10 лет назад 20 апреля 2009 в 15:23 54

Microsoft собирается в обозримом будущем уволить не менее 5 тысяч человек, Intel – 6 тысяч. По неподтвержденным данным, в Индии аутсорсинговые программистские конторы косяками покидают рынок из-за катастрофического падения уровня заказов в новом году. В Китае закрыто не менее семидесяти тысяч заводов, из которых почти четверть в той или иной степени имели отношение к производству и сборке электронных компонентов.

UPgrade

Даже Google отказалась от услуг сотрудников, работавших по договору, фактически закрыла отдел рекрутинга и в ближайшем будущем свернет работы над целым рядом проектов, которые еще недавно всеми без исключения считались очень перспективными (в то время как курс акций компании падает и падает). Под нож пойдут такие сервисы, как Google Notebook (он будет доступен только предварительно зарегистрировавшимся пользователям), Dodgeball просто выключат, Jaiku передадут на обслуживание общественным модераторам. Google Mashup Editor уберут и сосредоточатся на App Engine, а Google Catalog Search вообще уйдет в небытие. Ходят слухи, что в обозримом будущем будет закрыта недавно стартовавшая онлайновая энциклопедия для специалистов Knol, на которую Google еще в середине прошлого года возлагала массу надежд, а также несколько пока не названных ресурсов, принадлежащих компании.

Продажи мобильных телефонов в наступившем году будут ниже, чем в предыдущем (насколько я понимаю, за всю историю существования мобильников сокращение продаж по сравнению с предыдущим годом наблюдается впервые), на восемь процентов и несущественно превысят миллиард единиц. Продажи десктопов продолжат падать (и наиболее осторожные из аналитиков не берутся предсказывать, насколько сильным будет падение), а вот у ноутбуков есть шанс весь год балансировать на грани нулевого роста, правда только в том случае, если ситуация не будет ухудшаться с той же скоростью.

Но в целом в отрасли царит ничем не прикрытое уныние. Производители вынуждены понижать цены на свою продукцию, так как потребительский спрос продолжает падать, это, в свою очередь, вызывает резкое уменьшение прибылей (Xerox отрапортовал о падении данного показателя за 2008 год на 80 процентов по сравнению с предыдущим аналогичным отчетным периодом), а вслед за ним неизбежно начинается очередной виток экономии средств (см. сокращения персонала).

Впрочем, у любого вендора есть возможность сэкономить денег не увольняя народ, а порезав расходы на НИОКР. В принципе это может дать хороший тактический эффект, но для многих производителей станет крайне негативным фактором в краткосрочной и среднесрочной перспективах, ибо к моменту окончания кризиса (а хочется надеяться, что это рано или поздно произойдет) окажется, что те, кто не переставал выделять деньги на исследования, ушли далеко вперед и могут предложить потребителю нечто принципиально новое и потому интересное, а значит, вероятно, продаваемое.

Другой вопрос, что к настоящему моменту в загашниках транснациональных высокотехнологичных компаний валяется немало разработок, не запущенных в серию исключительно потому, что продажи устройств, являющихся их «предками по прямой линии», пока не успели окупить затраты на девелопмент и тем более принести прибыль. Как правило, очередное поколение девайса активно продвигается ровно до тех пор, пока нормально продается, и только потом на рынок выводится следующее.

Однако мировой кризис вполне может изменить отлаженный график выхода в свет новинок за авторством транснациональных производителей. Если ближайшие полгода действительно будут настолько «вялыми», как это сейчас принято считать, то вполне возможно, что сберегаемые на будущее разработки окажутся запущены в серию и, соответственно, появятся на прилавках быстрее, чем могли бы при нормальном развитии событий. У двух известных мне крупных компаний подобного рода продукты (причем весьма и весьма удачные) точно есть, но узнал я об этом на условии жесткого DND, поэтому описать их, к сожалению, до момента выхода в свет в журнале не могу.

В этом случае кризис, как это ни странно, выступит фактически двигателем прогресса. Другой вопрос, что дьявол, как это обычно и бывает, скрывается в деталях. На запуск нового поколения устройств, опять-таки, нужны значительные оборотные средства, а они нынче дороги, и из всех крупных игроков рынка существенные суммы наличных денег (по крайней мере, если судить по официальным данным) есть только у Apple.

Некоторые специалисты считают кризис чуть ли не позитивным явлением, которое оздоровляет рынки и делает конкуренцию между компаниями более осмысленной. По их мнению, в выигрыше может оказаться конечный потребитель, потому что когда погибнут наименее подготовленные компании, оставшиеся примутся изо всех сил конкурировать за его внимание. Правда, важно, чтобы у этого самого пресловутого конечного потребителя деньги в принципе были. Ибо, если встанет выбор между тушенкой и новым гаджетом, решение, безусловно, будет не в пользу электроники. Так что ждем развития событий.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?