13 лет назад 2 ноября 2006 в 15:36 121

Гадание по десктопу

Недавно на компьютерном рынке случилось очень неожиданное событие, которое, может быть, непосредственно на нас любимых и не отразится, но зато, безусловно, что-то будет для нас означать, пусть и очень опосредованно. Совершенно, повторюсь, неожиданно совет директоров компании Hewlett-Packard отправил в отставку Карли Фиорину (Carly Fiorina), которая на протяжении последних шести лет руководила компанией.

Почему так произошло, не очень понятно. В принципе, нельзя сказать, что HP последние годы демонстрировала ошеломляющие темпы роста, но умалять заслуги этой компании тоже не стоит. Между прочим, одна затея с поглощением (а по официальной версии, слиянием) HP и Compaq, на мой взгляд, достойна того, чтобы за ее воплощение госпоже Фиорине медаль дали размером с тарелку. Впрочем, вместо медали она получила солидное выходное пособие, так что в целом ее деятельность, безусловно, оценили.

Организовать интеграцию двух бизнесов, пусть и “живущих” на одном рынке, – это чрезвычайно нетривиальная задача, а человека, которому под силу ее решить в принципе (даже не безупречно, да я и не уверен, что подобные процессы вообще можно организовать безупречно), такая способность уже делает высококлассным управленцем.

В интернете можно найти самые разные версии, объясняющие причины этой знаменательной отставки. Отдельные эксперты утверждают, что одна из причин недовольства совета директоров компании происходящим – это фактическая стагнация той части бизнеса HP, которая имеет отношение к продаже десктопов (хотя HP вполне себе процветает, насколько это сейчас возможно на глобальном высокотехнологичном рынке – к примеру, сегодня появилась информация о том, что доход компании за первый финансовый квартал 2005 года увеличился на 10 процентов и составил 21 миллиард долларов, а чистая прибыль – 943 миллиона долларов).

А между тем рынок классических ПК, по единодушному мнению всех авторитетных аналитических организаций, чувствует себя в целом не очень здорово, так что HP вовсе не одинока в своих проблемах. Та же IBM продала подразделение по производству десктопов китайцам (чем вызвала неудовольствие ряда американских политиков, которые считают, что эта сделка угрожает национальной безопасности США).

Несмотря на то что по-прежнему объем продаж традиционных ПК растет, рост этот неуклонно замедляется, и на 2005 год прогнозы уже совсем неутешительные. Вроде бы говорят, что в текущем году роста более чем на 10 процентов ожидать не стоит и что рентабельность этого бизнеса (по производству классических ПК), которая и так не поражает воображение, снизится еще сильнее.

Вообще, те законы, по которым жил десктопный рынок в течение последнего десятилетия, постепенно перестают работать. Раньше производители могли точно рассчитывать на так называемые циклы обновления оборудования как в компаниях, так и у частных пользователей. Мало того что подобные всплески потребительской активности на рынке случались раз в несколько лет, так они и еще не совпадали друг с другом по времени. Теперь же эта налаженная схема дает сбои. Раньше завершение каждого цикла обновления оборудования означало не только праздник для компаний, продающих компьютеры, но и принципиальный рост продаж, за счет которого можно было спокойно дождаться конца следующего цикла.

А сейчас все сбилось. Последний масштабный цикл обновления оборудования у нас в стране закончился в прошлом году (вернее, даже в позапрошлом, но и в 2004 году отголоски бума многим компаниям помогли остаться на плаву), после чего развитие отрасли начало утрачивать всякие признаки цикличности, что на фоне постоянного снижения рентабельности сборочных производств особого восторга не вызывает. А тут еще аналитики вписались со своими мрачными прогнозами, согласно которым жить рынку классических ПК осталось совсем недолго, классические десктопы скоро канут в Лету, а на их место придут цифровые развлекательные центры для дома и ноутбуки (или то, во что они превратятся через пару-тройку лет).

Мне кажется, подобный пессимизм во многом неоправдан, а местами и просто странен. Нет, стремление крупных компаний приучить всех к мысли, что пора срочно покупать мультимедийные развлекательные центры, понятно, но все же оно слишком навязчиво. Пользователи пока морально не готовы к такому резкому изменению своей судьбы, и наглядное тому свидетельство – расцветшие за последний год явления наподобие моддинга.

Откровенно говоря, когда моддинг только зарождался, лично я его рассматривал как очередную странную мимолетную моду из числа тех, что периодически прокатываются по рынку и, не оставив после себя сколько-нибудь заметного следа, исчезают. Но прошло время, и стало ясно, что в данном конкретном случае речь явно не идет о мимолетной моде. Наоборот, за прошедший год моддинг не только набрал популярность, но и начал приобретать черты явления, которое, вероятно, будет сопровождать нас в будущем.

Ведь моддинг – это вовсе не попытка сделать корпус десктопа светящимся, как это кажется многим далеким от этой темы людям. Моддинг – это стремление персонифицировать свой ПК. Причем если раньше индивидуальность компьютера сплошь и рядом превалировала над функциональностью, то сейчас народ, как правило, стремится сделать так, чтобы это было не только красиво, но и удобно и быстро. Доработка ПК во имя наращивания его скорости – оверклокинг тоже может считаться своего рода моддингом.

Вполне возможно, что именно распространение концепции тюнинга компьютера немного отсрочит совершенно неизбежный уход десктопов в историю. Сейчас, если немного разбираться в предмете, можно собрать обалденный десктоп, который мало того что станет достойным элементом интерьера вашей квартиры, но еще и по своим функциональным возможностям будет превосходить серийные модели ПК.

Производители компьютеров, по идее, не должны быть заинтересованы в резком падении популярности классических компьютеров, причем исключительно по экономическим соображениям. Ну, представьте себе на секунду, что десктопы и комплектующие к ним больше не пользуются спросом. И что прикажете делать многочисленным организациям, которые зарабатывают на продаже всего этого свой нелегкий трудовой кусок хлеба (говорю это без всякого сарказма, так как работал в подобных организациях и представляю себе, насколько это сложный бизнес)? Дружно переключаться на производство дверных ручек?

Как следствие, скорее всего, пользователю дадут возможность в очередной раз поразвлечься. Согласитесь, если есть выбор между ноутбуком с ограниченными возможностями модернизации и сохранности (ну когда, наконец, производители сделают “непромокаемые” клавиатуры, а? Чашка кофе – и вычитаем стоимость ноутбука из бюджета) и простым серым ящиком, то принять решение бывает сложно. А вот в том случае, если выбирать надо между ноутбуком и (перечисляю в совершенно произвольном порядке) баребоном, ПК, заточенным под конкретного владельца, или машиной, хорошо смотрящейся в интерьере (или сразу всем вышеперечисленным), то выбор становится уже существенно менее очевидным.

Рано, еще слишком рано прощаться с десктопами. Может пройти еще произвольное количество времени, прежде чем компьютеры в том виде, к которому мы привыкли, окончательно покинут наши дома и офисы. Но рано или поздно это все равно произойдет, так как уже сейчас к нам в редакцию привозят такие девайсы, что ни в сказке сказать, ни вслух произнести.

А эксперты все паникуют. Крупные компании – из числа тех, которые либо давно диверсифицировали свой бизнес, либо обладают такой возможностью, – постепенно перестают воспринимать производство десктопов как приоритетное направление своей деятельности. Перед тем как покинуть рынок, десктопы сначала утратят статус “массового продукта”, а покупать и использовать их будут только те, кто достаточно разбирается в компьютерах, чтобы суметь задействовать все возможности, которыми будут обладать десктопы последнего поколения, созданные уже на закате эры своего господства на рынке.
Уважайте десктопы, господа. Они себя еще покажут.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?