12 лет назад 11 сентября 2012 в 0:57 1396

Подобно тому как работники юстиции объединяют несколько дел в одно по характерным признакам, я хотел назвать текст «Музыкальная грамота для компьютера – 4», поскольку тема еще не исчерпана, но задача сегодня совсем другая: тестирование арматурных наушников.

На момент, когда пришлось все бросить и срочно их прослушивать, в тестлабе не оказалось ничего музыкального-хайфайного. Кроме вездесущих iPhone / iPod. Конечно, эти устройства отметать нельзя, все-таки наушники к ним подключаются очень часто, но хотелось взять нечто за концептуальную основу. Изучив актуальные предложения на Avito, я очень расстроился, что M-Audio Audiophile 192 предлагается по конской цене, ESI Juli@ в данный момент неактуальна, поскольку недешева и ей нужен внешний усилок для наушников, а из Creative вывешено много Live! 24 bit (до свидания, не поддерживается KX), первых Audigy и прочих Live.

И тут взгляд упал на Audigy 2 ZS (SB0350). ЦАП Cirrus Logic CS4382-KQ, 7.1 (фу), всякие EAX. Но я ее купил, собрал под нее комп на старом CPU AMD Athlon Socket 939 (что, правда всего одно ядро?), поставил Windows XP Pro SP3 и foobar, разжился драйверами KX-Project и инсталлировал добытую карточку.

Меня очень испугали «авторитетные мнения» о том, что, мол, Creative Audigy 2 ZS не для звука, что это типично игровая карта, но менять коней на переправе было уже поздно. Поэтому я сразу же после покупки видюхи поменял ОУ на ее линейном выходе (JRC4556 на AD8397), избавился от аппаратной передискретизации при проигрывании музыки в foobar (ресэмплер SoX) и провел тесты RMAA. Попутно проверил, так ли страшен хардварный ресэмплинг. Оказалось, да.

Стоило задать частоту дискретизации 44 100 Гц (бич всех карт Creative), при всех общих показателях, таких как «неравномерность АЧХ» и «динамический диапазон», оцененных на «очень хорошо» и «отлично», интермодуляционные искажения и шум на высоких частотах достигали 4%, то есть «очень плохо». Установка частоты дискретизации в RMAA 48, 96, 192 кГц решила все проблемы с интермодуляциями, а я себе оставил заметочку на будущее.

Итоговую табличку из RMAA в режиме работы 24 бит 192 кГц я перенес в статью, это таблица 1, как видите, все в этом мире относительно. Безапелляционно заявлять, что Creative Audigy 2 ZS лишь игровой девайс для любителей многоканальных АС и эффектов, я бы не стал. Методы настройки и доработки, описанные мной в цикле «Музыкальная грамота для компьютера», универсальны и могут быть применены к любой карте, и это заметно улучшает звучание даже не кошерных (по мнению аудиофилов, конечно) карт Creative. Еще что-то улучшить можно, лишь полностью заэкранировав карту.

Но я отвлекся. Сегодня я «оптом» проверю несколько наушников Sony арматурного типа. К единому названию изготовители так и не пришли, помимо «арматуры» такие вкладыши называют еще и наушниками со сбалансированным якорем, сама Sony кличет это «технологией уравновешенного якоря». Терминология не так важна, главные преимущества революционных «ушей» – маленькая масса и габариты излучателей, герметичная конструкция, высокая чувствительность. А еще благодаря небольшим размерам драйверов в один мини-корпус можно уместить несколько катушек и якорей, при наличии кроссовера получается полноценная индивидуальная АС, помещающаяся в ушной раковине.

Тест будет разбит на две части. Первая – условия, максимально приближенные к реальным. То есть я вставляю наушники в iPhone и еду домой по схеме «метро – автобус – пешая прогулка по оживленной улице». Здесь будут оцениваться в первую очередь комфорт ношения, звукоизоляция, качество кабеля. Вторая часть теста – тепличные условия. На том самом компьютере с Creative Audigy ZS и плеером foobar.

Треки будут различными, в уличных условиях это Enya, Leonard Cohen, Candy Dulfer, Depeche Mode, Fleetwood Mac, все в формате ALAC, в редакции к ним добавится «Аудиодоктор» в WAV, в нем же диск «Счастье, слава и богатство» «4’33″» – это такой авангардный ансамбль, исполняющий инструментальную музыку, очень рекомендую. Плюс Dire Straits, профессиональные записи симфонического оркестра и вокалистка Ирина Богушевская с очень богатым голосом.

Sony XBA-1
В линейке наушников с якорным излучателем Sony XBA-1 самая младшая модель. Встречается и их разновидность, гарнитура Sony XBA-1iP, отличающаяся от базовой конструкции лишь наличием микрофона и регулятора громкости для использования с i-девайсами. Но у нас именно XBA-1, технические характеристики наушников приведены в таблице 2. Это своего рода билет в мир «арматурного» звука, цена не так высока, чтобы напугать, в то же время все технологические навороты присутствуют. Например, двухслойный корпус, внутренняя капсула которого держит драйвер, а внешняя оболочка сделана из специального антирезонансного материала, гасящего призвуки.

Комплект поставки нельзя назвать бедным, но бюджетные мотивы все-таки заметны. В главном все ОК. Для канальных наушников основное что? Уплотнители! А с этим почти все в порядке. Записывайте: имеется четыре размера «обычных» резинок (крошечные, маленькие, средние, большие) и шумопоглощающий кит (три диаметра, кроме самого маленького). Звукоизолирующие вставки отличаются от других наличием поролончика. Для солидности не хватает только пенных насадок и «елочек», вот с пеной, я считаю, вышел прокол.

По опыту, они самые-самые комфортабельные, хоть и недолговечные. Все резинки у всех экземпляров наушников совместимы, а чтобы не напутать, воздуховоды раскрашены разными цветами, по диаметру. Красный – мини, оранжевый – просто маленький, зеленый – средние, и голубой – большие. Идея просто отличная. Под мои уши подошли только красные и, с натягом, зеленые вставки. Хранить все добро полагается в непрезентабельном черном мешочке из синтетической материи, никаких отделений в нем нет, так что с вероятностью 99,9% комплектуха со временем будет утеряна.

Звукоизлучатель в Sony XBA-1 один-единственный, на это и намекает единичка в названии. Крошечный корпус, похожий по форме на пулю, почти полностью скрывается в ухе. Как я уже говорил, подобрать вкладыши по размеру не получилось толком, поэтому звукоизоляция вышла не абсолютная, в метро приходится прилично поднимать громкость iPhone, но, даже когда регулятор упирается в правый край, порой все равно не хватает динамики. В сравнении с Westone 3, которым достаточно двух третей регулятора громкости, здесь немного не хватает чувствительности.

Кабель – определенно не сильная сторона Sony XBA-1. Заделка в корпус капсюля максимально простая, кабель входит в отверстие безо всяких демпферов. Г-образный штекер тоже не лучший по дизайну, но это, скорее, придирка, разница заметна в сравнении с XBA-2, которые намного дороже. Хуже обстоит дело с «микрофонным эффектом» – это тот случай, когда провод трется об одежду и все звуки передаются слушателю, что неприятно. Интересно, как покажет он себя зимой на улице?

При комнатном прослушивании модель вызвала противоречивые чувства. Середина выпячена, звучание на ней окрашено, понравиться это может только тем, кто любит эмоции в музыке. Низы почти пустые, из-за этого контрабас и виолончель звучат неубедительно, проходы на барабанах у Dire Straits ненатуральные, не хватает атаки.

Даже Depeche Mode какой-то игрушечный, как из кассетного магнитофона времен моего детства. Наблюдается и дефицит высоких частот, тарелки блеклые, притушенные. Классическая музыка звучит лениво, без огонька, даже когда оркестр гремит. Руки так и тянутся к эквалайзеру, хочется поднять верхи, но одновременно с этим еще более заметно окрашивается середина, и без того акцентированные сибилянты начинают лезть куда не надо. Вокал – вот стихия XBA-1. Можно и электронику послушать, неплохо прозвучит и поп-музыка, только при условии, что на басы не будет основного акцента.

Казалось бы, я недоволен. Шнур не нравится, звук неестественный, вкладыши не по мне, громкости маловато. Но предлагаю немного опустить рамки, сделав скидку на цену, и тогда все становится на свои места. Sony XBA-1 звучат значительно лучше динамических вкладышей, это «пробник», позволяющий своими ушами ощутить «арматуру» и понять, нравится ли вам вообще такое звучание, не потратив при этом все сбережения. А еще в качестве аванса скажу, что в нашем обзоре XBA-1 не самые странные вкладыши.

Sony XBA-2
Послушав несколько моделей «арматуры» Sony, именно XBA-2 я определил на роль каждодневного спутника жизни. Двойка в обозначении – признак двух «динамиков» в каждом капсюле. Один из них широкополосный, примерно такой же, как у XBA-1, второй долбит на басах, обеспечивая заметный подъем АЧХ. Уловка определенно удалась, все те же виолончель и контрабас укрупнились, музыканты в оркестре проснулись, появились и драйв, и атака.

Но сказать, что вкладыши «дубасят», я все равно не могу, это просто четкий низ с претензией на породистое звучание. При поездке на метро громкости хватило, возможно, это не показатель выросшей чувствительности (сравните данные в таблице 2), а следствие низкого импеданса в 12 Ом. Хотелось бы знать, как усилитель iPhone почувствовал себя в таких условиях. Вопрос не праздный – на верхних значениях стало заметно подхрипывание, наверное, это и есть та перегрузка, которой я побаивался.

В комплекте к наушникам идет все то же разнообразие разноцветных «резинок»-уплотнителей, я не стал мудрствовать и во всех тестах вкладышей Sony (не считая Westone 3) использовал всего одну пару «простых» накладок и одну пару с поролончиками внутри. Еще мне понравился результат, когда я взял малые «елочки» из комплекта поддельных Monster Beats by Dr. Dre: звукоизоляция тут же улучшилась, правда, комфорт упал до нуля, уши довольно быстро уставали.

Прослушивание в условиях редакции показало, что широкополосный излучатель в XBA-2 имеет немного другой характер, чем в XBA-1. Это ясно слышно по высоким частотам, тарелки наконец обросли металлом, голос обрел теплоту, сибилянты у певца стали не такими резкими. В общем и целом естественность звучания заслуживает похвалы, на таких наушниках уже можно слушать динамичные композиции, не разочарует и оркестровая музыка, и рок, и даже электроника прозвучит как надо. Но перед покупкой нужно обязательно послушать свой экземпляр. Фирменная окраска звука на середине никуда не делась, вокал выпячен, верхней середины тоже очень много. Мониторным такой звук назвать нельзя ни при каких условиях.

Теперь что касается конструкции. Здесь капсюль похож не на пулю, а на бутылочку. Два драйвера потребовали больше места, и корпус «раздуло». На комфорте это сказывается только положительно, например, намного легче стало держать капсюль пальцами, вставляя излучатель себе в ушной канал. В то же время корпус не настолько велик и тяжел, чтобы мешать уху. Кабель в капсюль заходит сквозь демпферную резинку. А вот штекер – настоящее произведение искусства. Позолоченный, с блестящей вставкой в торце, с графитовым бочком, выглядит шикарно. Сам кабель – все та же «лапша», с таким же микрофонным эффектом, какой заметен в XBA-1. Выводы по модели далеко неоднозначны, оставлю-ка их для заключительной главы.

Sony XBA-S65
Наш главный редактор славится умением порвать провод любых вкладышей меньше чем за сутки. И поэтому он заинтересовался именно этой моделью. Компания позиционирует XBA-S65 как «спортивные» благодаря заушному оголовью. Вставив излучатель в слуховой канал, можно подтянуть петлю, заведенную за ухо, тем самым обеспечив надежную фиксацию вкладышей при подвижных занятиях. Проверено – работает, вытрясти драйвер из уха стало практически нереально. Правда, рекомендация подбирать «резинки» по диаметру слухового канала верна и для XBA-S65.

Потому что качества звучания можно добиться только при полной герметичности системы «вкладыш-ухо». Мне, наверное, так и не удалось этого сделать, либо я что-то не понял в концепции. Я сравнивал спортивные Sony как с их коллегами, так и с Westone 3. Вердикт неутешительный: все плохо. Низы практически отсутствуют, вокал окрашен и неточен, инструменты смешиваются в кашу. Более того, заметны искажения. Повторное прослушивание в редакции, протирка спиртом, подключение к другим плеерам результата не принесли.

Инструменты неестественные, ни о каком драйве не идет и речи, хочется прибавить высоких или громкости, но тогда возникает хрип. Даже при идеально подобранном уровне громкости (первый трек «Аудиодоктора») тестовые треки звучат с артефактами, приходится снижать громкость. На половине уровня качество музыки становится похоже на «голос» XBA-1, но звукового давления явно недостаточно. Что это? Наушники для бадминтонистов? Не самая низкая цена, «обычный» кабель, который не стоит доверять нашему главреду, плохой звук, дешевый Г-образный штекер без изысков. Да, я не сказал, эти «уши» можно мыть под водой. Странное устройство, по соотношению «цена-качество» так и вовсе неудачное. Зато сколько маркетинговых уловок! Рекомендовать такое я не могу.

Sony XBA-NC85D
С этой, последней на сегодня, тестовой моделью от Sony вышел казус. Надев «уши» за 20 000 руб. от Sony, я почувствовал себя нуворишем и с гордо поднятой головой вышел на улицу Гиляровского. Нажав Play на «Айфоне», я ничего не услышал. Вспомнив, что шумоподавление здесь активное, то есть где-то есть блочок, который «слушает» окружающую обстановку и генерирует противошум, я нашел кнопку включения и вроде бы получил то, что просил, – музыку из iPhone.

Но почему машины не «исчезли» с проезжей части, поезд метро так громко въехал на станцию, где эффект «заложенности» ушей? Где тот акустический вакуум, который мне дарила «Аудиотехника» и те же Westone 2 и 3, даже поддельный Monster и то защищает от шума лучше. Пока я размышлял о сущем, аккумулятор в наушниках сел, оставив меня без музыки вовсе. Мол, не нравится – не слушай. Заменить батарейку невозможно, она спрятана в микрокоробочку, болтающуюся на проводе, явно неразборную. Позже я прочитал, что батарейка встроена в сам наушник, недаром он такой крупный, и это преподносится как важное преимущество XBA-NC85D. А я думал, у покупателей наушников другие предпочтения, красивое звучание например.

Конечно, я потом зарядил батарею. Для этого в футляр вложено зарядное устройство, похожее внешне на флэшку – размер, форма, USB-порт. Но и это не дало вожделенной тишины в несущемся поезде, и я все чаще стал носить «дешевые» XBA-2.

Можно было бы наплевать на первое впечатление, если бы эти «ушки» звучали хотя бы на половину своей стоимости. Но и здесь до полной гармонии далеко. Вроде бы и высоких достаточно, хорошо слышно перкуссию и тарелки, и низкие есть, но звук не цельный, нет той мониторной детальности, как в Sony XBA-2 и Westone 3, оркестр рассыпается на отдельных исполнителей, сцена передается очень неточно.

Часть призвуков, которые, согласно музыкальной памяти, «вот где-то тут должны быть», вовсе не слышна. Пожалуй, хорошо звучат только певцы обоих полов и гитаристы, ну и струнные инструменты вполне убедительные. Учитывая цену, позиционирование в линейке, четырехдрайверную конструкцию, импеданс аж в 820 Ом, объявляю XBA-NC85D самым странным устройством, виденным и слышанным мной за последнее время.

О конструкции с учетом всех особенностей можно было бы и не рассказывать, но служба требует. Здесь хороший, мягкий и тонкий кабель, не надоедающий шорохами. Позолоченный Г-образный штекер. Та коробочка, которую я принял за батарею, – видимо, просто корпус кнопки включения. Драйверы очень крупные и тяжелые, по меркам «арматуры», конечно, но там – вдумайтесь – четыре катушки, микрофоны, электроника – неудивительно.

Микрофоны вмонтированы в пластиковые выступы и видны благодаря решеточкам на этих ступеньках. Долго искал индикаторный светодиод, он тоже спрятался в этом выступе и не горит постоянно, а редко подмаргивает, экономя батарею. Заделка провода в капсюль надежная, резиновый демпфер является как бы продолжением корпуса, он должен спасти шнурок при резком рывке.

Несмотря на габариты, драйверы садятся в ухо как родные, если правильно подобрать «резинки», они не ощущаются как слишком тяжелые или широкие. Эргономика проработана очень тщательно, и это видно. Но к чему все эти изыски, если главного – звука – нет, а стоимость столь высока. Очень надеюсь, что данный изрядно поюзанный сэмпл просто оказался бракованным и меня об этом не предупредили, иначе я отказываюсь представлять образ возможного покупателя этих топовых наушников. И продавца, кстати, тоже.

Westone 3
«Это не Sony» – так можно перефразировать известный рекламный слоган. Westone мы попросили на тест в качестве образцово-показательного примера арматурных наушников, и добрые поставщики нам выдали Westone 3 из линейки True Fit. Которые я до этого не слушал, но предвкушал удовольствие, помня восторг от «двойки».

Очень, очень надеялся, что Sony если их и не переиграют, то выступят наравне. Конечно, сравнение не совсем корректно, все-таки в «тройке» три излучателя, но, позвольте, в XBA-NC85D все четыре. Да и, судя по таблице 2, по всем параметрам Westone 3 уступают любым «Соням» что по частотному диапазону, что по чувствительности. Но цифры отражают далеко не всю правду, я вам скажу.
Рецепт правильного звука оказался достаточно прост.

Всего-то убрать уже надоевший окрас на средних частотах, расширить верхнюю границу диапазона, что сразу явит «воздух» в музыке, не забыть про «низы». И вот чудо свершилось. Струнные округлы и мощны, труба – как живая, голос с естественными сибилянтами. Такой характер звучания универсален, что рок, что электропоп живы и убедительны, чем вызывают желание слушать любимую музыку снова и снова.

В чем немного Westone 3 уступают всем прослушанным Sony, так это в эргономике. Вставить «тройку» в ухо еще надо постараться, тем более что после прошлого раза я зарекся пользоваться пенками из комплекта тестовых сэмплов, очень уж они быстро разрушаются. Силиконовые вкладыши достаточно тугие и плохо скользят, в отличие от «сониевских», а по диаметру звуковода они совершенно несовместимы. Зато, вставив драйвер в ухо как надо, я обрел и тишину, недоступную с XBA-NC85D, и ровный вокал, которого мне недодали XBA-2. Тест в редакции подтвердил догадки: звучание намного более живое у Westone 3. К прослушиванию подключился Михаил Финогенов, тоже отметивший звук Westone как более натуральный.

По уровню чувствительности Westone 3 похожи на Sony XBA-2, но опять в пользу первых. Конструктивно, опять же, Westone кажутся более живучими, имеются демпферы на всех сочленениях, шнур – витая косичка из трех проводков, лишенная эффекта микрофона даже зимой (проверялось на «двойке» в марте месяце). По всем параметрам, кроме цены, – заслуженная победа Westone над Sony. И не пытайтесь уверить меня в обратном.

Попытка подвести итоги
Итак, пару суток за редакционным «музыкальным центром» и добрая неделя-две поездок с работы и на работу и по делам показали следующее. Линейка наушников с якорным излучателем, выпущенная Sony, очень интересна сама по себе. Если гигант индустрии аудио взял технологию в свои заботливые руки, это означает только одно: «арматуре быть». Авторитет Sony в области продвижения «правильных» технологий оспаривать нельзя. А то, что получилось в итоге, оказалось сложно оценивать.

Давайте поименно. Sony XBA-1 – без всяких сомнений, удача. Они недороги и музыкальны, а для нетребовательного уха и вовсе станут открытием «арматурного аудио». Часть недостатков звучания спишем на конструкцию излучателя, часть на цену.

С этими вкладышами придется обращаться достаточно аккуратно, провод не любит заломов, а ввод кабеля в капсюль выполнен предельно просто. Берегите их, и они прослужат долго, радуя вас любимой музыкой. Хороши они и в транспорте: акустическая развязка от источников шума выше, чем во многих моделях наушников с динамическим излучателем. Сбалансированность параметра «цена-качество» дает право присваивать значок «Оптимальная покупка».

Не так нежна моделька Sony XBA-S65, ее можно и под краном помыть, и с уха так просто не сорвать. Но звучание разочаровывает сразу, да и конструкция достаточно хлипкая, кабель не защищен от возможных рывков. Перед нами как раз тот случай, когда и стоимость вроде бы не так высока, можно купить «на попробовать», но результат пользователю не понравится. Это даже не «фирменный «сониевский звук», это нечто другое.

Намного лучше играют Sony XBA-2. Здесь явно проведена какая-то селекция излучателей, иначе просто нечем объяснить заметное улучшение воспроизведения самых высоких частот, внятную середину и стереопанораму. Появились низы, атака, панч. Но за все приходится платить. Цена совсем не так низка, как хотелось бы, – за эти деньги легко покупаются студийные мониторы или практически любая «уличная» модель накладных наушников. То есть алгоритм видится такой: вы приходите в магазин, слушаете XBA-2, если они у вас не вызывают отторжения характером звучания, покупаете. Других противопоказаний к покупке нет – в XBA-2 отчетливо видно «фирму».

Про Sony XBA-NC85D и говорить не хочется. Печаль. Такая дорогая штуковина, от такого бренда, и такой странный результат. За рекламными слоганами все забыли про музыку, а передовое шумоподавление… где оно?

Westone 3 снова напрашиваются на значок «Выбор редакции», но, во-первых, Westone 2 недавно его уже «оторвали», во-вторых, 13 000 за «затычки» – это немного через край, в-третьих, они сегодня выступают в роли «гостя студии». Так что значка в этот раз не будет, ограничусь устной похвалой и личной рекомендацией.

Главное: качество наушников и их ТТХ сами по себе мало что значат, в системе «персонального аудио» важно все и вся – и источник, и слушатель равно участвуют в процессе. Этим я намекаю на некую субъективность выводов сегодняшнего теста (смайл). UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?

Сам являюсь пользователем арматуры от Сони,XBA-2,,мне очень нравится как они звучат (есть нюансы небольшие иногда мне просто не хватает каких либо звуков в композиции,о которых я знаю,но это мелочи)и на телефоне если флак слушать а на компе через e-mu 1820 удовольствия ещё больше ))) хочу послушать модель XBA-4 думаю ещё больше понравится.

Добавить комментарий для DeViL TeaM Отменить ответ