17 лет назад 1 ноября 2006 в 11:36 576

Чужой клиент

Теперь одному из них предстояло сойти.
Старенький Боливар революции, ее движущая сила, не мог выдержать обоих.
Продолжение соперничества грозило расколом и хаосом.
— Шаг вперед, два шага назад! — громоподобно требовал Ильич.
— Два шага налево, два шага направо! — требовательно гремел Пахомыч.
— Лучше меньше, да лучше! — поучал блистательный Ленин.
— Лучше лучше и больше! — переиначивал ослепительный Сувениров.
Э. Дворкин. Идущие на убыль

Как известно, принцип «клиент — сервер» придуман не вчера и даже не позавчера. Прошло достаточное количество времени с момента его рождения, он успел стать достаточно развесистым и к настоящему времени привлечь пристальнейшее внимание самых разных крупных контор. Почему он так популярен — очевидно.

Использование систем, построенных на этом принципе, позволяет конторе, при наличии у нее достаточного количества финансовых и интеллектуальных ресурсов, контролировать сразу несколько аспектов деятельности пользователя и соответственно получать с каждого из аспектов вполне отдельные деньги.

Компания разрабатывает серверное ПО, компания разрабатывает клиентское ПО, компания по мере своих сил старается получить в свое распоряжение необходимую инфраструктуру, нужную для того, чтобы клиентская и серверные части ПО могли как-то между собой диалог вести — и ей настает радость.

Классический пример такой системы, ориентированной строго на обычного пользователя ПК (причем как на домашнего обычного пользователя, так и на многих корпоративных пользователей) — Instant Messenger от America OnLine.

Берутся очень много клиентов AOL как провайдера, и их начинают настойчиво грузить в том смысле, что необходимо быстро начать использовать в повседневной жизни какой-нибудь интернет-пейджер, потому что «вы же не хотите пропустить тот момент, когда ваша девушка опять окажется в Сети?» (реальная фраза из спама, с которым меня одно время, правда, довольно давно, AOL старательно знакомила). А какой интернет-пейджер самый лучший в мире, с точки зрения AOL? Правильно! Разумеется, это AOL Instant Messenger.

Поймите меня правильно: AOL ведет себя вполне естественно и логично. Ей принадлежит система интернет-пейджинга, она обладает вполне реальными возможностями влияния на потребителя в нужном ей направлении, поскольку компания и провайдерствует заодно, и еще бог знает чем занимается. Она на совершенно законных основаниях пользуется своими возможностями — и, кстати, достигла в этом деле вполне решительных успехов. Так же, как Microsoft и Yahoo!.

Подобного рода начинания совершенно беспроблемно развивались с момента своего возникновения на свет и вплоть до недавнего времени. Мне сложно сказать, совпадение это или нет, но, по моим ощущениям, именно вместе с началом кризиса инвестиций в hi-tech вообще и в интернет в частности начали организовываться в значительных количествах мелкие сетевые компании, которые либо по договоренности со всеми заинтересованными лицами выполняли часть работы больших контор (аутсорсинг — довольно эффективная вещь), либо откровенно пользовались их наработками в своих вполне даже личных целях, которые далеко не всегда совпадали с намерениями и планами многократно упомянутых выше крупных контор.

Это я все к тому, что относительно недавно в Сети начала распространяться информация о вновь появившемся клиенте интернет-пейджинга под названиям Trillian. Подобные начинания случались в интернете и раньше, но публика быстро разочаровывалась в плюсах независимости от традиционных клиентских программ, и темпы роста количество пользователей подобных «альтернативных клиентов» резко падали.

Честно говоря, я ожидал, что после первых недель восторженных охов и ахов на форумах начнут появляться сообщения, что не так хорош Trillian, как его малевали. Однако ничего подобного не происходило — более того, писали, что количество пользователей программы стабильно увеличивается, что компания AOL уже так озаботилась происходящим, что периодически вносит некие коррективы в свои программы и системы, после чего клиенты Trillian перестают к ней подключаться.

А создатель этой интересной программы компания Cerulean Studios, которая была образована двумя товарищами совсем недавно (только в 1998 году) и базируется в США (интересно, почему они такую странную доменную зону выбрали, чтобы расположить свой сайт — http://www.trillian.сс/?), в самые что ни на есть кратчайшие сроки выпускает обновленную версию клиента, которая опять хорошо работает.

Спустя несколько дней я наконец не выдержал и скачал себе таки этого клиента, потому как мое любопытство уже достигло размеров той жабы, на которую столь часто ссылается коллега Бучин.

Клиент оказался будь здоров! Разумеется, мне сложно судить о том, насколько он хорошо заменяет родные клиенты тех сетей, которыми я никогда не пользовался, но судя по вышеописанной крайне нервной реакции компании AOL — заменяет вполне. Сидеть в аське с помощью Trillian — комфортно, и это несмотря на некоторую сыроватость программы.

Видно, что у сотрудников Cerulean Studios время уходит в основном на то, чтобы отлаживать самые важные части клиента, поэтому не пугайтесь, если вдруг какое-нибудь меню пятого уровня будет нуждаться в некотором редизайне или после нажатия на кнопку Message History откроется окно Блокнота, в котором и будет искомая history (кстати, имхо, весьма и весьма удобно). У Trillian даже есть некоторые очень полезные функции, от которых давно отказалась сама ICQ Inc. по каким-то своим внутренним соображениям. Например, он умеет показывать IP собеседников. Другой вопрос, что он далеко не всегда делает это корректно, но это уже детали, которые вполне можно списать на болезни роста.

Но в целом эта программа сделана достаточно качественно, чтобы очень серьезно заинтересовать пользователей всех крупнейших интернет-пейджинговых сетей, особенно тех, кто является активным пользователем нескольких из них. В нашей стране как-то так сложилось, что массовым пейджером стала именно аська, поэтому, к сожалению, это достоинство программы оценит не очень много народа. Хотя это не страшно: у программы других хороших качеств очень даже хватает — например, помимо работы с четырьмя пейджинговыми сетями она еще и заменяет клиент для IRC-каналов, причем делает это вполне даже успешно.

Так что сам по себе Trillian — это, судя по всему, действительно здорово. Но еще важнее то, что это прецедент. Очень много чего сейчас работает по технологии «клиент — сервер», причем, как правило, самые массовые системы подобного уровня либо обеспечивались полностью бесплатными клиентами, либо клиенты монопольно изготовляла компания — владелец сервиса, а жалобные попытки сделать что-либо альтернативное благополучно чахнут и поныне. Trillian — это первый альтернативный клиент, который сделан достаточно качественно для того, чтобы стать массовым.

Есть шанс, что небольшие компании сейчас активно начнут заниматься производством клиентов, которые не только смогут составить серьезную конкуренцию официальному ПО, но и в состоянии будут изменять некоторые принципы функционирования Сети. Например, возможности сети ICQ будут использоваться этими клиентами для установления контакта друг с другом, а всю остальную деятельность (причем она может быть в принципе любой — например, можно организовать онлайновый рынок на основе этого хозяйства, просто добавив в клиент дополнительный модуль) клиенты будут осуществлять напрямую друг с другом.

В общем, много чего можно будет сделать коммерчески привлекательного, и сейчас владельцы больших пейджинговых сетей начинают это понимать…

Через полгода ту версию аськи, которая стоит у вас сейчас и вызывает массу нареканий своими размерами и перегруженностью ненужными функциями, можно будет вспоминать с нежностью как образец программного аскетизма. Те времена, когда интернет-пейджеры служили только для общения, проходят, и кто знает — может быть, через пару-тройку лет появится специальный телевизионный канал ICQ+, который можно будет посмотреть только с помощью клиента от ICQ Inc.

А на всех альтернативных клиентах будет светиться белая по черному надпись, призывающая не забыть выключить ICQ.

И сменить ПО. На то, которое наше — то есть правильное.

Текущие вопросы
 

За последние два-три месяца нам несколько раз приходили письма, в которых содержались обвинения редакции в необъективности, продажности и прочих неприятных вещах. Авторы писем грозно вопрошали: а почему вы пишете про железо только хорошо? Ведь так не бывает — на рынке гораздо больше не очень хорошего железа, чем очень хорошего! А у вас (в смысле, у нас) что ни железка — то, понимаешь, «маст бай» и все такое.

Непорядок! Не может быть такого, чтобы все железки, которые попадают к вам (то есть к нам) в редакцию, были такие шикарные и все из себя замечательные, а значит, вы продались с потрохами и печатаете заказные (сиречь оплаченные) статьи.

Официально отвечаем: совершенно верно, не могут все железки быть хорошими. Через руки наших товарищей тестеров проходит совершенно бешеное количество самого разного железа — от мониторов до принтеров и видеокарт с мышами, и, в общем-то, далеко не все девайсы в состоянии порадовать своего будущего владельца или нашего тестера.

Периодически что-нибудь совершенно самопроизвольно сгорает, портится или иным образом ломается, после чего народ зависает в редакции на несколько суток и самоотверженно пытается понять, почему все поломалось…

А секрет, почему в журнале мы очень редко серьезно на железку ругаемся (как правило, подобная беда случается в рингах или испытаниях, когда какая-нибудь подопытная девайсина начинает себя вести ну совсем уж из рук вон), очень прост. Дело в том, что про плохие железки мы стараемся вообще не писать. Ну то есть совершенно. Если всерьез рассматривать каждое творение неизвестных китайских энтузиастов — так это вообще крышей поехать можно.

И, как вы понимаете, еще более странным было бы уделять этим самым творениям ценное место в журнале, где вполне даже можно написать про что-нибудь приличное.

Уважаемые читатели! Официально заявляем: в журнале Upgrade не публиковались, не публикуются и никогда не будут публиковаться «джинсовые» статьи. Если какая-либо компания решит опубликовать рекламный материал, то он выйдет в свет со специальной пометкой «Публикуется на правах рекламы». Это общепринятая практика, которая, по идее, должна устраивать всех участников процесса.

Далее. Периодически некоторые из вас, уважаемые читатели, жалуетесь, что вы подписались на журнал, а номера приходят через один, либо с опозданием на несколько недель, либо в ужасающем состоянии. В принципе, мы уже про эту проблему писали, но тем не менее.

Виноваты не мы. Виновата почта. Причем если вдруг вы подписались на Upgrade, а он упорно к вам не приходит, то необходимо идти в свое почтовое отделение, добывать начальника этого самого почтового отделения и писать на его имя заявление с требованием разобраться наконец, что это за беспредел происходит.

Насколько я знаю, разобраться с безобразием и принять меры он (начальник) должен в течение трех дней. Что касается нас, то мы честно необходимое количество экземпляров товарищам почтовикам отгружаем.
И маленькое напоминание напоследок.

У нас на сайте upgrade.computery.ru висит читательская анкета, заполнив которую, вы не только поможете нам сделать журнал еще более интересным, но и можете выиграть приз от спонсора анкеты — компании 1С!

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?