10 лет назад 30 мая 2011 в 0:04 1171

Все современные высокоэффективные воздушные системы охлаждения основаны на тепловых трубках. Хотя бросить вызов мейнстриму в свое время пытались многие. Например, умы инженеров-кулеростроителей давно волновала идея использовать в СО вместо тепловых трубок замкнутый контур с эффективным теплоносителем, например жидким металлом, циркулирующим внутри под действием электромагнитного поля. Еще в далеком 2005 году мы видели прототип видеокарты Sapphire Radeon X850, оснащенной таким кулером.

По сути, контур с жидким металлом мало отличается от обычной СВО. В нем также по трубкам между теплосъемником и радиатором, забирая тепло в одном месте и отдавая в другом, циркулирует теплоноситель. Только в качестве последнего выступает не вода, а жидкий металл; и приводит его в движение не крыльчатка обычной помпы, а электромагнит на пару с эффектом Лоренца (смайл). Плюсы такого решения очевидны: за счет отсутствия движущихся частей насос становится бесшумным (в СВО нередко сложнее всего избавиться именно от его гудения). Да и теплоемкость металла выше, чем у воды, на порядок (так, например, у служащего для этих целей в атомной энергетике натрия она в 65 раз больше).

«Если все так прекрасно, то почему рынок не то что не завален подобными кулерами, а их вообще нет?» – спросите вы. Тут весь вопрос в цене. В уже упомянутой атомной энергетике или аэрокосмической отрасли, где в основном и применяются системы охлаждения с жидким металлом, этот вопрос, понятное дело, вообще не стоит. В потребительском же секторе приходится экономить каждый доллар.

Так или иначе, серийные жидкометаллические охладители увидели свет только в 2007 году, когда созданная незадолго до этого датская Danamics представила свой первый продукт – процессорный кулер LM10. Он стоил €350 (как хорошая СВО), но демонстрировал довольно среднюю эффективность и не завоевал особого признания оверклокеров. Несмотря на это, компания не опустила руки, и через год с небольшим была выпущена более производительная модель, получившая имя LMX. Она еще и упала в цене в два раза – до €170 (то есть с серьезными водянками уже не конкурировала (смайл)). Но лучшие суперкулеры все равно оставались эффективнее и дешевле.

И вот на рубеже 2009 и 2010 годов производитель предпринял третью попытку покорения топового сегмента воздушных СО. Завоевать сердца оверклокеров должна была облегченная версия LMX, получившая имя Superleggera (видимо, маркетологи Danamics вдохновлялись суперкаром Lamborghini Gallardo, одна из эксклюзивных модификаций которого носит как раз такое название). Правда, полегчал в основном комплект поставки кулера – за свои €100 пользователь получал только одно крепление: под Intel LGA 775, или LGA 1155 / 1166, или для LGA 1366, или AMD AM2 / AM3 – на выбор. А сам охладитель весил почти 1,2 кг.

Почему я все время пишу о нем в прошедшем времени? Да просто в конце минувшего года компания Danamics наконец вынуждена была признать свое поражение и прекратить выпуск жидкометаллических кулеров. А вот по каким причинам сие случилось, ниша ли оказалась слишком узка или из-за того, что даже в третьем поколении продукт не избавился от детских болезней и не смог конкурировать с обычными охладителями, большой вопрос.

И вот легенда у меня в руках. Да, по крайней мере упаковка СО Danamics LMX Superleggera вызывает уважение: охладитель разместился в двух крупных коробках, скрепленных пластиковой «суперобложкой». В одной располагается сам кулер и выбранный комплект крепления, а во второй прячется блок питания Danamics Power Booster 2 для его электромагнитной помпы – компьютерный БП выдает только постоянный ток, а ей нужен переменный. Наверное, можно было запитать насос от еще одной розетки (а что, используют же многие «водопроводчики» аквариумные насосы, подключающиеся к общей электросети), но производитель выбрал вариант с отдельным БП. Он занимает трехдюймовый отсек корпуса. Причем в передней части питальника присутствует радиатор, который серьезно нагревается в работе, – его лучше вывести наружу корпуса.

…контур с жидким металлом мало отличается от обычной СВО. В нем также по трубкам между теплосъемником и радиатором циркулирует теплоноситель.

Солидно выглядит и крепление кулера с крестовиной, прикручивающейся к обратной стороне материнской платы. А с лица его прижимает к последней тяжеленная стальная пластина. И разумеется, никаких пластиковых клипс – везде только крепкие стальные винты. При взгляде на сам LMX Superleggera тоже поначалу кажется, что у него есть все, чтобы демонстрировать отличную эффективность. За продув радиатора отвечают сразу два прозрачных 120-миллиметровых вентилятора.

Правда, под солидным пластиковым кожухом скрывается не самая аккуратная электромагнитная помпа. Но внешность-то этого девайса как раз неважна – главное, чтобы он был тихим (это, к счастью, так и есть) и обеспечивал достаточную скорость циркуляции жидкого металла по здешним пяти круглым каналам. Как и большинство тепловых трубок, имеющиеся медные, шестимиллиметровые в диаметре, в основании радиатора уложены в аккуратные желобки и припаяны – все это вместе должно обеспечить качественный теплоотвод от подошвы. А для того, чтобы равномерно прогревать ребра радиатора, трубки Danamics LMX Superleggera в верхней части, наоборот, расходятся, собираясь снова лишь в самом верху, где располагается насос.

Но в деталях все не так хорошо. Например, толщина медной подошвы под трубками составляет не стандартные 1-3 мм, а добрый сантиметр. Да и обработана она не идеально, до зеркального состояния ей далеко. А главное – подошва неровная: налицо заметная выпуклость в центре. Алюминиевые же ребра к трубкам не то что не припаяны, а вообще почти не крепятся. При этом из-за массивной помпы сверху количество этих полумиллиметровых в толщину пластин, расставленных с интервалом в 2,0 мм, пришлось ограничить 42 штуками. В результате суммарная площадь рассеивания радиатора не превышает 7000 см2. Для кулера, претендующего на лидерство среди воздушных систем охлаждения (по крайней мере, по цене), это сейчас уже далеко не выдающееся значение. Лидеры по данному показателю, вроде Noctua NH-D14 и Thermalright Silver Arrow, могут похвастать почти в два раза большей полезной площадью.

Впрочем, тестирование все расставит по местам. Установка кулера не вызывает особых проблем. Я, как обычно, испытывал LMX Superleggera на CPU Intel Core i7 920 с 1366-контактным сокетом. Чтобы усложнить охладителю задачу, процессор был разогнан со штатных 2,66 до 4,00 ГГц и прогревался при помощи пакета Linpack (оболочка LinX, 64-bit). Вентиляторы Danamics (их выпустила компания SilenX) оснащены необычной подсветкой янтарного цвета, и при работе кулер благодаря им отлично выглядит. Но их шум на штатных 2000 об/мин выдержит не каждое ухо (какого-либо способа регулировки их скорости вращения не предлагается), поэтому девайс тестировался и в других режимах – при 1000 и 1500 об/мин его вертушек.

И в целом он показал неплохой результат, справившись с охлаждением разогнанного горячего четырехъядерника даже в наиболее тихом режиме. Но до лучших суперкулеров LMX Superleggera все же далеко. Так, от упомянутого Silver Arrow, который тестировался с теми же стодвадцатками, он во всех режимах отстал минимум на 10°. При этом флагман Thermalright заметно дешевле.
К сожалению, даже с третьей попытки (и за три года своей деятельности) Danamics не удалось сделать по-настоящему конкурентоспособный продукт. Попытка снизить стоимость, а именно этим и занималась компания все время своего существования, почти удалась. Цена LMX Superleggera приблизилась к ценам топовых воздушных охладителей. И если бы СО опережала их по эффективности, она обязательно нашла бы своего покупателя. Но, к сожалению, датчане так и не смогли довести продукт до ума. UP

  • Устройство: Danamics LMX Superleggera
  • Тип: процессорный кулер
  • Совместимость: LGA 775 / 1156 / 1366, AMD AM2 / AM3
  • Вентиляторы: 2 x 120 мм
  • Скорость вращения вентиляторов: 2000 об/мин
  • Габариты: 158 х 90 х 170 мм
  • Вес: 1180 г
Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?