8 лет назад 29 июня 2016 в 23:36 3717

Концепция «умного дома» не раз освещалась на страницах журнала UPgrade, про «умные автомобили» мы периодически пишем в новостях, но как таковых обзоров у нас еще не было. Поводом для данного текста стало неожиданное приглашение от компании BMW на IT-Workshop.

Кто-то из наших постоянных авторов уехал в отпуск, кто-то просто пропустил приглашение, а есть такие, которые совсем не интересуются автомобилями (Remo, камень в твой огород. — Прим. автора. — А кто-то не интересуется антропогенезом! Камень в твой огород! — Прим. Remo), потому поехал сам.

Мероприятие оказалось познавательным, по крайней мере для меня. Да, я слежу за новинками в автомобилестроении, за электронными «помощниками», которые каждый год выпускают автопроизводители, но так, достаточно поверхностно, не вдаваясь в детали. А тут представилась возможность узнать интересные подробности, — и я ею воспользовался, так что внемлите рассказу про высокие технологии в мире BMW

Все достижения демонстрировались на примере трех автомобилей: футуристического спорткара BMW i8, гибридного BMW X5 PHEV и новой БМВ 7 (2016-2017), которая получила мультимедийную систему iDrive следующего поколения с полностью перерисованным интерфейсом, более производительным железом и первым в истории BMW сенсорным дисплеем, способным распознавать жесты.  Но информации по данным автомобилям много на различных авторесурсах, а мой рассказ будет посвящен электронике.

Начну с того, о чем не пишут в пресс-релизах и в описаниях технологий на сайте компании: с 2014 года в каждой BMW есть функция интеллектуального экстренного вызова, работает через встроенный модуль с SIM-картой. У нас операторов сотовой связи можно по пальцам пересчитать, и у каждого свои плюсы и минусы, у каждого своя зона покрытия и т.д., но инженеры из BMW пошли своим путем: они использовали SIM-карту Vodofone. То есть машина всегда на связи, но всегда в роуминге. Дорого? Вероятно да, но владелец авто об этом не задумывается, потому как стоимость этой услуги уже включена в стоимость автомобиля. А главное преимущество такого подхода  — это полная независимость от российских операторов: у кого лучше прием в данном месте, через того и будет реализовано подключение.

Теперь про доступ в Интернет. Хоть в автомобиле и есть множество сервисов, использующих доступ к всемирной сети, но вот обычного браузера нет. А в Европе или в Штатах на компьютеры BMW он устанавливается штатно и отлично работает. Связано это с действиями Роскомнадзора, который запрещает в нашей стране доступ к определенным сайтам.

Для многих автомобиль – это неотъемлемая часть жизни. Кто-то стоит в пробках по дороге на работу и обратно, кто-то ездит по выходным на дачу, для некоторых машина — это работа, есть и те, кто просто любит путешествовать за рулем.

Все эти люди проводят много времени в автомобилях и, в принципе, автомобиль можно воспринимать как гаджет, выполняющий определенную функцию: доставить владельца из точки А в точку Б. Вот автопроизводители в наши дни и делают все возможное, чтобы пребывание за рулем стало для человека как можно более комфортным.

Медиавозможности автомобиля развивались на протяжении многих десятилетий, и сейчас вместо простого радиоприемника стоят навороченные мультимедиа-системы с большими экранами и с множеством функций, далеко выходящих за рамки «музыку послушать» или «кино посмотреть». Когда-то АБС была в диковинку, а сейчас за пассивную безопасность отвечает столько датчиков и систем, что пальцев на руках не хватает все перечислить.

К чему все движется? Мне видится два направления: персонализация — «автомобиль под человека» и «автоматизация — максимальный контроль над дорогой не только со стороны водителя, но и со стороны автомобиля, сначала как страховка действий человека, а в последующем как замена».

Сотовая связь

Я уже говорил о модуле сотовой связи, так вот давайте по пунктам, для чего он используется:

— о приближении времени технического осмотра вам напомнит не только сообщение на центральном экране или на приборной панели, но и оператор информационного центра, вот прям позвонит неожиданно вам прямо в машину и сообщит, что пора масло поменять, и сразу расскажет, куда можно заехать и провести все процедуры и даже поможет подобрать сервис поближе. При этом не будет утомлять вопросами вроде номера вашей машины или VIN или ваших персональных данных, у него уже все есть, — если вы зарегистрировались на специальном портале. А еще он может письмо прислать на почту, что АКБ скоро сядет, если скажем где-то на природе вы слушаете музыку из машины и забыли, что это может батарею посадить;

— BMW Roadside – тоже полезная штука, при условии, что в радиусе 200 км от вас есть официальный сервис. В таком случае можно рассчитывать на своевременную помощь на дороге и даже бесплатную эвакуацию;

— если вы попали в аварию, то можно вызвать ГАИ, скорую, МЧС и прочие службы не по мобильному телефону, а воспользовавшись кнопкой SOS. Как уверяют представители компании BMW, это сильно сократит время реагирования на вашу ситуацию. И, более того, вам даже не нужно будет сообщать адрес, его сразу получит оператор;

— в случае, когда у вас случилась серьезная неприятность, настолько неприятная, что вы не в состоянии сами даже до кнопки дотянуться, то автомобиль самостоятельно активирует функцию интеллектуального экстренного вызова и передаст соответствующим службам информацию о своем местоположении и состоянии. С вами тут же попытаются связаться для уточнения обстоятельств сотрудники оперативного центра. Кстати, GSM-модуль снабжен отдельной батарейкой, так что система оповещения сработает, даже если аккумулятор машины сдох;

— функция «Консьерж-сервис» – ваш личный авто-секретарь. Найти ближайший ресторан? Вам предложат варианты и загрузят координаты прямо в навигатор вашего автомобиля. А вообще можно просто пообщаться, если вдруг за рулем засыпаете, вам в этом точно не откажут (смайл). Ну и вся информация, которую можно найти путем поиска в интернете, вам тут же будет доступна, только спросите;

— навигация, куда без нее. И, естественно, по словам представителей компании, пробки предоставляет TomTom, который в свою очередь работает и с Google и с Яндексом и даже с сервисом оценки трафика при правительстве Москвы. А вот насколько он хорошо работает, можно оценить только на дороге.

 

Управление медиа и навигацией

За всех не скажу, но я на столько привык к тачскрину (телефон, планшет, моноблок, терминалы в банках), что иногда тыкаю в экран ноутбука и удивляюсь, что нет реакции. Так вот, в BMW экран с тачскрином установлен только на новой 7-й серии, в остальных случаях предлагается фирменный джостик iDrive – это действительно очень удачное решение, в самой последней версии оно еще и с тачпадом сверху. Пробовал набрать адрес написанием букв на тачпаде – это то еще развлечение, проще «шайбу» крутить.

В целом управление очень удобное, а главное не надо тянуться к экрану пальцем и отвлекаться от дороги, чтобы попасть в маленькую кнопочку. Те, кто постоянно пользуется таким типом управления бортовой мультимедийной системой, могут больше рассказать о плюсах и минусах данной реализации, остальным проще попробовать. Кстати, наверняка многие знают, что в телефонах и фотоаппаратах есть возможность настроить срабатывание по улыбке или по определенному жесту пальцами, так вот BMW 7-й серии то же так умеет. Не фотографировать, естественно, а подчиняться командам. Вот небольшое видео по этому поводу.

 

Безопасность

Хотя я и оставил эту тему напоследок, но безопасность —  самое важное в любом автомобиле.

Есть 2 вида систем безопасности в автомобиле, активная, которая задействуется, когда уже все плохо и пассивная, задача которой сделать так, чтобы плохо не было. Сейчас, благодаря развитию электроники, активное развитие получили именно системы пассивной безопасности.

Функции BMW ConnectedDrive объединяют несколько интеллектуальных систем, которые в реальном времени мониторят параметры автомобиля, изменения окружающей обстановки и предотвращают аварийные ситуации. Ну, стараются. К примеру, отслеживание дорожной разметки – отличная функция, но, как оказалось, в России она малопригодна в виду периодического отсутствия разметки, поэтому новая BMW 7-й серии имеет в своем арсенале стереокамеру, которая позволяет следить за ситуацией на дороге в целом, если ехать в потоке. С учетом того, что автомобиль может самостоятельно поддерживать заданное расстояние до впереди идущего транспорта, можно двигаться в пробках почти на автопилоте, главное руль хоть 2-мя пальцами, но держать, иначе автопилот откажется управлять за вас. А вот останавливаться, трогаться, разгоняться, поворачивать вместе с потоком машина может самостоятельно

Из того, что мне еще понравилось, хочу отметить систему ночного видения. Это инфракрасная камера, которая отслеживает объекты на расстоянии до 400 метров и выводит предупреждение о опасности, если дорогу переходит человек или крупное животное. А вот на кошек и небольших собак система не реагирует — подумаешь, мелочь какая-то…

Парковка стала уже практически автоматической. Подъехали, остановились, вышли из машины, нажали кнопку на брелке и машина заехала в бокс, она даже зеркала сложит заранее, чтобы не поцарапать. Я заснял этот процесс.

Проехать в таком режиме, управляясь только с ключа, машина может около 7 метров, но, как пошутил сотрудник компании, «можно порциями по 7 метров и до дома доехать не трогая руль и педали».

Попробую подвести итог. IT-технологии вовсю используются в автомобилестроении и очень успешно, при этом все делается с большим запасом по производительности, поскольку обновляются автомобили реже чем смартфоны, ноутбуки и планшеты. Современные системы пассивной безопасности способны предотвращать аварии или предупреждать водителя о аварийных ситуациях, автомобили действительно становятся «умными». Об этом свидетельствует огромное количество датчиков (в двигателе, коробке передач, раздаточной коробке, тормозной системе, подвеске и т. д.). Бортовой компьютер автомобиля, который отвечает за обработку информации с этих датчиков, помимо прочего, обладает огромной базой знаний о различных ситуациях и способен не просто корректировать поведение автомобиля, но и предугадывать аварийные ситуации и предотвращать их. Многим кажется неправильным, что электроника вмешивается в процесс вождения, но для подавляющего большинства эти технологии точно будут полезны.  Вершина этой ветви развития автомобилей – автопилот и автомобиль без водителя.

В скором времени стоит ожидать полную интеграцию всей бортовой электроники автомобиля со смартфонами и другими носимыми гаджетами. Ну и до кучи машины начнут для пущей безопасности общаться между собою в потоке.

На этом пожалуй закончу. Если у Вас есть собственное мнение на тему технологий и автомобилей, оставляйте комментарии на сайте или пишите на почту, с удовольствием подискутируем!

Почему в машинах электроника именно такая

Есть одна особенность у автомобильной электроники, про которую надо упомянуть, — это моральное устаревание железа. Давайте разберемся, почему это происходит. Во-первых, к автоэлектронике предъявляют особые требования, и главное тут — баланс надежности и веса. Наверняка все видели, как выглядит самый обычный сабвуфер, но немногие видели, как выглядит автомобильный — не тот, что собран самостоятельно и занимает половину багажника, чтобы «бахало», а тот, который устанавливают на заводе, в комплекте с акустикой Hi-Fi-класса. Устройство очень компактно, но при этом оно рассчитано на работу в большом диапазоне температур, на постоянную тряску и другие превратности судьбы. Во-вторых, нетривиальностью отличается и путь любого электронного компонента в состав штатных запчастей того или иного автомобиля. Естественно, есть топовые линейки автомобилей, которым достается все самое современное, но в любом случае перед запуском машины в масс-продакшен все системы должны быть протестированы и отлажены. А это месяцы, если не годы работы.

Чуть не забыл про еще один интересный момент. Как вы себе представляете ключ от автомобиля? Да-да, вот этот гаджет, похожий на какой-то маленький смартфон — это не что иное, как ключ. Он запросто может подключаться к компьютеру, например для сохранения в файл настроек. Ну и заряжается он или от microUSB как смартфон, либо в автомобиле, там есть для него беспроводная зарядка в боксе между сидениями, там же, кстати, можно и смартфон подзарядить.

На данный момент существуют мобильные приложения BMW ConnectedDrive нескольких разновидностей. BMW Connected позволяет контролировать различные параметры автомобиля, от расхода топлива до нагрузки на двигатель, My BMW Remote и BMW отвечают за двери, фары, кондиционер и навигацию, а для гибридных моделей есть eDrive, благодаря которому владелец всегда может оценить уровень заряда батареи и с учетом этого точно проложить маршрут.

 

Благодарность.

Хочется выразить благодарность за теплый прием и познавательный экскурс команде BMW Group Россия!

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?