12 лет назад 18 июня 2007 в 16:28 357

Фотография, обработанная при помощи конвертера Capture One Pro

Преимущество формата RAW заключается в возможности коррекции исходного изображения без снижения качества материала. Практика же показывает, что после обработки снимков в RAW-конвертере требуется вмешательство графического редактора.

П очему же? Ну, например, если на камере некачественный объектив, то на снимках будут заметны цветные полосы по границам контрастных объектов (хроматические аберрации), картинка может стать выпуклой или вогнутой («бочка», «подушка»), освещение окажется неравномерным, с ослаблением по краям кадра (виньетированием). Кроме того, никто не застрахован от ошибки фокусировки (резкость низкая), от наклона линии горизонта (камеру криво держали), от недостатков экспозиции. Большинство описанных недочетов нельзя устранить в RAW-конвертерах, а значит, требуются установка и изучение еще одного серьезного продукта – графического редактора. К счастью, у правила есть исключение, и имя ему DxO Optics Pro (www.dxo.com, $299).
Согласно официальной информации, сотрудники компании DxO Labs проанализировали тысячи изображений, сделанных с помощью различных комбинаций камер и объективов. В результате им удалось точно смоделировать оптические погрешности каждой комбинации и понять причины конкретных изъянов. На основе этих выводов DxO Optics Pro и производит коррекцию ошибок.

Тот же снимок, обработанный при помощи DxO Optics Pro


Дистрибутив программного продукта содержит лишь инсталляционный сетевой модуль, в котором вы указываете необходимые компоненты. Вы обязательно должны установить ядро программы размером около 40 Мбайт. Далее вам предлагается указать модель своей фотокамеры, после чего открывается список доступной оптики. Просто выберите те объективы, которые используете. В результате предварительных манипуляций вы получите на рабочей станции программный продукт с несколькими дополнительными модулями, обеспечивающими поддержку вашего набора оптики. Ничего страшного, если вы ошиблись с выбором или приобрели объектив после установки программы: в любой момент можно загрузить добавочные модули из Сети.

Проекты
Обработка материала в DxO Optics Pro основывается на проектах. В проекте могут быть задействованы фотографии из разных источников: из папок, с логических дисков, физических носителей. Кроме того, никто не мешает вам одновременно работать с несколькими проектами. Если хотите, сохраняйте сделанные вами изменения на жесткий диск в виде отдельного файла. Проходит время, меняются ваши представления об идеальной фотографии. Если однажды вы решите вернуться к старым проектам, то достаточно будет загрузить сохраненный ранее файл. Необходимость в повторном выборе материала, в рутинных корректировках отпадает. Каждой фотографии разрешается присваивать рейтинг по пятибалльной шкале. В окне правил фильтрации файлов есть поля, соответствующие пунктам рейтинга. Например, указав значения 4 и 5, вы будете просматривать лишь хорошие и отличные фотографии. А значит, во время непосредственной обработки материала будете оперировать лишь удачными снимками.
Добавление снимков в проект может осуществляться с автоматическим применением предварительных установок. Парадоксальная ситуация. Если вы новичок и вам проще довериться полуавтоматическим настройкам, то возникает проблемка: вы даже не подозреваете, какое изображение получится в итоге. Тем более что выбор предварительных сюжетов осуществляется вне контекста привычных примеров, групп, терминов. А если вы много раз проверяли опции на личном опыте, то потратить лишнюю пару минут на ручную корректировку и последующее пакетное применение изменений не составит для вас большого труда. Никакая автоматика не способна угадать, чего хочет добиться фотограф.
По завершении составления проектов и, в случае необходимости, после просмотра исходного материала (вкладка Organize) можно приступать непосредственно к корректировке, к улучшению снимков. Но сперва стоит поговорить о сервисных возможностях программы, о том, что делает работу легче и приятней, что повышает производительность.

Сервисы
Во многих RAW-конвертерах вы наблюдаете лишь текущий статус корректировок, просмотр исходного изображения невозможен. Используя DxO Optics Pro, вы можете либо быстро переключаться между измененным и исходным изображениями, либо поместить в рабочее окно сразу оба варианта фотографии.
Краткая сводка данных EXIF выводится в углу окна предварительного просмотра, что не мешает работе над снимком. Кроме того, программа информирует вас о текущем состоянии корректировок, о том, какими инструментами был изменен исходный снимок. Под каждой фоткой находится небольшая панель, с помощью которой можно вращать изображение, исключать его из проекта, менять его рейтинг. К сожалению, программа не позволяет осуществлять дисковые операции с исходными файлами, что автоматически ставит запрет на их удаление. Жаль, ведь если снимок вышел явно неудачным, то почему бы сразу не стереть его, вместо того чтобы дополнительно обращаться к стороннему приложению – файловому менеджеру?
Масштабирование активного изображения осуществляется либо путем ввода числового значения параметра Zoom, либо с помощью выделения произвольной области, до границ которой необходимо произвести увеличение. Вы также можете плавно регулировать яркость заднего плана. Управление цветом отсутствует, хотя это нельзя считать недостатком.
С помощью контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши по миниатюрам изображений, можно вращать фотографии с шагом 90°, получать их зеркальные отражения по вертикали и горизонтали. Вам дозволено также применить любую сюжетную установку к текущему снимку. Если заранее было выделено несколько файлов, то действие распространяется на все из них. Еще одна функция контекстного меню очень полезна при пакетной обработке фотографий. Вы довели до ума некий снимок, затем скопировали одной командой корректировки в буфер обмена. Остается лишь выделить все фотографии со схожим сюжетом и применить к ним припасенные настройки.
Инструменты корректировки сосредоточены на правой боковой панели. На гистограмме отображается распределение яркости для каждого цветового канала по отдельности. При предварительном просмотре изображения возможна подсветка черных областей и бликов, выходящих за пределы динамического диапазона. Так как вы имеете дело с форматом RAW, в этом нет ничего страшного: коррекцию экспозиции еще никто не отменял, притом именно она обеспечивает включение максимума полезной информации в динамический диапазон снимка.
Редактор данных EXIF позволяет оставить цифровую подпись под каждым снимком (поля Author и Copyright).
Панель выбора сюжетных установок предназначена не только для применения готовых настроек, как кажется на первый взгляд. Каждый из пунктов списка поддается корректировке в простом редакторе. Вы можете, например, делать копии готовых сюжетов, вносить в них небольшие изменения и получать сценарии, отвечающие вашим специфическим требованиям.
Если же вы все же решились начать серьезную работу над фотографией, то стоит выбрать пункт Expert Settings, так как альтернатива, Guided Settings, не более чем выбор готовых сюжетов внутри каждой группы корректировок DxO Optics Pro.
В экспертном режиме обработка фотографии делится на восемь этапов, очередность которых условна. Последовательность действий вы выбираете сами. Впрочем, ради удобства и наглядности рассмотрение инструментов для корректировки изображений удобнее вести в порядке, предложенном разработчиками программного продукта.

Возможности
Группа инструментов DxO Optics позволяет устранить основные дефекты, связанные с применением некачественной оптики. Эта корректировка имеет смысл лишь в том случае, если у вас установлен модуль, поддерживающий использованный во время съемки объектив. Программа анализирует степень линейных искажений, уровень хроматических аберраций, проверяет наличие виньетирования и предлагает предварительные корректировки. В случае с некоторыми объективами набор опций ограничен. Вы можете самостоятельно менять все параметры устранения оптических дефектов, поддерживаемые текущим модулем.
На втором этапе обработки фотографии регулируется резкость изображения. Для некоторых объективов допускается изменение оптической мягкости (снижение локальной контрастности). Независимо от применяемой оптики вы можете наложить на снимок популярный фильтр Unsharp Mask, повышающий контурную резкость.
Далее вам предлагается заняться удалением цифрового шума. При настройках по умолчанию картинка сильно теряет резкость и начинает напоминать снимки, сделанные дешевыми «мыльницами». Это из-за того, что регулятор Luminance выставлен в режиме Auto на максимум, то есть на значение 100. Если у снимка невысокий уровень шума, можно вообще отключить сглаживание картинки (ноль). Более полезным и тонким инструментом является Grey EQ, превращающий цветовую составляющую шума в однородную серую зернистость. Резкость и детализация не страдают, а общее восприятие фотографии заметно улучшается, ведь наиболее раздражающий дефект, связанный с шумом, обусловлен именно его цветовой составляющей. Монохромная зернистость известна еще по старым черно-белым пленкам, с ее помощью можно даже создавать неплохие стилизации. Например, кристально чистый снимок, сделанный в прокуренном кафе, будет смотреться, мягко говоря, не совсем естественно. Добавьте в сюжет монохромный шум, чтобы ощущалась пленительно-мрачная, туманная, едкая атмосфера.

Создание проекта в DxO Optics Pro – дело совсем не сложное

]

Обработка фотографии при помощи RAW-конвертера DxO Optics Pro


Корректировка баланса белого и экспозиции выполнена в духе классических RAW-конвертеров. Цветовая температура может быть выбрана из традиционного списка сюжетных установок, а также скорректирована вручную. Кроме того, на панели инструментов находится специальная пипетка, извлекающая нейтрально-серый цвет, на основе которого выстраивается весь баланс. По большому счету, здесь нет ничего оригинального. Вы можете также испробовать опцию восстановления деталей в бликах и отрегулировать степень ее воздействия на изображение. Честно говоря, реальной пользы от нее немного. Да, некоторые детали могут и проявиться, но на изображении возникнут артефакты в виде резких тональных переходов от светло-серого к белому. Законы физики не обманешь: если информации не существует, ее невозможно получить из ниоткуда. Иными словами, Highlight Recovery – это не более чем акцентирование внимания на почти засвеченных областях изображения.
Наконец, мы дошли до интересных и мощных инструментов, первый из которых называется DxO Color. Программа позволяет использовать разнообразные алгоритмы обработки цвета. На практике это означает, что вы можете одним действием указать некий шаблон, отвечающий за то, как должны выглядеть цвета на фотографии. Для большинства популярных моделей зеркальных камер предусмотрены предварительные установки. Кроме того, вы вольны выбрать нейтральный метод обработки цвета (Neutral), а также попытаться передать картинку в наиболее естественных тонах (Realistic). Применительно к каждой сюжетной установке вы можете регулировать контрастность и цветовую насыщенность. Наконец, вам предлагается выбрать дополнительный эффект. В режиме Portrait усиливаются телесные тона, они становятся немного светлее. Landscape повышает яркость зеленых тонов, B&W переводит снимок в черно-белый режим, а Sepia создает эффект старой выцветшей фотографии.
DxO Optics Pro позволяет использовать до четырех независимых точек для построения сложного баланса белого. При включении функции Multi-Point Color Balance окно предварительного просмотра изображения делится на две части, дабы вы могли видеть все вносимые изменения. Вы указываете точку в произвольном месте изображения, и рядом с ней появляется палитра в виде круга. Сдвигая указатель баланса в сторону какого-либо оттенка, вы меняете баланс белого на локальном участке фотографии. Используя этот механизм в нескольких точках, можно сгладить многие сложные недостатки цветопередачи. Кроме того, подобным образом вы, буде это вам нужно, сделаете акцент на определенных оттенках в локальной области. Через настройки инструмента задается радиус, в котором действует точечная установка баланса белого.
В рамках модели HSL регулируются оттенок (Hue), цветовая насыщенность (Saturation) и яркость (Lightness). Настройки могут применяться к шести базовым цветам по отдельности. Иными словами, вы можете выбрать, например, красный цвет и «поджелтить» его. Пьяные лица на фото моментально протрезвеют, ведь кожа приобретет свой естественный цвет.
Было бы странно, если бы в серьезном программном продукте, предназначенном для обработки цифровых фотографий, не было инструмента для управления экспозицией с помощью кривых. DxO Optics Pro предлагает классический вариант работы с кривыми. Вы можете управлять как экспозицией в целом, так и каждым каналом по отдельности. Допускается ручное указание самой темной и самой светлой точек на изображении. Серая точка фактически отвечает за гамму.
Набор инструментов DxO Lighting предназначен для тонкого управления яркостью и контрастностью изображения. Сначала вам предлагаются несколько опций, автоматически повышающих детализацию в тенях. Кроме того, вы можете регулировать степень применения фильтра. Фотография становится немного светлей, но повышение яркости происходит не равномерно, а лишь в темных участках изображения. Степень детализации действительно повышается, ведь тени, в отличие от бликов, гораздо лучше переносят предельные значения яркости. Впрочем, чудес не бывает, за все приходится платить. Сильное проявление деталей в тенях оборачивается резким повышением уровня цифрового шума.
Впрочем, вы можете воспользоваться ручными настройками инструмента и попытаться минимизировать негативное воздействие усиления детализации теней. Сначала вам предлагается ввести значения белой и черной точек, а затем вы регулируете гамму и радиус воздействия эффекта в тенях. Управление контрастностью осуществляется как применительно к изображению в целом, так и локально (путем выделения мелких деталей).
DxO Optics Pro обладает мощными средствами для управления геометрией изображения. Но сначала стоит упомянуть об очень простом инструменте Horizon, вызываемом с панели инструментов. Вы отмечаете исходную точку на изображении, а затем, не отпуская кнопку мыши, проводите линию горизонта. Фотография автоматически поворачивается на угол, указанный вами. После завершения процедуры остается лишь немного обрезать границы изображения, и – вуаля! – фотография готова. Больше вам не страшны никакие наклоны и перекосы камеры во время съемки.
Вернемся к корректировке геометрии. Выпуклость и вогнутость картинки исправляются с помощью сферической и цилиндрической анаморфной коррекции. Искажения перспективы и другие перекосы на снимках также могут быть устранены при помощи отдельных инструментов. Для работы некоторых функций требуется поддержка соответствующего оптического модуля.
Обрезание фотографий осуществляется просто и со вкусом. Вы указываете нужные вам пропорции и выделяете полезную область фотографии. Популярные соотношения сторон прописаны в настройках программы. Выбор ландшафтного и портретного режимов привязан к соотношению сторон исходного изображения, что очень удобно. В подавляющем большинстве случаев вы лишь обрезаете границы снимка, не меняя его ориентации.
По завершении корректировок остается лишь указать правила преобразования исходного материала. DxO Optics Pro поддерживает три конечных формата: JPEG, TIFF и DNG. Каждый исходный документ может быть переведен сразу в несколько форматов. На жестком диске создаются не только преобразованные изображения, но и конфигурационные файлы, в которых сохраняются все корректировки. Это означает, что в любой момент вы можете вернуться к работе над текущим проектом. Готовые изображения просматриваются во вкладке View. Информация обо всех проектах, с которыми вы работали ранее, остается в настройках DxO Optics Pro. В режиме View вы можете переключаться между просмотром фотографий, полученных во время обработки последнего проекта, и изучением полной коллекции когда-либо обработанных программой документов.

Наблюдения
DxO Optics Pro обладает большим количеством инструментов, позволяющих повысить качество исходного изображения, исправить как мелкие, так и серьезные недочеты. Программа оснащена необычными алгоритмами обработки RAW, что выражается в специфической цветопередаче.
Из плюсов следует отметить способность DxO Optics Pro давать естественные, красивые телесные цвета на портретах независимо от освещения и других условий экспозиции. Хроматические аберрации и геометрические искажения при наличии соответствующего модуля удаляются превосходнейшим образом, последующая корректировка в графическом редакторе не требуется. Грамотное разделение сюжетных установок и ручной работы позволяет значительную часть рутинных операций выполнять в полуавтоматическом режиме.
К величайшему сожалению, минусов у RAW-конвертера также предостаточно. При настройках по умолчанию и в большинстве сюжетных программ предлагается очень высокая контрастность, что приводит к потере большого количества деталей в тенях. Да, программа обладает мощными инструментами для ручного извлечения скрывшихся в сумраке фрагментов. Но на практике все не столь радужно. Повышение детализации порождает очень высокий уровень цифрового шума даже при использовании низких значений ISO во время съемки.
В целом DxO Optics Pro работает, как сонная черепаха. Сказано грубовато, но точно: скорость выполнения многих операций едва ли не на порядок ниже, чем у конкурентов. Например, любая, даже самая незначительная, корректировка сопровождается перерисовкой окна предварительного просмотра, которая длится несколько секунд. А как в подобных случаях ведут себя другие софтины такого рода? Во многих для предварительного просмотра используется кэшированная миниатюра, меняющаяся в реальном времени. Заторможенность DxO Optics Pro сильно затрудняет пакетную обработку большого количества фотографий. Но создана-то программа не для того. DxO Optics Pro предназначена не для конвейера, не для рутинной работы. Это софтина для тщательной обработки наиболее удачных снимков, для получения настоящих шедевров. UP

Укрощение ЖК-панелей

Н есколько лет тому назад любителям цифровой фотографии пришлось пережить непростой период: качественные мониторы с электронно-лучевыми трубками полностью исчезли с рынка, а доступных по цене жидкокристаллических панелей с хорошей цветопередачей еще не было. Сегодня ситуация потихоньку налаживается, приемлемую цветопередачу обеспечивают даже доступные модели LCD-мониторов. Какие же проблемы таит в себе плоская панель?
Мониторы с электронно-лучевыми трубками были громоздкими, не совсем удобными агрегатами, зато с неплохой цветопередачей. Регулировка яркости и контрастности практически всегда могла обеспечить адекватную «экспозицию», а возможность настройки цветовых каналов давала возможность подобрать баланс белого, подходящий для принтера или лаборатории, где вы заказывали фотокарточки. На ЖК-панелях такие фокусы, к сожалению, не гарантируют успеха: корректируя основные параметры экспозиции, вы всего лишь управляете яркостью ламп подсветки.
Главная проблема цветопередачи жидкокристаллических панелей заключается в очень высокой гамме, то есть в сильно завышенных тенях, а порой и средних тонах изображения. Нетрудно догадаться, что регулировкой яркости ламп подсветки делу не поможешь: корректировки влияют на изображение в целом.
В драйверах вашей видеокарты есть закладка (меню), позволяющая регулировать яркость, контрастность и гамму. Снижение гаммы до значений в диапазоне от 0,6 до 0,8 делает изображение более глубоким, цвета кажутся более насыщенными. Однако если вы проанализируете работу монитора каким-нибудь тестом, то увидите, что при значениях яркости менее 10% серые тона сливаются с черным цветом. За точность цветопередачи ЖК-панели приходится расплачиваться сужением динамического диапазона.
Кстати, вы еще не выбросили свой старый ЭЛТ-монитор? Если он находится в зоне досягаемости, то подключите его в качестве второго устройства вывода графической информации. В «Свойствах дисплея» расширьте свой «Рабочий стол» на два монитора. Например, если стол находится возле окна, то старый монитор можно поставить на подоконник (если что, прикроете занавеской). Дополнительный дисплей очень удобно использовать во время работы с RAW-конвертерами, с графическими редакторами, дабы быть стопроцентно уверенным в отсутствии ошибок из-за неверной цветопередачи на бюджетной ЖК-панели.

Автор: Юрий Меркулов

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?