11 лет назад 12 октября 2009 в 15:45 1916

К ак бы там ни злобствовали правообладатели, а копировать AudioCD мы не перестанем – хотя бы потому, что не хочется лишний раз изнашивать лицензионный диск. Хранить музыку на аналоговых носителях себе дороже: винил и магнитные ленты довольно быстро портятся, да и «сидюки» имеют свойство царапаться или вовсе разрушаться в дефектных приводах. То, что уже скопировано (оцифровано), в большинстве случаев представляет собой всенародно любимые MP3-файлы (реже – OGG или, еще реже, WMA). При этом большинство граждан не задумываются о самом настоящем глумлении над звуком, имеющем место при конвертировании музыки в сжатые форматы. Оптимальный вариант – хранение любимых произведений в неизмененном виде.

Если воспользоваться CD-риппером и приказать ему извлекать звуковые треки в файлы формата WAV, то в конечном итоге мы получим то, что изначально было записано на AudioCD (разумеется, мы не учитываем ошибки чтения диска). Но размер! Даже теперь, когда стоимость жестких дисков объемом 1 Тбайт опустилась ниже $100, никак не удается забыть о том, что объем WAV-файлов, «сграбленных» с AudioCD, доходит до 700 Мбайт. Теперь вернемся к временам, когда жесткий диск на 10 Гбайт считался признаком роскоши, и поймем мотивацию создателей сжатых форматов. Но какой ценой добились они столь впечатляющих результатов? И где та грань, которую лучше не переходить, для того чтобы сохранить максимально качественное звучание? Об этом мы и поговорим. Но сначала немного теории…

Алгоритмы кодирования принято подразделять на две группы: с потерями информации и без. Преимущество последних в том, что сигнал будет извлечен в том же виде, что и до компрессии.

«Цифра» vs «аналог»
Цифровые записи не подвержены изменениям, от которых страдают аналоговые носители звука. Треки хранятся в двоичной форме и передаются в виде электрических импульсов, имеющих лишь две величины, «1» или «0» – сигнал есть или отсутствует. При появлении помех, даже если они могут повлиять на сигнал, схемы цифрового оборудования, тем не менее, смогут определить его наличие («1») или отсутствие («0»). Это и составляет главное преимущество цифровой технологии по сравнению с аналоговой: «цифра позволяет неограниченно долго хранить и тиражировать записи безо всякой потери качества.

Оцифровка звука, подаваемого на линейный вход звуковой карты, происходит в три этапа. На первом (дискретизация) сигнал дробится на многие миллионы элементов, количество которых зависит от частоты дискретизации, которая измеряется в килогерцах (кГц). Например, частота дискретизации в 48 кГц означает, что каждая секунда аналогового сигнала была разделена на 48 000 отрезков. Чем выше частота дискретизации, тем на большее число элементов будет разбит исходный аналоговый звуковой сигнал, тем точнее будет выполнено преобразование и тем выше окажется качество оцифрованного звука.

На втором этапе (квантование) каждому элементу дискретизированного сигнала присваивается определенное числовое значение, соответствующее его амплитуде. Это число может изменяться в определенных пределах, например от 0 до 16 535. При таком квантовании возможно 16 535 уровней сигнала (подобный вид квантования именуется 16-разрядным, или 16-битным (16 535 = 216). Числа, получающиеся в результате квантования, являются не двоичными, а десятичными. Каждое десятичное число сохраняется в памяти компьютера в двоичной форме: например, число «1» как «00000001», а «2» как «00000010». Такой способ оцифровки звука называют «импульсно-кодовой модуляцией» (Pulse Code Modulation, PCM), поскольку звуковой сигнал представляется в виде серии импульсов постоянной частоты, амплитуда которых кодируется десятичными числами, то есть цифровым способом.

Наконец, третий этап – кодирование (сжатие). В ходе него полученная последовательность чисел архивируется по определенному алгоритму. Самый популярный на сегодняшний день цифровой формат сжатия звука – это разработанный Институтом им. тов. Фраунгофера (Fraunhofer IIS, www.iis.fraunhofer.de/amm) MPEG Layer3, или, более привычно, MP3. При высоком качестве кодирования отдельных блоков (битрейт до 320 Кбит/с) в нем применяются только математические алгоритмы сжатия. Качество при этом не страдает, но и размер файла уменьшается всего в четыре раза, то есть мы имеем такой коэффициент сжатия, какой дал бы обычный архиватор.

При снижении скорости кодирования до 256 Кбит/с и ниже подключаются алгоритмы удаления «ненужных» звуков (в соответствии с так называемой психоакустической моделью), которые обычный человек якобы не слышит. Вообще не только МР3-кодек, но и большинство других кодеков выбрасывают звуки, которые не воспринимает человеческое ухо. Но, как известно, люди неодинаковы, и те, кто в состоянии различить именно эти частоты, частенько сетуют на потерю качества звучания, тогда как среднестатистическое большинство этого не замечает.

Звуковая аналогия
Во многих домах до сих пор живут бытовые устройства для звукозаписи, такие как музыкальный центр с кассетным магнитофоном. Любая радио- или телепередача с радостью запишутся на магнитную ленту, но в большинстве случаев полученный результат будет далек от идеала. Причиной этого являются разнообразные помехи, которые, как рыбы-прилипалы, всегда сопровождают запись на магнитную ленту и снижают качество исходного сигнала. Подверженность помехам – основной недостаток любого аналогового звука. Зато цифровая технология записи звука полностью лишена такого недостатка. Именно благодаря этому она так оперативно и повсеместно вытеснила «аналог».

Коренное различие между аналоговым и цифровым звуком состоит в том, что первый записывается в виде электрических колебаний, которые без труда могут быть отображены в виде синусоиды. Таким образом, в аналоговой форме звук представляет собой некую кривую уровня напряжения, подающегося, например, на звуковую колонку, в которой, в свою очередь, электрический сигнал преобразуется в колебания мембраны динамика, в результате чего мы и слышим звук.

А почему, собственно, такой звук назван аналоговым? В рассмотренном нами случае электрический сигнал в зависимости от уровня громкости и частотных характеристик записанного звука изменяет свои характеристики. Такие изменения и способствовали появлению термина «аналоговый». Но напомню, что главной проблемой аналоговой записи является ее беззащитность перед помехами, которые снижают качество электрического сигнала и значительно ухудшают качество записанного тем же магнитофоном звука. Добавим сюда естественный шумовой фон от трения магнитной ленты или винилового диска, после чего о точном соответствии записанного сигнала оригинальному звуковому источнику скорее всего придется забыть.

Терять или не терять?
Все алгоритмы кодирования звука принято подразделять на две группы: с потерями информации (lossy) и без (lossless). Преимущество последних неоспоримо: цифровой сигнал будет извлечен из «упаковки» в том же виде, что и до компрессии, – бит в бит. К такому способу уплотнения прибегают в тех случаях, когда восстановление исходного качества данных весьма актуально. Например, после сведения звука в студии звукозаписи, когда информацию необходимо сохранить в оригинальном качестве для возможного последующего использования.

lossless. Наш с вами выбор – высокий уровень коррекции ошибок
Наш с вами выбор – высокий уровень коррекции ошибок

Существующие сегодня алгоритмы кодирования без потерь (например, Monkey s Audio) позволяют значительно сократить занимаемый данными объем, но при этом обеспечивают стопроцентное восстановление информации из материала, полученного после сжатия. Подобные кодеры действуют как специализированные архиваторы, предназначенные для сжатия именно аудиопотока. Ниже мы познакомимся с наиболее распространенными алгоритмами кодирования (которые зачастую именуются форматами кодирования), которых в настоящее время существует огромное множество, – только не нужно путать такие форматы с файловыми.

Перед «выдиранием» звуковых дорожек с AudioCD настройте аудиограббер Exact Audio Copy должным образом
Перед «выдиранием» звуковых дорожек с AudioCD настройте аудиограббер Exact Audio Copy должным образом

Для того чтобы понять сущность lossy, достаточно вспомнить историю MP3: в свое время программисты почесали головы да и засели за работу, главным результатом которой должен был стать некий формат, при помощи которого можно было бы существенно уменьшить размер звукового файла при сохранении приемлемого качества звучания. И все бы хорошо, но, увы, объективная реальность оказалась сильнее. К сожалению, любое преобразование аналогового сигнала в цифровой и обратно неизбежно связано с потерей части информации, поскольку, так или иначе, выполняется приблизительно. Далее, этот код трансформируется с целью достижения наименьшего размера файла. Для этого часть «маловажной» информации, как мы уже сказали выше, просто-напросто удаляется. Избежать этого можно и нужно. Но, перед тем как приступить к практической стороне дела, необходимо подготовить «сырье» в виде WAV-файлов, или, другими словами, грамотно «выдрать» звуковые треки с AudioCD.

Точность – вежливость королей
В этом нам поможет программа Exact Audio Copy (в дальнейшем – EAC). Она славится (в числе прочего) необычайно педантичным механизмом извлечения звуковых треков («выдирание» оных происходит с особой тщательностью) и автоматическим исправлением ошибок чтения носителя. Загрузив CD в привод и получив названия треков с CDDB, не торопитесь приступать к делу. Сначала проверьте, включена ли опция «Добавлять зазор к предыдущему треку» в меню «Действия». Затем, вызвав окно настроек (F9), на вкладке «Извлечение» включите чекбоксы «Заполнять отсутствующие из-за смешения (offset) сэмплы тишиной» и «Выполнять синхронизацию между треками». В списке «Уровень коррекции ошибок» в обязательном порядке выберите параметр «Высокий» – нам требуется исключительно высокая точность.

Exact Audio Copy 0.99 prebeta 4
Exact Audio Copy 0.99 prebeta 4

  • Программа: Exact Audio Copy 0.99 prebeta 4
  • Тип: аудиограббер / аудиокодер
  • Разработчик: Andre Wiethoff
  • ОС: Windows 9x / ME / NT / 2000 / XP / 2003 / Vista
  • Объем дистрибутива: 4,15 Мбайт
  • Русификация интерфейса: есть
  • Адрес: www.exactaudiocopy.de

Чтобы не тратить время на ручное обращение к базе CDDB, включите чекбоксы «При загрузке неопознанных CD» > «Автоматически запрашивать базу данных freedb» на вкладке «Общие». Следующий этап – группа «Разное», где достаточно активировать чекбоксы «Использовать информацию CD-Техt при генерировании Cue Sheet» и «Автоматически сохранять отчет после извлечения звуковых данных». И не забудьте указать папку для размещения полученных дорожек (вкладка «Папка»). В настройках привода (F10) по умолчанию включены оптимальные параметры, задействуйте лишь опцию «Дисковод поддерживает чтение информации CD-Text» в меню «Смещение и скорость».

Обратите внимание, что мы не трогаем параметры сжатия – нам важно максимально точно извлечь аудиотреки в формате WAV. Теперь выделите нужные композиции, нажмите F4 для определения зазоров между дорожками, после чего в меню «Действия» скомандуйте «Создать индексную карту (Cue Sheet)» > «С текущими настройками зазоров». В результате вы получите крохотный файл с наверняка знакомым многим расширением *.cue. Теперь можно начинать извлечение клавишей F6. Учтите, что EAC «выдирает» файлы дольше, чем аналогичные программы: точность требует жертв. Не отвергайте предложение о создании отчета и переходите к кодированию. Вот и все. Терпеливые дождутся результата в виде файлов WAV совершенно возмутительного размера. При желании можно сразу указать в настройках EAC внешний кодировщик, но мы будем вкушать котлеты и мух по отдельности (смайл). Рассмотрим несколько наиболее популярных lossless-кодеков.

Долгое время извлечения треков окупится качеством исходного материала
Долгое время извлечения треков окупится качеством исходного материала

Мартышкин кодек
Выше мы упоминали про архивирование несжатого звука. Типичными средствами для этого являются архиватор WAVeZip (www.gadgetlabs.org) и WinRAR с функцией мультимедиакомпрессии (несжатые мультимедийные файлы «прессуются» специальными алгоритмами, учитывающими структуру исходных данных). Но засада в том, что файлы, сжатые этими архиваторами, нельзя воспроизводить без предварительной распаковки. Вот «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича», то бишь совместить в одном флако… простите, формате степень компрессии не хуже, чем у WinRAR, отсутствие потерь качества звука и возможность воспроизведения запакованных файлов, то о лучшем и мечтать не нужно.

Monkey s Audio 4.05
Monkey s Audio 4.05

  • Программа: Monkey s Audio 4.05
  • Тип: аудиокодер / аудиодекодер
  • Разработчик: Matthew T. Ashland
  • ОС: Windows 9x / ME / NT / 2000 / XP / 2003 / Vista
  • Объем дистрибутива: 1 Мбайт
  • Русификация интерфейса: нет

Но природа, как известно, не терпит пустоты: встречайте формат Monkey s Audio (www.monkeysaudio.com) и одноименную бесплатную программу-конвертор. Для идеологов OpenSource-софта грустная весть: несмотря на открытый исходный код, Monkey s Audio не является свободным, так как его лицензия накладывает значительные ограничения на использование. Изначально «мартышкин кодек» заточен под Windows, но неофициальные сборки можно использовать в Linux, BeOS и Mac OS X (например, supermmx.org/linux/mac).

Со слов разработчиков, сжатие в формат Monkey s Audio позволяет уменьшить размер WAV-файлов в среднем на 30-50% (готовый результат имеет расширение *.ape). Более того, в зависимости от сложности звукового материала возможна даже многократная компрессия. Этот кодек поддерживает работу с моно- и стерео-WAV-файлами с любыми частотами дискретизации и 8-, 16- или 24-битным квантованием. Самое главное в том, что «мартышкина» компрессия не только не приводит к потере качества оригинального контента, но и позволяет сохранять дополнительную служебную информацию, хранящуюся в исходном файле. Что и говорить, настоящий звуковой архиватор.

Для кодирования предлагаются пять степеней сжатия, от минимальной (Fast) до максимальной (Insane), но мы рекомендуем использовать параметр Extra High – при степени Insane нагрузка на процессор становится весьма высокой. В списке Processing Priority раздела настроек Processing настоятельно советуем выбрать параметр Full Verify Always (performs a full decompression) и самостоятельно решить, нужны ли вам исходные WAV`ы (оставьте, пригодится для последующих экспериментов с другими форматами сжатия).

Дальнейшие действия очень просты: в меню Mode выбираем режим Compress и добавляем в пустой пока список либо отдельные файлы, либо каталог с исходниками. После этого нажимаем кнопку Compress и буквально через минуту получаем вожделенные сжатые файлы. Результат: вместо 334 Мбайт исходников мы имеем 206 Мбайт готовых к употреблению треков (компрессия – 38%). Насколько существенна экономия в 128 Мбайт, решать вам. К тому же компактность музыкального архива, как это ни удивительно, зависит от его содержимого. Так, например, оригинальный трек St. James Infirmary в исполнении Л. Армстронга «весит» 48,8 Мбайт, а после компрессии размер APE-файла равнялся всего 13,5 Мбайт. Нетрудно подсчитать, что степень сжатия джазовой композиции составила почти 72%!

Наверняка вы уже сталкивались не с набором APE-файлов, а с одним большим архивом (снабженным вспомогательным CUE-файлом), при воспроизведении которого в плеере отображается список треков. Так вот, для получения такого единого APE-архива какого-либо AudioCD нужно приказать EAC «Скопировать образ диска и создать индексную карту (Cue Sheet)» > «В несжатом виде» (F7). Затем полученный WAV-файл «скармливаем» Monkey s Audio и правим индексную карту в любом доступном текстовом редакторе: в строке вида FILE “Название_альбома.wav” WAVE изменяем расширение WAV на APE (должно выглядеть так: FILE “Название_альбома.ape” WAVE). Понятно, что хранить два файла гораздо удобнее, чем все треки альбома по отдельности.

Теперь о том, что делать с APE-файлами. Набор треков в данном формате воспроизводят большинство плееров, например AIMP2, Media Player Classic, foobar2000 в базовой поставке, Winamp с дополнительным модулем и, как ни странно, системный WMP. Если вы планируете записать музыку на болванку, перекодируйте ее обратно в WAV посредством режима Decompress программы Monkey s Audio (Ctrl + 2). По умолчанию WAV-файлы сохраняются в том же каталоге. Если APE-образ диска снабжен CUE-файлом, после перекодирования в WAV не забудьте внести изменение в индексную карту (см. выше).

Понятно, что идеал в этом мире практически недостижим: APE-кодек, несмотря на высокую скорость кодирования и гибкость настроек, не поддерживает многоканальное и потоковое звучание, а также не дружит с бытовыми устройствами воспроизведения (надеемся, что в будущем этот казус исправят).

Wavepack
В отличие от «мартышкиного» кодека, свободный и кроссплатформенный Wavepack 4.50 (www.wavpack.com) поддерживает потоковый звук и многоканальные треки. На его официальном сайте предлагается загрузка не только консольной версии (336 Кбайт), но и плагинов для плееров Winamp и Apollo. Кодек славится безупречной работой, полным отсутствием ошибок сжатия и поддержкой ID3-тэгов. Есть и фирменная особенность в виде смешанного режима: вместо одного большого файла создаются небольшой файл высокого качества с потерей информации (с расширением *.wv) и корректирующий файл (*.wvc), который позволит при необходимости восстановить оригинальный контент. Кроме этого можно создавать самораспаковывающиеся архивы.

WavPack frontend 2.0
WavPack frontend 2.0

  • Программа: WavPack frontend 2.0
  • Тип: графическая оболочка кодека
  • Разработчик: Speek
  • ОС: Windows 9x / ME / NT / 2000 / XP / 2003 / Vista
  • Объем дистрибутива: 24 Кбайт
  • Русификация интерфейса: нет
  • Адрес: members.home.nl/w.speek/wavpack.htm

Вряд ли вам понравится производить кодирование WAV-файлов в командной строке, поэтому советуем следующий вариант: распакуйте архив с файлами консольной версии в отдельную папку, после чего туда же выложите файлы графической оболочки. Для работы WavPack frontend потребуется установленный Visual Basic 6 Runtime.
С кодированием WAV-файлов разберется любой: исходный материал добавляется кнопкой Add Files, а для запуска процесса упаковки служит кнопка Go. Заявленная степень сжатия данным кодеком – от 30 до 70%. В нашем случае скорость кодирования оказалась сравнимой с той, что показал кодек Monkey s. Размер 334-мегабайтного в прошлом альбома составил 211 Мбайт, т. е. на 5 Мбайт больше, чем при сжатии «мартышкиным» кодеком. Упоминавшуюся выше «удачную» джазовую композицию удалось «умять» до 14,4 Мбайт.

В первом приближении достигнутую в обоих вышеописанных случаях степень компрессии можно считать одинаковой. Однако преимущества Wavepack далеко не исчерпываются упомянутыми в начале главы. Если вам интересны музыкальные архивы с «гибридным» расширением *.iso.wv, куда можно запаковать в числе прочего и обложки альбомов, советуем ознакомиться с плодами народной мудрости, например, здесь: netlab.e2k.ru/forum/index.php?showtopic=73396.

FLAC
Название данного кодека – аббревиатура от «Free Lossless Audio Codec». Все просто и понятно: кроссплатформенный кодек абсолютно свободен и позволяет сжимать звук без какой-либо потери качества оригинала. FLAC обладает всеми достоинствами Wavepack, за исключением «гибридного» режима, но этот изъян с лихвой компенсируется отличной реализацией софтверной и «железной» поддержки – звуковые файлы, сжатые данным кодеком, можно прослушивать на портативных плеерах (например, Cowon iAUDIO F2, Ritmix RF-9200 и BBK Q35N) и в автомобиле (магнитола URAL CDD).

FLAC for Windows 1.2.1b
FLAC for Windows 1.2.1b

  • Программа: FLAC for Windows 1.2.1b
  • Тип: кодек + графическая оболочка
  • Разработчик: Josh Coalson, Speek
  • ОС: Windows 9x / ME / NT / 2000 / XP
  • Объем дистрибутива: 2,6 Мбайт
  • Русификация интерфейса: нет
  • Адрес: flac.sourceforge.net

Дистрибутив кодека содержит графическую оболочку, весьма напоминающую ту, что предлагается для кодека Wavepack. Но она позволит не только кодировать WAV-файлы (кнопка Encode), но и приводить сжатые дорожки в исходный вид (кнопка Decode). К тому же после установки кодека, в поставку которого входит плагин для Winamp, не придется мудрить с файлами.

Альтернативная бесплатная программа FLACdrop (www.rarewares.org/files/lossless/flacdrop.zip, 260 Кбайт) состоит из единственного исполняемого файла, который нужно скопировать в папку с файлами кодека (по умолчанию это Program FilesFLAC). Принцип работы софтины ясен из названия: исходный WAV-файл нужно перетащить в программное окно и дождаться окончания процесса. Изначально предлагается высшая степень компрессии и сохранение сжатого файла (с расширением *.flac) в папке, приютившей оригинальный материал.

Все настройки программы расположены в контекстном меню. Время кодирования тестового альбома в WAV-формате оказалось чуть дольше, но всего на 1 мин. Скорость распаковки столь же высока, как и в двух предыдущих случаях, – не более 30 с. Размер сжатого тестового альбома составил 213 Мбайт, а джазовая композиция заняла 14,7 Мбайт. Как видите, результат практически тот же, что показал Wavepack, но при сравнении с Monkey s преимущество на стороне последнего. Однако не будем забывать об аппаратной поддержке FLAC (flac.sourceforge.net/links.html#hardware) и о том, что плееры AIMP2 и foobar2000 опознают данный формат по умолчанию.

Туда-сюда-обратно
Для распаковки (читай – декодирования) файлов, сжатых lossless-кодеками, можно использовать бесплатный плеер foobar2000 (www.foobar2000.org), о котором мы уже рассказывали. Более того, этот проигрыватель способен конвертировать lossless-форматы не только в исходный WAV, но и, например, в MP3 (только с битрейтом 320 Кбит/с), AIFF или AU (SND). Делается это так: нужно загрузить в плеер нужный файл и в контекстном меню выбрать команду Convert to, после чего указать желаемый кодек. Не думаю, что затею конвертации WV или APE во FLAC можно назвать разумной, но в качестве выходного формата можно указать и его. Нет сомнений в том, что ваше желание записать полученные lossless-файлы на оптический носитель вполне оправданно и законно (смайл). По нашему разумению, для этого достаточно бесплатного приложения ImgBurn и CUE-файла, который и нужно указать прожигалке в качестве образа. Софтина проанализирует содержимое индексной карты и в лучшем виде создаст полноценный AudioCD не хуже оригинального. Разумеется, не забудьте о предварительной конвертации материала в WAV.

Троекратное IMHO
Мы рассказали лишь о трех lossless-кодеках по причине их высокой популярности у компьютеризированных граждан. В действительности существует еще как минимум десять кодеков, позволяющих сжимать звуковые файлы без потерь качества. Вот лишь некоторые из них: TAK (thbeck.de/Tak/Tak.html), OptimFROG (www.losslessaudio.org), ALAC (он же Apple Lossless Encoder, http://www.apple.com/ru и Windows Media Audio 9 Lossless, разработанный Microsoft и используемый в ее же продуктах. Но, как известно, народ не может ошибаться: все они в той или иной мере уступают Monkey s Audio, Wavepack и FLAC, которые вскоре смогут смело претендовать на звание «народных любимцев».

Независимо от наших субъективных предпочтений ситуация с применением lossless-файлов такова: APE- и WV-архивы пользуются заслуженной любовью на подавляющем большинстве файлообменных ресурсов (меломаны предпочитают именно такие релизы), а FLAC (будем надеяться) в конце концов найдет широкое применение в бытовых устройствах. Пользователи, равнодушные к качеству звука, вряд ли станут коллекционировать альбомы в lossless-форматах и вполне удовлетворятся MP3, воспроизводимыми интегрированной звуковой картой («дубасит – и ладно»). Если же вы способны критически оценить звуковой поток, льющийся из своих колонок, то еще раз взгляните на название статьи.

ImgBurn 2.4.2.0
ImgBurn 2.4.2.0

На свободу с чистой совестью
Формат OGG Vorbis (www.vorbis.com) распространяется по лицензии LGPL, а исходные тексты – как модуля кодирования, так и самого кодировщика – полностью открыты и доступны всем желающим. Разработчик формата – некоммерческая организация Xiph Org Foundation, она же осуществляет его поддержку. Первоначально инициатором и спонсором проекта была компания iCast, занимавшаяся трансляцией музыки в формате МР3 через Сеть. По условиям патентных соглашений 2% ее прибыли принадлежали обладателю патента на сам стандарт МР3, поэтому переход на открытый формат сулил iCast существенную экономию. Было принято решение о создании собственного метода компрессии. Правда, потом компания распалась, но ее деньги не были потрачены напрасно.

Помимо открытости исходного кода следует отметить кроссплатформенность OGG. Кодировщик совместим почти со всеми операционными системами. По утверждениям разработчиков OGG, в этом стандарте использована собственная психоакустическая модель (хотя злые языки намекают, что она «позаимствована» у Fraunhofer IIS). Отметим, что создание подобной модели требует очень серьезных исследований особенностей человеческого слуха.

Данный кодер сжимает звук только с переменной скоростью кодирования (VBR), что позволяет существенно уменьшить размер файла при незначительной потере качества. Также он поддерживает частоту дискретизации от 8 до 48 кГц, любые значения скорости потока в диапазоне от 8 до 512 Кбит/с и практически произвольное количество каналов – вплоть до 255, а не два, как обычно! Спецификация формата позволяет даже включать в музыкальный (вернее, уже «гибридный») файл тексты любого размера и сложности, а также изображения (обложки альбомов). Вот вам и бесплатный формат!

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?