13 лет назад 2 ноября 2006 в 18:26 175

Мелкие компании, занявшиеся правильным бизнесом в правильное время, порой совершенно внезапно даже для своих создателей за сверхкороткие для традиционных рынков периоды превращаются в натуральных монстров, способных одним фактом своего существования сильно менять ситуацию в индустрии.

В сентябре 1998 года, когда в России было особенно неприятно после кризиса, Сергей Брин и Ларри Пейдж зарегистрировали компанию Google Inc., специализирующуюся на поисковых технологиях в Сети. Разработанные создателями фирмы алгоритмы поиска информации в интернете оказались чрезвычайно удачными, и проект начал стремительно развиваться.
В данном случае слово “стремительно” означает очень много всего. Например, если описывать Google образца 2006 года с точки зрения коммерческих показателей его деятельности, то выглядеть это будет приблизительно так.

В настоящее время стоимость одной акции данной интернет-фирмы приближается к $500. Капитализация Google составляет $132 млрд (а с момента основания компании прошло всего восемь лет!), и нет никаких предпосылок к тому, чтобы темп ее роста замедлился. Некоторые аналитики даже говорят о $600 за акцию к концу 2006 года.

Причем, в отличие от многих других сетевых проектов с многомиллиардной капитализацией, Google даже прибылен. Более того, вот уже два года его доходы увеличиваются больше чем на 100% каждый квартал, что позволяет ему инвестировать деньги в самые неожиданные проекты. По данным Nielsen / Net Ratings, Google входит в десятку самых известных сетевых брендов, по посещаемости одноименный портал сильно обгоняет даже MSN.

Несмотря на то что заглавная страница Google.com девственно пуста, как и несколько лет назад, когда все только начиналось, деньги компания зарабатывает как раз на рекламе, хотя, что характерно, посетители портала об этом особо не задумываются. Просто каждый раз, когда пользователь (чуть не написал “клиент”) системы вводит поисковый запрос, помимо результатов поиска (о них вообще отдельный разговор), сервер выдает ссылки на ресурсы, проплаченные рекламодателями и соответствующие по теме запросу.

То есть если вы ищете в интернете информацию о стиральной машинке, то нужные данные получите, но вам еще ненавязчиво предложат зайти на ресурс, где, возможно, эту стиральную машинку можно купить. Деньги с рекламодателей Google берет не за количество показов ссылки, а за количество переходов по ней. Справедливая схема. Причем, как вы понимаете, стоимость клика для рекламодателей зависит от того, к какому поисковому запросу их реклама привязана. К примеру, за то, чтобы ссылка на сайт производителя собачьего корма выдавалась ищущему по запросу “лучший корм для собак”, нужно заплатить кругленькую сумму.

На контекстную рекламу современный потребитель реагирует охотно и с задоринкой. Те, кто с пеной у рта кричит о том, как достала их реклама, и публично декларирует свою полную независимость от нее (что, кстати, само по себе очень смешно), почему-то не воспринимают контекстную ссылку как рекламу (потому что она не очень похожа на баннеры, а значит, свободолюбивому и независимому от общества потребления человеку незазорно ей пользоваться). Как следствие, по данным Nielsen / Net Ratings, за декабрь прошлого года Google обработал 16,5 триллиона кликов (почти в два раза больше, чем у его главного конкурента – Yahoo!).

Согласитесь, результат впечатляет. Только на североамериканском рынке онлайновой рекламы за прошлый год Google получил едва ли не четыре миллиарда долларов чистой прибыли, а в этом году обещают взрывной рост рынка контекстной рекламы по всему миру.

Официально Google – это частная компания. Акции ее принадлежат огромному количеству людей, она живет в полном соответствии с рыночными законами и развивается, подчиняясь трендам свободного рынка. Но мир не без добрых людей, и с ростом компании и увеличением ее влияния на рынок она вызывает все больше интереса у общественности. Конечно, Сергею Брину по популярности пока далеко до создателя Microsoft, но если Google будет развиваться столь быстро еще несколько лет, то всякое возможно.
В общем, если раньше имидж Google был просто безупречным в глазах рекламодателей и клиентов, то сейчас в Сети появляются критические статьи об этой компании, выдержанные в старом добром параноидальном духе “вселенского заговора”.

Первое по распространенности обвинение: компания Google нарушает privacy своих пользователей. Например, говорят, что cookies, оставляемые системой на компьютерах пользователей, “бессмертны”, то есть теоретически у сервера Google есть информация о том, что именно вы через него искали в течение последних лет. В блогах можно найти леденящие душу гипотезы, в соответствии с которыми этот поисковик превратился в один из инструментов управления Сетью, используемый близкими к американскому правительству структурами. “Как же так!” – кричат возмущенные граждане. Администрация крупнейшего мирового поисковика, серверы которого расположены на территории США, имеет наглость учитывать интересы того государства, где ведет дела! Позор им!

На самом деле будет удивительно, если окажется, что корпорация Google никак не контролируется госструктурами США. В наше время поисковые системы во многом определяют зоны внимания посетителей Сети, поэтому ни при каких обстоятельствах их (системы) в покое не оставят. Но и возмущаться глупо, просто это надо учитывать, не более того.

Впрочем, у высокопоставленных лиц, не имеющих непосредственного отношения к Америке, ситуация с Google в последнее время тоже вызывает озабоченность. Например, французский президент взял под личный контроль проект, целью которого является создание аутентичной поисковой системы Quaero. Она должна стать европейским ответом Google, и к ее разработке привлекли огромное количество человеческих и материальных ресурсов. Правда, пока не очень понятно, сколько еще времени потребуется на то, чтобы Quaero превратилась во что-то осмысленное.
А вообще, конечно, очень интересно сравнивать картины мира, которые выдают разные глобальные поисковики. Понятное дело, разница в результатах отчасти обусловлено различиями в алгоритмах поиска и индексации, используемых системами, но это объяснение считать исчерпывающим странно.

Результаты, которые выдает любой поисковый движок, должны выглядеть релевантными запросу, иначе им никто не станет пользоваться. Но при этом вовсе не требуется, чтобы они были релевантными запросу на самом деле, они могут быть произвольным образом модифицированы в соответствии с представлениями владельцев системы. И вообще, мне доводилось слышать истории о том, как с техническим персоналом отдельных поисковиков неформально договариваются предприимчивые люди, чьи ресурсы затем неожиданно взлетают вверх в результатах запросов по определенным ключевым словам…

Так уж исторически сложилось: поисковые системы представляют в наши дни, пожалуй, единственное адекватное по соотношению “трудозатраты – результат” средство веб-навигации. А так как интернет с успехом “перетягивает одеяло на себя”, то есть все больше видов социальной активности переносится в Сеть, то, что мы сейчас наблюдаем, логично. Удачные поисковики обрастают дополнительными службами, поглощают разработчиков дополнительных сервисов, привлекают внимание государств к своей деятельности (давайте подумаем: а насколько сильно отфильтрованные результаты выдает поисковая система Google по ключевым словам “права человека”, если запрос поступил с китайского IP, дает ли компания Google пароли к почтовым ящикам своих пользователей представителям государства в странах с авторитарными режимами?), а порой умудряются парой сервисов сделать бессмысленными один-два закона в какой-нибудь стране. К примеру, закон, описывающий правила доступа граждан к топографической информации, у нас в стране утратил силу при наличии работающей ссылки earth.google.com.

В общем, инициатива властей Европы по созданию собственного навигационного центра представляется очень уместной. И вообще: даешь каждой стране по национальному поисковику! У нас уже есть несколько отличных претендентов на эту роль, государству осталось лишь выбрать лучшего и начать всячески ему содействовать. Если дело выгорит, то все останутся довольны, а заодно появится еще один инструмент для того, чтобы привлекать внимание граждан к нужным вещам. При необходимости, конечно. А создатели Google – большие молодцы.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?