13 лет назад 17 июня 2011 в 0:52 974

Поколение видеокарт NVIDIA серии 4хх оказалось весьма удачным. Оно прекрасно поддерживает все передовые технологии графики, такие как DirectX 11 и Shader Model 5.0, а производительности этих видеоадаптеров хватит еще на несколько лет вперед (если говорить о GeForce GTX 470 и GeForce GTX 480). Однако прогресс не стоит на месте, рынок требует постоянного движения – и свежачок не заставил себя долго ждать (смайл). Победное шествие видюх NVIDIA пятой серии идет полным ходом. Но по сравнению с предыдущим поколением, четвертым, ничего нового, кроме увеличенных тактовых частот да большего количества потоковых процессоров, увидеть не удастся (и даже техпроцесс остался тем же – 40 нм). Сегодня мы протестируем две видеокарты – последней и предпоследней серии.

Первый участник сегодняшнего тестирования – Zotac GeForce GTX 460. Это middle-end прошлого поколения. Данный продукт и сейчас остается в той же нише. В коробке с видеокартой есть все самое необходимое для ее подключения (два переходника с Molex на 6-pin), а также для оценки производительности оной (игра Prince of Persia: The Forgotten Sands). Видеоадаптер несет на своем борту целых 336 потоковых процессоров, а частота ядра равна 710 МГц. Шина памяти 256-битная, а это значит, что даже в высоких разрешениях карта предположительно должна демонстрировать вполне играбельный fps в современных игровых приложениях. Тактовый генератор памяти работает на 3600 МГц, что по сравнению с видюхами нынешнего времени уже маловато. Объем оперативки составляет классические (сегодня) 1024 Мбайт. Как уже было сказано выше, аппаратные возможности соответствуют всем существующим ныне стандартам. Видеокарта выполнена на текстолите черного цвета, имеет скромные габариты, благодаря чему без особых проблем влезет в большинство средних корпусов. Для доппитания выведены два шестипиновых разъема, причем, согласно рекомендациям NVIDIA, мощность блока питания должна быть не меньше 400 Вт.

Система охлаждения двухслотовая, она накрывает не только GPU, но и микросхемы памяти, однако подошва круглого радиатора не имеет прямого контакта с последними. Желтый 80-миллиметровый вентилятор выгоняет нагретый воздух наружу корпуса. Вся конструкция спрятана в пластиковый кожух с выгравированным лого фирмы. На задней панели находятся целых четыре интерфейсных разъема: три DisplayPort и один DVI. Хоть все эти коннекторы и цифровые, очень не хватает HDMI, потому как он сейчас является одним из наиболее распространенных и востребованных видеовходов (автор, наверное, забыл про лицензионные отчисления в копилку HDMI Licensing. – Прим. Кэпа). Система охлаждения Zotac GeForce GTX 460 очень тиха, лишь при максимальной нагрузке пропеллер начинает издавать неприятный шум.

  • Устройство: Zotac GeForce GTX 460
  • Тип: видеокарта
  • Видеочип: GF104
  • Частота видеочипа: 710 МГц
  • Техпроцесс: 40 нм
  • Память: GDDR5, 1024 Мбайт
  • Частота памяти: 3600 (1800) МГц
  • Выходы: 1 x DVI, 3 x DisplayPort
  • Интерфейс: PCIE 2.0
  • Энергопотребление: 160 Вт
  • Подробности: www.zotac.com
  • Благодарность: устройство предоставлено компанией Zotac (www.zotac.com)

Вторая видеокарта от того же вендора именуется Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition, вышла она в марте 2011 года. Адаптер собран на 40-нанометровом чипе GF116, а это означает, что на борту находится 192 потоковых процессора, которые функционируют на частоте 1000 МГц по сравнению с номинальными 900 МГц. Площадь кристалла составляет весьма скромные 238 мм2, а число транзисторов в нем равняется 1170 млн штук. Все это весьма положительно отразилось на небольшом энергопотреблении – 110-116 Вт. Объем памяти такой же, как у предыдущей карточки, – 1024 Мбайт (разрядность шины памяти ниже, чем у GeForce GTX 460, – 192 бита). Тактовый генератор оперативки трудится на 4400 МГц, что отличается от «задуманных» фирмой NVIDIA 4100 МГц. Проведенный компанией Zotac комплекс мероприятий по оверклокингу впечатляет, и он может оказаться весьма кстати в противоборстве с конкурентами.

Сама видеокарта почти на 3 см короче, нежели предыдущая (Zotac GeForce GTX 460). Система охлаждения очень похожа на уже описанную нами выше. Например, вентилятор точно такого же размера (80 мм). А вот радиатор на этот раз имеет несколько иную форму, меньшее количество ребер и точно так же не обслуживает микросхемы памяти. Материал теплоотвода тот же. Пластиковый кожух имеет несколько особенностей. Во-первых, желтые «решетки» выглядят брутально и эффектно. Во-вторых, через эти отверстия горячий воздух выходит за пределы видеоадаптера. На плате распаян лишь одно шестипиновое гнездо для дополнительного питания. На задней панели расположились четыре разъема: два DVI, DisplayPort и наконец-то не забытый инженерами Zotac коннектор HDMI. Система охлаждения во время эксплуатации издает множество разнообразных звуков. Помимо неприятного шума вентилятора в жестких 3D-режимах силовые дроссели достаточно громко свистят. Аппаратной проблемой назвать это все же нельзя, потому что на сроке службы видеокарты данная «фича» не скажется.

С функциональными особенностями двух продуктов от фирмы Zotac мы познакомились, теперь пришло время проанализировать результаты тестовых приложений. Системная конфигурация такова: центральный процессор AMD Athlon II X4 640 (3150 МГц), материнская плата MSI 870-G45, оперативная память Crucial BallistiX (2 x 2048 Гбайт, 1680 МГц (CL9)), жесткий диск Maxtor 6V160E0, блок питания FSP Epsilon (700 Вт), операционная система Windows Vista 64-bit. Комплект драйверов для видеокарт: ForceWare 266.58 – для Zotac GeForce GTX 460, и ForceWare 267.59 – для Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition. Набор тестовых приложений включал 3DMark Vantage (Performance, GPU), Street Fighter IV (1920 x 1080, Max, 16AA, 16AF), Crysis (1920 x 1080, Very High, 16AA), а также программу FurMark, которая помогала нам оценить степень нагрева чипа видюхи.

Начнем с результатов старшей платы Zotac GeForce GTX 460. В «синтетике» ей удалось набрать 15 564 балла (GPU – 13 079), что является очень неплохим показателем. В игре Street Fighter IV средний fps равнялся 109, а вот в Crysis – всего 19 fps. Если учитывать, что использованные мной настройки графики никак нельзя называть щадящими, данные итоги можно считать вполне приемлемыми. Максимальная температура чипа составила в нагрузке 70°, это в пределах нормы. Теперь перейдем к показателям Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition с заводским оверклокингом. 3DMark Vantage порадовал 13 088 баллами (GPU – 10 716).

Средняя частота кадров в Street Fighter IV равнялась 97, а в игре Crysis – 15. Как видите, показатели несколько ниже, чем у предшественника. Это связано не только с меньшим количеством потоковых процессоров (почти в 1,5 раза), но и с «урезанной» шиной памяти (192 бита против 256). И даже гораздо более высокие «мегагерцы» на ядре и памяти у Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition не спасают положения. Остается одна последняя надежда – «овероверклокинг» (смайл). Наверняка ведь полученная инженерами Zotac частотная формула не является максимальной. Температурный показатель этой модели также в полном порядке – 86°. Горячо, но некритично.

  • Устройство: Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition-
  • Тип: видеокарта
  • Видеочип: GF116
  • Частота видеочипа: 1000 МГц
  • Техпроцесс: 40 нм
  • Память: GDDR5, 1024 Мбайт
  • Частота памяти: 4400 (2200) МГц
  • Выходы: 2 x DVI, HDMI, DisplayPort
  • Интерфейс: PCIE 2.0
  • Энергопотребление: 110 Вт
  • Подробности: www.zotac.com
  • Благодарность: устройство предоставлено компанией Zotac (www.zotac.com)

И раз уж мы заговорили о разгоне, то к нему и перейдем. Как вы могли убедиться, номинальной производительности в некоторых приложениях не хватило, в связи с этим мы попытаемся исправить эту досадную ситуацию путем повышения тактовых частот. В этом нам поможет приложение MSI Afterburner 2.1. Zotac GeForce GTX 460 не очень охотно «поддалась» на такие манипуляции, итог – 800 / 1606 / 3600 МГц для чипа, шейдерного блока и памяти соответственно. Уже на частоте 850 МГц графический драйвер оповещал о сбое. Видеокарты этой серии никогда не блистали выдающимися результатами в плане оверклокинга, однако и на этом спасибо. Полученная комбинация частот позволила увеличить средний fps в Crysis до 21. А это значит, что можно довольно комфортно провести время за любимой игрой. Хочется отметить, что процесс оверклокинга на видеокартах NVIDIA осложняется тем, что иногда трудно определить момент переразгона адаптера. Скажем, стресс-тест FurMark может не выявить проблем, а в игре достаточно и 30 с, чтобы компьютер «ушел в себя». Еще один идентификатор неудачного разгона – более низкие показатели фреймрейта, даже ниже, чем с номинальными частотами ядра, так что будьте внимательны.

Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition разогналась гораздо лучше своей предшественницы. Итоговые частоты таковы: 1040 / 2072 / 5000 МГц для чипа, шейдерного блока и памяти соответственно. Данный результат – средний для серии GeForce GTX 550 Ti. Тем не менее его хватило, чтобы средний кадр в Crysis возрос до 16. Однако этого точно недостаточно для плавности смены кадров игры. Выход один – уменьшать кратность антиалиасинга.

Вот и подтвердилась известная теория, что новый продукт не всегда лучше старого. Пусть две видеокарты, рассмотренные в этом обзоре, и не являются прямыми конкурентами, однако обе относятся к категории middle-end. Как видите, стоимость Zotac GeForce GTX 460 не радикально отличается от оной у Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition, а это значит, что целесообразней будет доплатить лишнюю тысячу-полторы рублей, ведь производительность первой на 15-20% лучше, чем у второй.

Хотелось бы похвалить инженеров фирмы NVIDIA, которые приняли верное решение и отказались от узкой 128-битной шины памяти. Ведь именно она зачастую являлась слабым местом видеокарт среднего и нижнего ценового диапазона. Достойным соперником сегодняшнему победителю (Zotac GeForce GTX 460) могла бы стать GeForce GTX 560 Ti. Эта видеокарта стоит дороже, но при этом она является гораздо более быстрым устройством – собственно, именно для замены четыресташестидесятки она и создавалась. Но это уже совсем другая история. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?