UPgrade - сообщество людей, которые стремятся понимать мир правильно.

Присоединяйся и следи за нами ...

/ Рейтинг: 7k / 5 Апреля 2017 Ликбез / Как это было

Итак, вы любите играть в игры (это не вопрос, а утверждение). Ну, а если играть, то надо делать это с максимальным комфортом.. Клава и мышь удобны далеко не для всех жанров и проектов - для геймеров уже давно выпускаются специальные устройства управления. Причем зачастую встречаются такие девайсимы, по внешнему виду которых и не разберешь, за что их хватать и куда нажимать. Поэтому сегодня мы попытаемся разобраться, какими бывают игровые манипуляторы и для каких жанров они наиболее удобны, познакомимся с их устройством и оценим полезность встречающихся функции и фишек. В статье я не буду подробно разбирать устаревшие или особо экзотические устройства - рассмотрим только то, что подходит для повседневной игры, а не для разового выпендрежа. Разговор будет идти главным образом о манипуляторах для ПК, хотя некоторые оригинальные девайсы для консолей гоже будут упомянуты. Также я дам несколько советов по выбору верного орудия для настоящего геймера.

Геймпады

Многие игроки, особенно постарше, до сих пор полагают, что геймпад - штука исключительно приставочная и для игр на ПК не особо пригодная. Данное утверждение было верным лет 20 назад, когда существовало условное деление игр по платформам: стратегии, шутеры от первого лица, симуляторы и квесты были прерогативой ПК, драки же, аркады и платформеры обитали на консолях и в залах игровых автоматов. В последнее же десятилетие наблюдается кросс-платформенная унификация игрушек и массовая миграция проектов с консолей на ПК и обратно. Давайте начнем с рассмотрения игровых жанров, для которых геймпад будет более удобен, чем прочие манипуляторы.

Во-первых, это портировамные (изначально созданные для приставок, впоследствии изданные на ПК) и кроссплатформенные игры. Таких в последнее время ой как немало. Во-вторых, это многочисленные спортивные игры. К ним относятся как разнообразные футболы, хоккей, баскетболы и прочие гольфы с теннисами, так и экстремальные "симы" и зимние единоборства. В-третьих, геймпад чудо как хорош для аркадных авто-, мото- и авиаигр.

Далее геймпад необходим любителям бродилок-мочилок от третьего лица и детских платформеров. Ну и, наконец, он хорош для приставочных игр, работающих на ПК через программу-эмулятор. В этом случае на компьютере запускаются так называемые ромы (ROMs) - образы, снятые с оригинальных игр без какой-либо адаптации кода.

В простейшем виде геймпад представляет собой прямоугольный брусок пластика, имеющий две рабочие области. Хватают его двумя руками, большие пальцы кладут на элементы управления. Слева обычно расположен Direction Pad - большая кнопка в виде крестовины с четырьмя стрелками направлений. Ими обычно осуществляется перемещение объекта в игре. Справа - набор из нескольких (две, четыре, шесть или фиг знает сколько, если разрабатывали гейпад под владельцев тентаклей) кнопок, отвечающих за действия персонажа в игре. У Direction Pad и кнопко действия обычно дискретные, крестовина бывает четырех- и восьмипозиционной, под кнопкой четыре электрических контакта, устройство передает сигнал о нажатии на каждый и на два соседних одповременно - для восьмипозиционных.

В таком виде геймпады просуществовали весьма немалый срок с момента своего появления и до середины 90-х годов прошлого века. Но прогресс не стоит на месте - подобная схема управления хороша для незамысловатых игр а-ля «бегай-стреляй-иногда-подпрыгивай». Новые виртуальные герои, обитающие в трех измерениях, требовали более нежного управления, чем "стой-беги" с крестовины, да и играть в появляющиеся на консолях, словно грибы после дождя авиа- и автоигры и стратегии с помощью нее было решительно неудобно. Необходимость в новом элементе управления в геймпаде была очевидна.

Почему бы было вообще не отказаться от этого устройства? Конечно. джойстик приятнее для леталок, а руль чудо как хорош для гонок. Но геймпад на консолях позиционируется как основной и универсальный манипулятор, равно удобный для всех игровых жанров. Подобная ситуация, кстати, сложилась примерно в то же время и на ПК. Аналог самого распространенного контроллера для ПК, ставший всеобщим признанным игровым манипулятором, - мышь. "Трактористы" - такое обидное прозвище в геймерском комьюнити начала 90-х дали игрокам в шутеры от первого лица, использовавшим в виртуальных боях исключительно клавиатуру.

Выход был найден - использовать стик (Stick), передающий аналоговый сигнал, в котором регистрируется не только направление, но и угол отклонения рукоятки, и первым массовым геймпадом с использованием потенциометров стал контроллер для Nintendo 64 - аналоговый стик был расположен в центральной нижней части. Также одна рукоятка была и на геймпаде для приставки Sega Dreamcast.

Пара стиков впервые появились в 1997 году в легендарном Sony DualShock для первой PlayStation. Как показало время, наличие двух рукояток выгоднее и удобнее в играх: левая управляет перемещением объекта, правая вращает камеру. В автомобильных играх правым стиком удобно переключать передачи, в аркадных же гонках он исполняет роль педалей газа и тормоза, поэтому начиная с конца прошлого века практически все геймпады имеют по паре рукояток. Сейчас можно сказать, что стик окончательно заменил крестовину как элемент управления под левой рукой: тактильное удобство, высокая точность и универсальность позволили ему завоевать себе место на гейм-манипуляторах.

Играя, человек нажимает на кнопки, крутит аналоговые стики большими пальцами рук. Но ведь у нас есть еще несколько пальцев, вполне пригодных для осмысленного и точного использования - указательный и средний. Именно для них на современных геймпдах есть курки (клавиши слева и справа на верхнем торце, они же триггеры и шифты. Обычно они отвечают за переключение передач (гонки), стрейфы персонажей (боевики), особые движения (спортивные игры и драки). На качественных геймпадах курки чувствительны к силе нажатия. Так как все игры "затачиваются" под наличие курков на геймпаде, их можно отнести к разряду обязательных деталей этого устройства.

После рассмотрения основных элементов управления геймпада подведем небольшой промежуточный итог: хороший современный девайс этого типа непременно должен иметь пару аналоговых стиков, от четырех курков, крестовину и шесть или более кнопок (обязательны Start, Select и четыре основные под большой палец правой руки). Теперь же давайте обратим наши взоры на дололнительные функции, встречающиеся во многих манипуляторах.

Вибрация геймпада (обратная связь, Feedback) реализуется посредством пары моторчиков с эксцентриками внутри корпуса. Какого-либо преимущества в играх данная функция не дает, зато за счет нее значительно повышается погружение в виртуальный мир. Дрожь в руках существенно добавляет ощущений при игре в разнообразные ужастики, знаете ли.

Также весьма полезны в активной геймерской жизни программируемые кнопки и макросы. Они позволяют повесить на любой из элементов управления какое угодно игровое действие или даже очередность команд.

Реализуется она двумя способами. Первый - использование специального ПО, в котором создаются профили управления под конкретную игру. Именно в них мы и вольны задать нужную нам комбинацию, например, чтобы по нажатию на кнопку наш виртуальный протагонист подпрыгивал вприсядку при этом выпуская десяток ракет в противника. Второй способ реализации - энергонезависимая память геймпада, позволяющая сохранять все настройки без помощи внешнего софта.

Схожая с макросом функция - переключатель турборежима. Обычно оным является отдельная кнопка на геймпаде либо небольшой рычажок. С их помощью изменяется тип сигнала, передаваемого манипулятором, с постоянного на прерывистый. То есть зажатая вами кнопка будет восприниматься компьютером как множество быстрых замыканий контакта. Если начистоту, особой пользы в наличии турборежима давно нет.

Далее следует упомянуть весьма интересную функцию, которая встречается не часто, но иногда. Предназначена она для самых активных и впечатлительных геймеров. Относите себя к ним? Тогда вам не понаслышке знаком главный недостаток многочасового игрового марафона - потеющие ладони. Так вот, некоторые манипуляторы оборудованы двумя вентиляторами в рукоятках, которые работают довольно тихо, игровому процессу не мешают, но способствуют испарению пота.

По типу подключения к компьютеру современные геймпады разделяются на две категории: проводные (через USB) и беспроводные. Выбор типа подключения зависит лишь от того, как вы относитесь к валяющимся по полу и вечно путающимся кабелям. Не нравится - берите беспроводной геймпад. А если же вас не смущает еще один кабель - покупайте проводной, к тому же сэкономите парочку десятков вечнозеленых президентов. Кстати, на рынке и в китайских интернет-магазинах очень часто встречаются унифицированные геймпады, имеющие разьемы подключения к нескольким платформам.

При покупке желательно не только осмотреть упаковку, но и подержать геймпад в руках и прикинуть, удобен ли он для вас. Оцените качество корпуса, уделите внимание местам, где расположены крепежные винты, плохая обработка или зазубрины могут (и будут) натирать руки (кроме шуток, у меня только несколько лет назад сошли мозоли, наигранные в глубоком детстве за геймпадом от Pantera - китайского клона Famicom). Проверьте стики, - они должны отклоняться с некоторым сопротивлением для большей тактильной чувствительности. Но слишком жесткие рукоятки тоже имеют недостаток - рука будет быстро уставать, и рычаг может запросто вырываться из ваших немеющих рук. Для повышения сцепления пальца со стиком поверхность шляпки должна быть шероховатой (а еще лучше и прорезиненной). Опробуйте курки, если они аналоговые, то должны иметь большой ход (опять же для повышения тактильной чувствительности).

Теперь, когда вы знаете о принципах работы и возможностях геймпадов практически все (ну, или как минимум не меньше меня), давайте поговорим об основных брендах. Целый спектр подобных устройств, от простейших до мультиплатформенных и нашпигованных дополнительными функциями, выпускают Logitech, Thrustmaster и много других почтенных компаний. За качество манипуляторов, произведенных такими фирмами, можно не беспокоиться, и весь процесс покупки сведется к подбору девайса с удовлетворяющими вас функциями. А если же вы покупаете геймпад "чтобы был", и не планируете проводить много времени в виртуальных мирах, то вполне можете приобрести манипулятор за десяток долларов от азиатских производителей железа, коих легион.

Рычаги радости

Как и геймпад, джойстик пришел на персоналки с игровых консолей. Будучи некогда основным типом игровых манипуляторов (правда, давно, лет 30 назад), сейчас этот девайс стал узкоспециализированным игровым устройством. Его стоит покупать только в том случае, если вы играете в авиа- или космические симуляторы. Более того, практически все современные джойстики проектируются и затачиваются исключительно под "летапки".

Авиационные симуляторы - жанр исключительно компьютерный и, можно сказать, не совсем уж игровой.

В современных авиасимах подробно моделируется схема управления летательного аппарата, - новичок не то что полетать, вырулить на взлетно-посадочную полосу не сможет И хотя в подобных играх встречается настройка уровня реализма, большинство виртуальных пилотов летают исключительно со "все включено".

Игры, для которых вам понадобится авиационный манипулятор, можно сосчитать по пальцам одной руки. Их можно разделить на две группы - гражданские и военные симуляторы. Для военных и пилотажных леталок оптимальным будет джойстик, а вот управлять гражданскими самолетами удобнее штурвалом. Почему так, станет ясно после ознакомления с механикой работы авиационных манипуляторов.

У системы управления ЛА три основных элемента: рукоять управления самолетом (РУС), рукоять управления двигателем (РУД) и педали. РУС имеет две оси (степени свободы): тангаж (подьем и снижение) и крен (наклон влево / вправо относительно продольной оси ЛА). На ЛА тангаж управляет рулями высоты (плоскость на хвостовых крыльях самолета), крен - элеронами (плоскость на крыльях). РУС служит для изменения режима работы двигателя и имеет одну степень свободы (вперед / назад). Авиационные педали предназначены для управления рулем направления (вертикальная плоскость на хвосте самолета). Он служит для поворота в горизонтальной плоскости и почти всегда используется совместно с креном, так как в противном случае самолет начнет "скользить" по потоку, а не лететь сквозь него (это как занос у автомобиля).

В современных джойстиках основные элементы управления реализуются по-разному, в зависимости от стоимости манипулятора. Самые дорогие комплекты имеют независимые РУС (джойстик), РУД и педали (всегда покупаются отдельно). Дешевле обойдется манипулятор без педалей, управление рулем направления осуществляется вращением рукоятки джойстика вокруг своей оси (Handle Twist) либо при помощи "качалки" («коромысло» на блоке РУД, которое можно нажимать влево или вправо относительно центра). Ну, а если вы не планируете тратить много денег на манипулятор, ваш выбор - одинокий джойстик "всеумейка": в качестве РУД выступает ползунок на пьедестале. Как вариант, двигателем можно управлять с клавиатуры. Простейшие же джойстики не имеют реализации руля направлений, и повороты ПА происходят только за снег элеронов.

Педали также можно использовать в играх для управления передней стойкой шасси и, в некоторых случаях, для применения колесных тормозов. Одна степень свободы (влево / вправо) служит для управления рулем направления. Вторая - для колесных тормозов, она может быть реализована в виде наклона педали вниз относительно поперечной оси педальной площадки или в виде маленьких педалек на площадке больших. Управление передней стойкой шасси осуществляется при помощи тех же движений, что и на руле направления, только педали нужно переключить на управление стойкой (в какую сторону любую из них нажимаешь, туда колесо и поворачивается).

Также на джойстике располагаются дополнительные кнопки и переключатели. Hat-switch ("хатка") - это 4- или 8-позиционный мини-джойстик, он служит для "поворота головы" пилота. Дополнительные переключатели используются для выпуска шасси, закрылков, интерселтеров, управления шагом винта и изменением состава топливной смеси. Присутствуют и россыпи кнопок для манипулирования вооружением - на военных ЛА, и для переключения режимов связи и навигации - на гражданских.

Главное отличие джойстика от штурвала в том, что первым управляют одной рукой, а другой активно работают РУДом. Стиль управления гражданским ЛА не подразумевает постоянного изменения режимов работы двигателя.

Штурвалы состоят из двух компонентов: сам штурвал и блок РУДов (опционально). Штурвалы имеют две степени свободы вперед и назад, - это тангаж, поворот влево и вправо относительно оси - крен. Штурвалом намного легче работать в одной степени свободы, не изменяя другую. На "рогах" расположены вспомогательные кнопки управления. Блоки РУДов, как правило, имеют несколько рычагов для управления отдельными двигателями (в реактивной авиации). Для поршневых двигателей возможна следующая схема: воздушная заслонка (педаль газа), шаг винта (коробка передач) и обеднение топливной смеси (подсос).

При выборе летного манипулятора сперва определите, насколько серьезны ваши намерения в покорении вирту ального неба Для аркадных леталок с головой достаточно простенького джойстика ценой до 2000 рублей. Если же вы активно интересуетесь авиасимами, но не решили, стоит ли тратить много денег, то разумнее будет приобрести хороший джойстик

Игровые клавиатуры

От консольных интервентов (геймпадов и джойстиков) перейдем к компьютерным уроженцам: игровым клавиатурам и игровым кейпадам (gaming keypads в России их отчего-то прозвали просто геймпадами, что, в общем-то, по сути тоже верно, но вносит определенную путаницу в терминологию).

Я объединил эти два типа манипуляторов в один раздел по нескольким причинам. Во-первых, это единственные исключительно компьютерные игровые девайсы. Во-вторых, и клавиатуры, и кейпады для полноценной работы (читай - игры) требуют наличия мыши, несмотря на то что они практически всегда продаются без последней. И, в-третьих, оба манипулятора действуют по одинаковому принципу. Итак, пойдем по порядку.

Начнем мы с игровых клавиатур и сперва разберемся, зачем же они вообще нужны, ведь обычные клавиатура хорошо подходит для любых игр. Дело в том, что ключевое слово в этом утверждении - "хорошо", а мы же стремимся к "отлично". Правда, выбирая "игродоску", мы получаем манипулятор, пригодный не для "любых игр", а для "игр определенных жанров.

У обычных клавиатур есть один весьма существенный конструктивный недостаток - неумение регистрировать одновременное нажатие больше определенного числа кнопок Для разных девайсов критическое количество кнопок варьируется от трех - простейшие клавы, до четырех-пяти - для дорогих мультимедийных (не игровых!) девайсов. Пример из моего опыта игры в Counter Strike на простенькой борде: при передвижении на корточках одновременно вперед и вбок швырнуть гранату или перезарядить оружие у меня не получалось, борда просто не реагировала на нажатие четвертой кнопки. Подобная неприятность меня часто преследовала и в эмуляторах консолей.

Далее, большинство игроклав обладают улучшенным быстродействием. Достигается это благодаря уменьшенному ходу кнопок (близкому к ноутбучному) и повышенной игровой эргономике. Столь важные для геймера WASD, верхние функциональные клавиши, а также кнопки-модификаторы (Shift, Ctrl, Alt) могут выделяться размером, формой или. Для некоторых же клавиатур в комплекте идут сменные клавиши с нанесенными на них актуальными в играх пиктограммами (перезарядка оружия, например).

Также способствуют как быстродействию, так и удобству, программируемые клавиши. Любая игровая борда обладает как минимум рядом отдельно вынесенных свободно программируемых кнопок.

Они обычно располагаются по ее периметру. Еще лучше, если эти кнопки поддерживают установку на них макросов - последовательностей команд. То есть на макроклавишу можно не просто повесить комбинации кнопок, но и задать порядок их выполнения Особо на данном поприще преуспели компании Zalman и Razer - в их игродосках свободно перепрограммируемы (с использованием макросов) все (!) кнопки Также практически всегда на игровых клавиатурах присутствуют мультимедийные клавиши (управление

плеером, браузером и т. п ).

Не забыты производителями и любители продолжительных ночных игромарафонов (а таких ох как немало). И если вы относите себя к ним, то вам хорошо знакомы недовольные взгляды недосыпающих домочадцев - и это еще в лучшем случае. Конечно, наушники или гарнитура значительно понижают уровень звукового раздражения близких, но. по себе знаю, даже стук нажимаемых клавиш весьма препятствует спокойному сну окружающих. К счастью, большинство игровых досок делают бесшумными - ведь геймер не секретарша, которая бешеным перестуком дает понять начальнику, что работа кипит. Но ведь помимо звуков еще мешает спать и включенный свет. Тогда вам нужна игровая клавиатура с подсветкой - таких немало.

Кейпады, в отличие от геймерских клавиатур, являются сугубо игровыми девайсами. По сути, это та же клавиатура, но малого размера и с меньшим количеством кнопок. Форма манипулятора произвольная и ограничивается лишь фантазией конструкторов да их представлениями об эргономике. В центре кейпада расположены кнопки передвижения (WASD то есть), вокруг разбросаны остальные. Расположены клавиши таким образом, чтобы при игре кисть геймера была неподвижна. для каждого из пальцев есть своя рабочая зона. Преимущество кейпада в компактности: во время игры клавиатуру можно убирать со стола, обеспечивая увеличенный размах правой руке с мышкой.

Стоит выделить геймдоски, совмещающие в себе полноценную клавиатуру и вынесенный игровой блок. Последний располагается в левой части борды и, по сути, является кейпадом, "пристегнутым" к клавиатуре.

Рули

Если вы мечтаете покрутигь баранку Bentley, ощутить вырывающийся из рук на скорости 300 км/ч руль Ferrari или "сделать" на три круга самого Михаэля Шумахера, то вперед - нужно накопить всего-то полмиллиона евро, и ваша фантазия осуществится в реальности Ну, а если нефтяной вышки нет, то тоже не беда - бежим в магазин, покупаем манипулятор типа "руль" и парочку игр автомобильной тематики.

Как вам хорошо известно, управление автомобилем осуществляется рулем, педалями да коробкой переключения передач (КПП). Соответственно, эти элементы обязательно должны наличествовать в манипуляторе. Но доскональная и точная имитация данных узлов - дело весьма трудоемкое и затратное, поэтому существует несколько вариантов их реализации. Давайте познакомимся с ними поближе.

Основной элемент манипулятора - руль. Баранка насажена на платформу, основание имеет крепление на компьютерный стол (присоски или струбцины). Главные параметры рулевого блока - ход руля и тип механизма возврата баранки в нейтральное положение. Ход измеряется в градусах, на которые поворачивается руль из одного крайнего положения в противоположное Соответственно, чем больше оборотов делает баранка, тем точнее управление автомобилем (и тем медленнее поворот колес из одного крайнего положения в другое, причем чем аркаднее игра, тем меньше должен быть угол поворота). Типов механизма возврата руля два: механический и электрический. В первом случае баранка возвращается в нейтральное положение при помощи простой пружины, во втором - электрическом - используется электромотор, который по совместительству обеспечивает и обратную связь.

Следующим по важности элементом хорошего манипулятора (а плохие нам и не нужны) является педальный блок. Чаще всего он имеет две «тапки» - газ и тормоз. Сцепление встречается редко. Газ и тормоз могут «висеть» на одной оси (совмещенные педали) либо на двух (раздельные). В первом случае нельзя газовать и тормозить одновременно. Важны форма, величина хода, жесткость и угол наклона педалей. В идеале пятка ноги должна лежать на основании блока, а ступня, двигаясь вперед, плавно продавливать педаль. К сожалению, на рынке часто встречаются модели с чуть ли не перпендикулярным расположением педалей, - нога висит в воздухе, и приходится давить на педаль сверху (неудобно и утомительно). У газа и тормоза должны быть разные величины хода и сопротивления. Усилие мало - не чувствуется хода (проваливается педаль), слишком сильное - сложно работать точно (жмешь со всей дури и проскакиваешь нужное положение).

Вариантов реализации коробки переключения передач в современных рулях несколько Самый простейший и одновременно самый далекий от действительности - пара кнопок на спицах руля, под большой палец руки. Переключение исключительно последовательное - чтобы резко сбросить передачу с пятой до второй, надо нажать кнопку три раза. Второй тип - лепестковые переключатели на рулевой колонке (по сути - тоже кнопка). Обычно располагаются под рулем слева и справа, один (какой - по желанию) повышает, второй понижает передачу. Последний, и самый правильный вариант - рукоятка. Оная может располагаться как на рулевой платформе справа (только последовательное переключение), так и на отдельном блоке. Механическая коробка с произвольным переключением передач и педалью сцепления нужна лишь для самого реалистичного управления, ее выбор повлечет за собой необходимость довольствоваться очень скромным перечнем игр и долго-долго обучаться спортивному стилю вождения.

Заключение

Сегодня мы познакомились с основными типами игровых манипуляторов, которые можно свободно приобрести на территории нашей необъятной страны. Помните, что помимо описанных типов устройств есть еще порожденные бесконечной фантазией китайских "железячников" легионы девайсов, которые сложно отнести к любой из категорий, но легко найти в интернете. Но - уверен, в них, при желании, вы разберетесь сами.

Хорошей вам игры!

 

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать!

Если поделиться, то людям поможет

Комментируй, обсуждай, участвуй

Загрузка
Вы не можете оставлять комментарии. Для этого Вам необходимо Авторизоваться
ITWiki
Rambler's Top100