Аккурат после слияния двух монстров IT-рынка, AMD и ATI, по всей Сети ходили разговоры о пользе и выгоде такого сотрудничества – применение наработок ATI в производстве центральных процессоров, создание камня, сильно похожего по внутреннему строению на GPU и предназначенного для работы над теми задачами, что у CPU на данный момент получаются не очень в силу особенностей архитектуры, и выделение на материнской плате места для него. То, что все это до сих пор не реализовано, с одной стороны, вызывает чувство досады – мол, вона сколько наобещали, какие слайды были. Но если размышлять логически, то получится, что даже при современных скоростях развития хай-тека разработать, отладить и запустить в серию такие штуки, как дополнительный процессор, не так-то и просто. Вывод: спокойно ждем, когда идеи эти приобретут материальную оболочку и явятся миру во всей своей красе. По крайней мере, хочется на это надеяться – уж больно перспективные они в теории.
Но лично у меня есть один маленький вопрос: почему бы сейчас прямо не интегрировать в материнку low-end-видеокарты – вроде бы места для видеочипа и двух-четырех микросхем памяти на полноформатной, не слишком навороченной материнской плате должно хватить. А то ходишь по магазинам, поглядываешь на витрины и цены, потом вентилируешь вопрос производительности всего увиденного и диву даешься – за что платить десятки баксов, если интегрированное в мать (которая не сильно дороже видюхи!) решение показывает себя не сильно хуже неинтегрированного? Например, переплатить за материнку с какой-нибудь полноценной 2400 Pro на борту десять-двадцать баксов всяко лучше, чем покупать отдельно материнку и потом еще за полтинник «зелени» ту же 2400 Pro, только на отдельной печатной плате.
Правда, это лучше только для конечного пользователя, который считает свои деньги в своем кармане. А для крупной организации, занимающейся обслуживанием парка машин других крупных организаций, low-end-карты очень даже нужны. Заказчики бывают разные, и многие из них любят отдельное видео – неважно, по каким соображениям. И при этом не любят, чтобы их сотрудники от дела отвлекались, – понятно почему.
Вот, например, видеокарта на фотографии. Всего одного взгляда хватит, чтобы понять, что перед нами типичный представитель low-end-сектора: урезанная по высоте печатная плата, отсутствие второго DVI-выхода, копеечная система охлаждения на видеочипе… Кстати, о чипе: G86, 4 текстурных блока, 16 универсальных процессоров, все это дело работает на частоте 450 МГц (шейдерные блоки, коих четыре штуки, трудятся на 920 МГц). Память – четыре чипа Hynix, частота – 400 (800) МГц, как и положено по паспорту. Я, конечно, понимаю, что тут экономили на всем, и задавать глупые вопросы про всякие там пластиковые клипсы, малую площадь оребрения радиатора нет смысла, однако ж все-таки хочется спросить: за что пятьдесят баксов? Может, крутит трехмерное действо на средних разрешениях без запинок? На второй глупый вопрос, про столь огромное количество видеопамяти (256 Мбайт) при такой узкой шине (64 бит), ответ уже есть, причем в одно слово: маркетологи, поэтому более мусолить его не имеет смысла.
Нет, дорогие товарищи, даже не крутит оно современные 3D-приложения нормально. Запустил Enemy Territory: Quake Wars и тут же был вынужден топать в настройки и скидывать на ноль все ползунки, что отвечают за качество, – ну не та это игра, гдe при 15-30 азы (смайл) можно получать удовольствие от игрового процесса и не материться, скажем, при выбегании из тесных подземных коридоров на свет божий. Красивый и какой-то странный по геймплею BioShock лишь подтвердил диагноз ET:QW и доказал, что тянуть поинтер к ярлыку Unreal Tournament 3 и производить двойной «тыц» не стоит: лишние огорчения ни к чему, а диагноз и так ясен.
Кстати, вопросы про пластиковые клипсы и малую площадь теплоотвода я бы все-таки задал: температура графического ядра в работе зашкаливала за семьдесят градусов, и на радиаторе было не сильно меньше – это при том, что стенд открытый, в комнате двадцать три градуса по Цельсию, а рядом молотит воздух «стодвадцатка» (обслуживала ранее стоявшую в PCIE x16-слоте 8800 GTX). Что мешало производителю установить на видеочип алюминиевую контрукцию побольше?
Единственное, что приходит в голову разумного относительно предназначения этой карты, – она совершенно точно не для конечных пользователей. Ее должны покупать вагонами крупные системные интеграторы, получившие заказ на апгрейд большого количества устаревающих офисных компьютеров, где сотрудникам не то что играть – видео смотреть не полагается. А Word с Excel она потянет на отлично, даже не сомневайтесь. UP
n Устройство:
Chaintech GSV84GS
n Тип: видеокарта
n Видеочип: G86
n Частота видеочипа: 450 (920) МГц
n Частота памяти: 400 (800) МГц
n Память: DDR3, 256 Мбайт
n Выходы: DVI, D-Sub, S-Video
n Интерфейс: PCIE x16
цена: 50$
Автор: Mazur
Благодарность: устройство предоставлено компанией Сhaintech (www.chaintech.com.tw)
№ 342