13 лет назад 16 января 2008 в 14:54 529

Спросите любого, кто серьезно занимается обработкой графики, каким он пользуется редактором, и с вероятностью 99% получите ответ: Photoshop. Этот продукт является стандартом уже больше 15 лет, и до сих пор реальной альтернативы ему не придумали.

С момента релиза Adobe Photoshop CS3 Extended прошло довольно много времени. Первые страсти уже поутихли, и теперь можно спокойно разобраться, что нового появилось в свежей версии.
Adobe Systems создала серию ориентированных на дизайнеров пакетов Creative Suite, объединив свои приложения для работы с графикой и видео, а также добавив продукты приобретенной в 2005 году компании Macromedia (теперь они называются Adobe Dreamweaver и Adobe Flash Professional). Каждую из программ можно приобрести отдельно или «тематическими пакетами» – только графика, только видео и т. д. Рассмотреть их все в одной статье просто нереально, да, наверное, и не особо и нужно. Остановимся только на нововведениях, появившихся в Adobe Photoshop CS3.
Существует несколько разной степени кривизны русификаторов, однако, чтобы избежать путаницы, будем использовать английские названия пунктов меню, команд и инструментов. Дело даже не в том, что русификаторы сильно отличаются друг от друга (хотя и это имеет место быть), а в том, что все более-менее серьезные руководства и учебники описывают оригинальную англоязычную версию. Заодно и язык Шекспира подтянем.
Первое, что бросается в глаза после открытия нового «Фотошопа», – это другое, более компактное, расположение палитр и панелей инструментов. Рабочего пространства действительно стало немного больше. Основная палитра слева занимает один столбец, а не два, как было раньше. Панели инструментов, которые традиционно располагаются справа, теперь помещены в специальную область – так называемый док-бар. Нажатие на стрелки вверху панели сворачивает их до значка. Можно вообще убрать их с экрана комбинацией Shift + Tab. При помощи новой кнопки Workspace (в предыдущей версии это был пункт меню Window > Workspace) программа сохраняет пользовательские настройки рабочей области. Очень удобно.

n Название: Photoshop CS3 Extended
n Тип: графический редактор
n Разработчик: Adobe Systems
n Операционные системы: Windows / Mac OS
n Модель распространения: исходный код недоступен
n Домашняя страница: www.adobe.com


При первом взгляде на обновленный «Фотошоп» мне захотелось немедленно «все отменить и вернуть, как было». К счастью, разработчики позаботились о таких паникерах, как я: есть возможность сделать рабочую область абсолютно такой же, как и в предыдущей версии. Но очень скоро понимаешь, что с новыми панелями инструментов и палитрами работать действительно намного удобнее. Кроме того, в последнем Photoshop горячие клавиши остались прежними, поэтому у тех, кто привык ими пользоваться, никаких проблем с привыканием к новому интерфейсу возникнуть не должно.
Пожалуй, одним из важнейших нововведений в CS3 стало появление «умных» фильтров (Smart Filters). Штука очень даже удобная.
Давайте рассмотрим, к примеру, такую довольно часто встречающуюся задачу: наложить на изображение два фильтра подряд. Если вдруг в настройках первого из них захотелось что-то поменять, раньше нужно было вернуться в панели History назад на два шага, а потом, после наложения первого фильтра, снова запустить второй. А теперь представьте, что в цепочке не два фильтра, а десять. Ну что, уже весело? В CS3 все намного проще.
Чтобы начать работу с этими «умными» фильтрами, необходимо сначала преобразовать рабочий слой в Smart Object. Тогда по мере их наложения в панели Layers будет записана их последовательность (стек). В любой момент можно вернуться к каждому из использованных фильтров, откорректировать его настройки, переместить вверх или вниз относительно остальных или вовсе удалить. А потом одним изящным движением руки (мышки) запустить всю цепочку. Гениально.
Использовать в качестве «умного» можно любой фильтр за исключением Extract, Liquify, Pattern Maker и Vanishing Point, а также инструменты Shadow/
Highlight и Variations. Правда, на мой взгляд, есть одна недоработочка: если нужно внести изменения в исходное изображение (подправить что-то кистью, отретушировать, использовать «штамп» или другой инструмент рисования), то картинка открывается для редактирования в новом окне. Вы вносите изменения, сохраняете их, закрываете это окно и только потом возвращаетесь к «умным» фильтрам, которые всю обновленную картинку пересчитывают заново. Понятно, что время обсчета цепочки фильтров прямо пропорционально их количеству, размеру исходного файла и мощности вашего компьютера. Если для файла в 2 Мбайт этим временем можно пренебречь, то пока обрабатывается файл в 50 Мбайт, вполне можно успеть попить чайку.

С помощью Adobe Bridge можно упорядочить свою коллекцию фотографий

Панель истории редактирования (History) в Photoshop CS3 была немного переработана


Наконец-то в «Фотошопе» появилось нормальное преобразование цветного изображения в черно-белое. Раньше самым быстрым (и самым неправильным!) способом был такой – ткнуть в пункт Desaturate в меню Image > Adjustments, а проще говоря – попросту «прибить» цветовую информацию (т. е. обесцветить картинку). Работать-то оно работает, но при этом теряется много полутонов. Новый инструмент Black & White в меню Image > Adjustments использует информацию, содержащуюся в каналах RGB. Во время преобразования можно подобрать пропорции, в которых будут смешаны эти каналы. В общем, что-то вроде уже знакомого по предыдущим версиям Channel Mixer (который тоже никуда не делся), только этот инструмент специально заточен для перевода цветных картинок в монохромные.
Появились изменения в диалоговом окне Curves – работать с кривыми стало удобнее благодаря наглядной гистограмме (раньше ее не было). Значительно улучшен и доработан инструмент Clone Stamp, он служит для копирования участка исходного изображения на другое место. Теперь появилась возможность использовать при этом сразу несколько источников (всего их может быть пять), которые не обязательно должны находиться в одном файле. Название файла и слоя, фрагмент которого берется в качестве источника, указывается в палитре Clone Source. В общем, лучший друг девушек Clone Stamp (больше никаких прыщей, жирной кожи и кругов под глазами) стал еще эффективнее.
В Photoshop CS3 к серьезному набору инструментов для выделения добавился еще один – Quick Selection Tool. Достаточно щелкнуть им в нужной части рисунка и потом просто перетащить курсор на то место, где должно заканчиваться выделение, Quick Selection сам определит границы однородной области. Как и любой автоматический инструмент, время от времени он ошибается, и там, где тона очень похожи, выделение приобретает случайный характер. Здесь вам помогут режимы Quick Selection, с помощью которых можно исправить ошибки автоматики: добавление новой области к выделению или исключение уже выделенной.
Другая фишка, относящаяся к операции выделения: в меню Select больше нет команды Feather, зато появился новый пункт Refine Edge, отвечающий за управление границами выделения. Тщательной корректировке поддаются края выделения – Refine Edge позволяет сгладить рваный край (Smooth), сделать обводку мягче или четче (тот самый Feather), расширить или сократить область выделения (Contract/Expand). Надо сказать, что Refine Edge здорово упростил работу с изображением: комбинируя настройки, вы легко получаете четкий естественный контур, без шума, неровностей и прочих артефактов. А это дает огромный простор в создании коллажей: делаем фотку дома на диване, переносим себя любимого на песочек где-нибудь на Карибских островах, а потом хвастаемся друзьям, как замечательно мы провели лето. А что, ведь края ваших тапочек прекрасно вписываются в курортный пейзаж (смайл).

Перевод цветной картинки в монохромную без потери полутонов

Главное нововведение в CS3 – это так называемые «умные» фильтры (Smart Filters)


Вот как раз для любителей фотомонтажа и предназначены новые функции Auto-Align Layers и Auto-Blend Layers в меню Edit. Первая анализирует серию однотипных фотографий и производит их автоматическое выравнивание, а вторая подгоняет цвета в итоговой картинке так, чтобы было незаметно, что она «слеплена» из нескольких изображений. Настоящий подарок свадебным фотографам: достаточно сделать несколько снимков группы людей с одной точки, а потом при помощи этих функций создать «идеальный» портрет, на котором все улыбаются, никто не отвернулся и не моргнул.Весьма основательно обновлена опция Photomerge, предназначенная для создания панорамных изображений. Теперь из фотографий, снятых даже весьма посредственной мыльницей, можно получить вполне приличную панораму. Если у вас есть штатив – хорошо, нет – тоже не беда. Для создания панорамы требуется серия снимков (пять-шесть штук), при этом желательно, чтобы кадры перекрывали друг друга примерно на 25%. Photomerge предлагает несколько вариантов автоматического расположения снимков (при желании это можно сделать и «ручками»). Жмем на «OK», ждем пару секунд – и вуаля, панорама готова! Остается только обрезать рваные края, которые образуются во время подгонки изображений.
Нововведения, которые мы будем рассматривать далее, присутствуют только в расширенной версии программы – Adobe Photoshop CS3 Extended. Многие компьютерные художники, занимающиеся трехмерным моделированием, используют Photoshop для создания текстур. Раньше в нем не было возможности работать непосредственно с трехмерными моделями, и, чтобы увидеть, как выглядит созданная текстура на объекте, приходилось постоянно загружать ее в 3D-редакторе. В новой версии «Фотошопа» процесс значительно упростился. Теперь есть возможность редактировать текстуры и «примерять» их на модель прямо в программе. Допустим, нужно разукрасить трехмерную модель акулы. Сначала открываете файл в Photoshop, при этом автоматически создается 3D-слой, содержащий информацию о самом объекте и текстурах. Если щелкнуть на имени текстуры, она откроется для редактирования в новом окне. Теперь рисуем акуле глаза, раскрашиваем плавники и т. д. – одним словом, работаем как с обычным изображением, используя любые инструменты и фильтры по вашему выбору. Когда все будет готово, нужно сохранить текстуру, она тут же появится на 3D-модели. Кроме того, теперь трехмерную модель можно сразу и «отрендерить». Конечно, в Photoshop CS3 Extended нет таких средств визуализации, как в «тяжелых» специальных редакторах, однако лучше хоть что-то, чем совсем ничего. По крайней мере, можно сразу прикинуть, как будет выглядеть результат.
Photoshop CS3 Extended теперь способен работать с большинством популярных видеоформатов (файлы QuickTime, MPEG-4, FLV, 3G, FLC, H.264 (iPod) и DV Stream). Когда вы загружаете видео, файл открывается на новом слое особого типа (Video Layer). Для дальнейшей работы с ним вам необходимо вызвать панель анимации из меню Window. На ней находится временная шкала, аналогичная той, что используется в видеоредакторах, позволяющая просматривать фильм, назначать ключевые кадры, производить с ними различные действия.
Например, раньше, чтобы выполнить реставрацию видео с устранением дефектов на каждом отдельном кадре, приходилось сначала раскладывать фильм на последовательность изображений (делать раскадровку), открывать их в Photoshop, править индивидуально каждую картинку и потом заново собирать фильм. Теперь все стало гораздо удобнее: Photoshop CS3 Extended способен работать с видеофайлом как с последовательностью изображений. Чтобы устранить дефекты на отдельных кадрах, можно редактировать их с помощью стандартных средств ФШ. Вы просто перемещаете ползунок временной шкалы и вносите необходимые изменения в каждый кадр.

Создание панорамы из нескольких изображений при помощи Photomerge

При использовании инструмента Clone Stamp можно выбрать несколько источников


К видео можно применять и различные фильтры – как ко всему ряду, так и покадрово. Для этого надо преобразовать видеослой в «умный» объект (Smart Object), выбрав Convert for Smart Filters в меню Filter. Выбранные фильтры будут отображаться на временной шкале в виде «дорожек», с которыми производятся действия, аналогичные операциям с «умными» фильтрами, описанными выше (т. е. их можно менять местами, скрывать или показывать, редактировать настройки и т. п.).
Кроме того, немного упростилось «ручное» создание анимации из статичных изображений благодаря усовершенствованию инструмента Onion Skin. Теперь процесс рисования от руки может выглядеть так: создаете новый чистый видеослой, в панели анимации нажимаете на кнопку с пиктограммой луковицы, начинаете рисовать. И когда вы переходите к новому кадру, из-под него будет «просвечиваться» предыдущий рисунок, что облегчит создание следующей сцены.
Новые инструменты для работы с видео в Photoshop CS3 Extended максимально приближены к тем, которые обычно используются в специализированных программах, поэтому для людей, знакомых с подобным софтом, проблем не будет. Но, конечно, это не делает Photoshop потенциальным конкурентом видеоредакторов, ведь основная задача данной его фичи – покадровая обработка и реставрация видеоряда (программа, например, не может работать со звуковыми дорожками или производить мультикамерный монтаж).
И, наконец, еще одна новинка в Photoshop CS3 Extended – это инструменты точного измерения и анализа (Comprehensive Image Analysis). Разнообразная информация об изображении, получаемая с их помощью, может пригодиться, например, при анализе рентгеновских снимков или других медицинских и научных материалов. CS3 Extended позволяет рассчитывать расстояние, периметр или площадь нужной части изображения. Полученные данные могут быть экспортированы в обычный текстовый файл для дальнейшей обработки.

Использование инструмента Refine Edge для обработки краев выделения


Photoshop теперь умеет работать со стандартом, применяемым в медицинском сканировании, – DICOM, – а также поддерживает прямой обмен данными с MathLAB. Одним словом, новые возможности версии CS3 Extended наверняка заинтересуют медицинских и научных работников.
Нельзя не отметить и другие полезности, присутствующие в обоих вариантах нового «Фотошопа» (CS3 обычный и Extended), которые, на мой взгляд, не столь значительны, но все же делают работу в нем значительно проще и приятнее. Прежде всего, это новый файловый менеджер Adobe Bridge, который позволяет организовать и существенно облегчить работу с большим количеством изображений. С помощью этой программы можно разложить файлы по категориям, посмотреть EXIF-данные, провести поиск картинок по заданным параметрам.

Photoshop CS3 способен производить некоторые операции с 3D-моделями


Отные в Photoshop CS3 Extended можно создавать мобильный контент (например, обои или скринсейверы), а также просматривать его непосредственно на экране различных устройств. В предназначенном для этого приложении Adobe Device Central уже содержится информация о большинстве популярных моделей телефонов и коммуникаторов.
Появился новый алгоритм создания и обработки 32-битных изображений (по сравнению в 24-битными они содержат намного больше цветовой информации). Улучшена работа с HDR-изображеними (High Dynamic Range Imaging – это специальный способ получения цифровых картинок с расширенным динамическим диапазоном, благодаря чему улучшается проработка светов и теней. Подробнее об этой очень интересной технологии читайте здесь: photo-element.ru/
ps/hdr/hdr.html). Также значительно переработан и оптимизирован конвертор файлов RAW различных цифровых камер. Однако двумя строками все нововведения в Camera Raw 4.0 не опишешь, это отдельная и довольно-таки специфичная тема.
И все-таки хочется напоследок немного поругать продукт компании Adobe Systems. Появление новых возможностей отнюдь не упростило работу с программой. Так, например, создание видео в Photoshop стало еще сложнее. В результате изменения интерфейса проги, добавления шкалы времени и инструментов редактирования панель анимации приняла знакомый вид маленького, но очень серьезного видеоредактора. Могу предположить, что и дальше «Фотошоп» будет активно развиваться в данном направлении (однако не забываем, что у компании есть полноценный и тоже весьма недешевый видеоредактор Adobe Premiere Pro CS3. – Прим. ред.).
В общем, с каждой версией Photoshop становится все сложнее для освоения новичками. Учитывая это, компания предлагает более простые и дешевые варианты графических редакторов (например, Adobe Photoshop Elements) с функциональностью, рассчитанной на обычного пользователя.
Оба варианта Adobe Photoshop стоят очень недешево, как и положено инструментам для настоящих профессионалов. Однако самый дорогой вариант CS3 Extended требуется только в том случае, если вы много и регулярно работаете с видео или трехмерной графикой. Всем остальным лучше выбрать обычную, а не расширенную версию программы, стоимость которой несколько ниже ($649 против $1000).
Из того, что хотелось бы видеть, но пока не реализовано в текущей версии, следует отметить почти полное отсутствие заметных улучшений в инструментах для художников (имеются в виду кисти, режимы наложения текстур, смешивания цветов и т. д.). Наверное, разработчики приберегли это для следующей версии – чтобы было куда совершенствоваться.

Adobe Device Central позволяет создать обои для мобильного телефона


Без всякого сомнения, Photoshop CS3 Extended является флагманом в своем классе софта. На мой взгляд, это одна из тех программ, которая необходима профессионалам и будет очень полезна начинающим пользователям. Рекомендовать ее к безусловному применению мешает только крайне высокая цена – почти целая тысяча «американских президентов» (конечно, доллар США в последнее время стремительно дешевеет, но все равно получается довольно внушительная сумма).
Нововведения, появившиеся в Photoshop CS3 Extended, сделали и без того мощный инструмент еще функциональнее. Он позволяет автоматизировать основной объем рутинной работы, высвобождая время для творчества.

Обработка фотографии при помощи цепочки фильтров сильно упростилась


Этот графический редактор пригодится не только профессиональным художникам, фотографам и дизайнерам, но и представителям многих смежных профессий, работа которых так или иначе связана с обработкой видео, научных и медицинских изображений, трехмерным моделированием. Теперь в их распоряжении есть целый арсенал дополнительных средств (например, мне очень понравилась возможность использовать фильтры Photoshop для обработки видеоряда). Такое объединение функций на первый взгляд может показаться неоправданным. Но, во-первых, Photoshop продолжает позиционироваться прежде всего как редактор растровой графики. А во-вторых, от новых возможностей, на мой взгляд, выиграют все пользователи без исключения – ведь они смогут решать часть довольно специфичных задач в интегрированной рабочей среде, не прибегая к помощи других программ.
Одним словом, Adobe Photoshop CS3 Extended станет вашим незаменимым помощником в работе с цифровыми изображениями, ну а когда под рукой есть такой мощный и удобный инструмент, творить – одно удовольствие, главное – начать. UP

Как создавался Photoshop

История этого редактора берет начало в 1987 году. Томас Кнолл (Thomas Knoll) работал над программой вывода изображений на монохромные дисплеи. Программа так и называлась – Display. Творение Томаса увидел его брат Джон Кнолл (John Knoll), который работал в знаменитой компании Industrial Light and Magic, создававшей спецэффекты для Lucas Arts, – тогда он как раз искал инструмент для обработки цифровых изображений.
Братья вместе взялись за Display и начали работать над совершенствованием программы. Через некоторое время Джон предложил сделать из нее коммерческий продукт. Вместе они решили поменять название на более благозвучное. Однако им не везло: каждый раз, когда Томас придумывал название, которое всем нравилось, выяснялось, что оно уже кем-то занято. Как-то раз во время демонстрации возможностей Display Том пожаловался одному из присутствовавших, что никак не может придумать новое имя программе. Человек, к которому он обращался, предложил назвать ее Photoshop. Сейчас братья уже не могут вспомнить, кто же это был.
Джон начал искать инвестора. И нашел: компания Barneyscan согласилась распространять Photoshop в качестве бесплатного приложения к своим сканерам. В результате разошлось около двухсот копий программы. Это был первый успех, а уже в сентябре 1988 Adobe Systems приобрела у братьев лицензию на распространение Photoshop, и те принялись разрабатывать новую коммерческую версию. Так был дан старт развитию самого популярного графического редактора. Изначально он работал на компьютерах Apple, и тем, кто желал его использовать , приходилось приобретать довольно дорогие по сравнению с PC-клонами машины «яблочной» компании. Первая версия Adobe Photoshop для PC-совместимых компьютеров появилась в 1993 году.

Системные требования

Н адо сказать, что Adobe Photoshop всегда отличался повышенными требованиями к аппаратной части компьютера. Нечего и думать о работе с ним на слабых офисных машинах: в лучшем случае программа запустится, но любая операция над увесистой картинкой будет выполняться крайне медленно. Для графических редакторов вообще и для ФШ в частности крайне важны объем оперативной памяти и свободное место на винчестере.
Что же касается Photoshop CS3 Extended, то, согласно информации, взятой с сайта производителя, для «виндовой» версии требуется процессор Intel Pentium 4, Centrino, Xeon, Intel Core Duo или аналогичный, Microsoft Windows XP SP2 или Vista, 512 Мбайт оперативки, видюха с 64 Мбайт памяти, поддерживающая 24-битный цвет и разрешение не ниже 1024 x 768 пикселей, 1 Гбайт свободного места на винчестере (для программы установки нужно еще больше), а также привод DVD. Для «Маков» память и видеокарта должны иметь аналогичные параметры, а помимо этого нужны PowerPC G4, G5 или многоядерный процессор Intel, Mac OS X v.10.4.8 и два гигабайта на диске. Впрочем, можно с уверенностью сказать, что эти требования к железу являются минимальными: например, при работе с тяжелыми файлами и в предыдущей версии Photoshop CS2 даже двух гигов памяти уже маловато. Ну а со свободным местом на винчестере все просто: чем его больше – тем лучше.

Автор: Aniline

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?