У нас в стране персональные компьютеры начали распространяться в конце 80-х годов, когда еще вожделенные 286-е машины покупались за инвалютные рубли для различных организаций и вызывали у граждан столько же интереса, как и летающие розовые слоны. Настоящий IBM PC — это же просто мечта. О том, какими именно должны быть PC, тогда никто не задумывался — компьютер либо был, либо его не было.
Ситуация развивалась стремительно, с каждым годом все меньше и меньше отставая от положения вещей, свойственного западным и потому чрезвычайно развитым странам. Компьютеров в народе и организациях становилось все больше, последовательно появились такие увлекательные явления природы, как игровые клубы и журналы про игры (как вы понимаете, появление журналов про игры, способных окупить себя за счет продаж и рекламы, могло означать только одно: граждан, обладающих доступом к компьютеру и способных в связи с этим на компьютерах в игры играть, уже достаточное количество), но на самих компьютерах это никак не отразилось.
Каждый новый технологический шаг позволял реализовывать на компьютерах задачи, невозможные еще совсем недавно, и если где-то в 95-м году меня потряс просмотр рекламного видеоролика игры «Фантасмагория», где в окошке размером 160 x 120 пикселей мне показывали всякие отрендеренные страсти, то спустя уже буквально пару-тройку лет я взглядом пресыщенного эстета наблюдал Unreal и даже позволял себе небрежную критику тех или иных графических решений игры.
От компьютеров тех времен не требовалось ничего, кроме производительности и относительной надежности. Никому и в голову не приходило, что компьютер можно воспринимать не просто как средство вывода и обработки информации, но как элемент дизайна помещения, например. Или, тем более, ожидать от компьютера выполнения каких-то несвойственных классическому ПК функций, вроде функций видеомагнитофона или музыкального центра.
Компьютеры были тогда «недофункциональными» именно в силу своей ориентированности на технических специалистов. Несмотря на то, что уже становилось совершенно отчетливо ясно, что ПК просто обязаны пойти в массы, что нужно срочно снижать уровень сложности в освоении этого аппарата и делать его максимально user-friendly, производители в силу сложившихся стереотипов и не до конца «отбитых» инвестиций позволить себе этого не могли. Быстрее других сориентировалась корпорация Microsoft, но на то она и Microsoft…
Прошло еще несколько лет. Благополучно отшумел и начал стихать кризис в мировой высокотехнологичной отрасли, заставивший многих задуматься о принципиальной целесообразности инвестирования в hi-tech. Производители ничтоже сумняшеся гнали мегагерцы и гигабайты, Тайвань и ряд других регионов освоили аутсорсинг, что немедленно привело к усреднению внешнего вида и качества производимой продукции. Среднестатистический продукт стал, безусловно, качественнее, но индивидуальности в нем существенно поубавилось.
Пользователи разделились на две категории. Первая, оставшаяся в меньшинстве, обнаружила, что при должном подходе компьютер может играть огромное количество различных ролей — от факса до домашнего кинотеатра и от монтажной студии до «домашнего центра развлечений» (есть такая устаревающая формулировка, но ничего более адекватного пока не придумано). Вторая, в которую вошло процентов так 70 людей, имеющих отношение к компьютеру, постоянно слышала про дополнительные возможности ПК, но использовать их не могла, так как это требовало навыков и умений. Несмотря на наличие Windows, которая существенно облегчила общение с ПК по текущим вопросам, к примеру, замена видеокарты проще не стала. Да и вообще, любой нештатный вопрос вызывал к жизни какие-либо недоразумения.
Через некоторое время до производителей дошло, что форм-фактор ATX, при всех его очевидных достоинствах, все же не может считаться идеальным решением до конца существования нашей цивилизации. И что потребитель, которого становится все сложнее развести на приобретение компьютера или его частей какими-либо количественными приманками (мегагерцев больше и гигабайты толще), теперь хочет не просто компьютер, который можно заставить воспроизводить музыку, DVD и звонить по телефону, но компьютер удобный. По уровню сложности в общении и красоте сопоставимый, например, с современными стиральными машинками.
Но ПК — это все-таки не стиральная машинка, поэтому радикальное упрощение интерфейса не может не сказаться на его функциональных возможностях. Нужен некий третий путь перевода персональных компьютеров из категории «аппаратов функциональных» в категорию «чрезвычайно функциональных элементов интерьера».
Пока производители соображали, что именно им надо делать, народ изобрел моддинг. К сожалению, не знаю, кому именно пришла в голову мысль украшать унылые корпуса компьютеров всякими неожиданными примочками, но идея эта упала на благодатную почву и в рекордно короткие сроки перешла из разряда кустарной самодеятельности в разряд вполне даже промышленного производства.
Дальше — больше. Появилось на свет такое чудное явление природы, как компьютеры класса «баребоны». Название фонетически спорное, но зато функциональность этой идеи не оставляет желать лучшего. Относительно стандартная начинка, небольшой корпус и дополнительные функции (какие именно — читайте в первой части нашего глобального теста в этом номере) однозначно делают из баребонов не побочный эффект эволюции десктопов, а вполне жизнеспособное и самостоятельное направление развития ПК, которое, если сейчас им как следует заняться и понять, за что именно оно может быть любо народу, с течением времени станет весьма и весьма прибыльным.
Еще одна удачная форм-факторная находка, которая пока преимущественно вызывает незаслуженное охаивание, — это компьютеры, сделанные в форме ноутбуков, но с десктопной начинкой и без автономной батареи. Ведь концепция же откровенно удачная: стоят такие машинки существенно меньше, чем классические ноутбуки, при этом обладая всеми достоинствами, за вычетом возможности автономной работы.
А учитывая тот факт, что редкая птица сегодня долетит до середины Днепра, то не всякий ноутбук способен проработать в нормальном режиме от батареи больше трех часов (например, мой, нежно причем мною любимый, — ибо действительно хорош и удобен — безапелляционно обрубается через полтора часа), данное достоинство становится еще более смутным. Ноутбуки с классической начинкой, опять-таки, при внесении некоторых усовершенствований в схему (давно пора уже сделать ноуты хотя бы ограниченно подверженными апгрейду) могут отожрать еще процентов 15-20 и без того ожидающего сокращения рынка классических десктопов.
Такова ситуация на данный момент. А что будет дальше? Самый честный ответ: «понятия не имею». Однако можно попробовать предположить, тем более что Новый год не за горами и модно делать всякие прогнозы относительно динамики развития и перспектив конвергенции. Есть мнение, что основные проблемы, которые надо будет решать производителям в ближайшее время, видны уже сейчас — это тепловыделение компьютеров (особенно эта проблема актуальна для корпусов нештатных размеров и формы) и необходимость как можно скорее придавать десктопам вид и функциональность бытовой техники, при этом принципиально не повышая цену.
Ведь как у нас в индустрии заведено: если ты первый догадался сделать компьютерный корпус не серого цвета с цветной вставкой, а какой-нибудь интересный, то проси за него бабла немерено! А потом конкуренты смотрят на происходящее и думают: о, раз они столько денег попросили за нестандартной формы кусок алюминия путем обзывания его «концептуальным решением», так давайте и мы попросим! Вот и пропадают эти решения в немногих магазинах для очень богатого народа, и, как следствие, производители на выходе не получают массового народного мнения о своих действиях. Не согласовывают их с нами.
В общем-то, они и не обязаны, но иногда мечтается просто… Аппарат под собирательным названием «персональный компьютер» совершенно неизбежно движется к своему закату. Вернее, даже не закату, потому что вместо одного общего «персонального компьютера» с более или менее стандартным монитором и системным блоком появятся (и уже появляются) множество модификаций ПК, созданных в соответствии с различными идеологиями. Баребоны, ноуты со стандартной начинкой, музыкальные центры со встроенными PC для поиска и обработки музыки из интернета (в Word на такой машинке тоже не возбраняется работать), планшетные мониторы со встроенными ПК (такой вот у меня третий день в комнате валяется, никак не соберусь оттестировать его)… Вариантов очень много, и исключительно от потребителей зависит, какие именно станут доминировать на рынке. А потребители, дорогие товарищи, — это мы с вами. Ну, или вы с нами — как уж вам больше нравится.
Рынок ПК необратимо меняется, причем изменения ускоряются с каждым кварталом. Посмотрите, как сильно изменился набор стандартных девайсов, которые тестируются компьютерными журналами. Сейчас индустрия, наконец-то, начала мигрировать в направлении user-friendly-вещей, причем под эту категорию постепенно начинают попадать даже такие сложные в освоении компоненты компьютера, как материнские платы. Скоро у нас будет возможность определять лицо потребительского hi-tech, хотя бы потому, что, оставшись по сути своей модульным, стандартный персональный компьютер сможет скомпоновать человек с совершенно минимальными познаниями в этой области. Вернее, даже не совсем так: познаний не надо будет меньше, они просто будут нужны другие.
Если раньше принципиальным для успеха в сборке компьютера были представления о том, какие комплектующие каких производителей нельзя ставить в один корпус и как добиться максимальной производительности, то вскоре эта проблема уйдет на второй план и задача сборщика будет формулироваться следующим образом: как из имеющегося набора деталей собрать машину, которая будет оптимальным способом решать набор задач, заявленных клиентом? Так как комплектующие становятся все более и более типизированными (к примеру, на рынке чипов для видеокарт осталось, по сути, два игрока. А было сколько, помните?).
Только слабые разумом отрицают очевидное. Мир сдвинулся, и наше хобби, которое для многих стало уже профессией, тоже стремительно меняется. Предлагаю не отставать, а извлекать из происходящего пользу. Тем более что так все равно интересней получается.
Возможности развития | |
|
Динамика изменений | |
|
Remo