое расположение кнопок не сильно удобное, но что поделать: для обоерукости нужна симметрия.

На рынке не так много «двуручных» джойстиков, и это интересно не только левшам. От случая к случаю смена руки может понадобиться любому вирпилу. Есть самолеты, в которых РУС находится слева, и для аутентичности управления требуется РУС именно в левой руке; кроме того, в Тундре, в симуляторном режиме на бомбардировщике работает схема управления джойстик + мышь, которая реально спасает жизнь и здорово экономит время пилоту.

К сожалению, смена стороны для правой или левой руки требует времени. Накладки крепятся на нескольких винтах, элементы ручки надо аккуратно демонтировать и переставить на другую сторону, после чего перевести переключатель на дне джойстика в соответствующее положение. Делать это, пересаживаясь через бой со штурмовика на бомбардировщик, неприкольно. Лучше уж выделить для бомбардировки отдельные летные сессии или вовсе отказаться от этого вида техники. Или не использовать мышь и пожертвовать эффективностью.

РУД Thrustmaster FWCS

Второй элемент нашего бюджетного комплекта «Юный Бэтмен» — рукоять управления двигателем. Большая, ухватистая, смещается с усилием, ход — большой. Это все здорово. Не очень здорово только подставка сцепляется со столом. Если рукоять находится существенно ниже плеча (что правильно) проблем в принципе нет, но если РУД оказывается достаточно высоко или на уровне плеча игрока, подставка частенько сдвигается, что и раздражает, и плохо сказывается на управлении самолетом.

Выходов из ситуации два: либо придумать, как разместить рычаг пониже и сесть повыше, либо прикрутить подставку к столу, пара соответствующих отверстий с резьбой на нижней стороне подставке имеются. Последнее решение оптимальное, но радикальное. Только для хардкорных вирпилов.

Рычаг газа — это одна из осей. Вторая, это «качалка» на дальней стороне рычага, еще одна замена педалей. Хорошая альтернатива «удушению змеи», но что выбрать для оси рыскания, качалку или твистер, вопрос вкуса.

РУД не даром называется FWCS, система контроля вооружения. Под большим пальцем у пилота три цифровых джойстика и одна кнопка. Так и напрашивающаяся назначить на нее пуск ракет. На обратной стороне рычага располагаются еще две отличных кнопки, нечто вроде курка под средний палец и аналоговый джойстик под указательный. Отличный, кстати, аналоговый джойстик, для осмотра подходит лучше хатки. Или его можно использовать для управления. Например, прицелом стрелка в бомбардировщике, но на мой взгляд это слишком большая жертва. Стрелок с мышью против стрелка с джойстиком? Угадайте, у кого преимущество.

Выводы

Качественных комплектов HOTAS начального уровня на рынке не так уж и много, так что конкурентов T.16000FCS HOTAS можно по пальцам пересчитать. Козыри T.16000 – датчик Холла, точность позиционирования и устойчивость к износу, наличие большого количества осей, даже избыточного для флай-симулятора, а если считать и цифровые джойстики на РУД, так и вовсе запредельное. С другой стороны, эти оси могут оказаться совсем не избыточными в StarCitizen или другом космическом симуляторе.

А вот кнопок для оружия точно больше, чем может пригодиться. Вот в EVE Online им бы нашлось применение… Жаль, там система полетов совсем не подходит для джойстика.

P. S. Российская версия набора продается с кодом на премиальный самолет в WarThunder.

 

 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?