14 лет назад 13 января 2010 в 21:12 989

Недавно в силу ряда никак не связанных между собою событий у нас появилась возможность взять интервью не у кого-нибудь, а у самого Дмитрия Гришина, генерального директора и совладельца одной из крупнейших российских интернет-компаний Mail.ru. Разумеется, мы решили ее использовать, ибо специалисты такого класса в подавляющем большинстве случаев рассказывают исключительно интересное. Нижеприведенный текст – очередное тому подтверждение.

гришин

Ни для кого не секрет, что основной бизнес Mail.ru – предоставление услуг электронной почты. Считаете ли вы, что сфокусировавшись именно на нем, можно будет продержаться в лидерах еще долгое время, и не планируете ли активно диверсифицировать бизнес?

Д. Г.: Безусловно, почта – наш самый первый, наиболее посещаемый и прибыльный сервис (ближайший конкурент, «Яндекс», отстает по аудитории почти в три раза). Фактически почта является тем «ядром», вокруг которого существуют все остальные наши проекты. Но это вовсе не означает, что у Mail.ru нет других популярных сервисов, занимающих, между прочим, лидирующие позиции в своих сегментах. Я говорю в первую очередь об инстант-мессенджере «Mail.ru Агент», социальной сети «Мой мир@Mail.ru», игровом портале «Игры@Mail.ru». Хорошо посещаемыми и вообще успешными являются и большинство наших тематических проектов – «Авто@Mail.ru», «Леди@Mail.ru», «Путешествия@Mail.ru» и многие другие.

Так что Mail.ru активно развивает далеко не одну только почту, и проблема продуктовой диверсификации перед нами не стоит. Над чем мы сейчас действительно серьезно работаем, так это над диверсификацией источников доходов. Если еще несколько лет назад чуть ли не единственным способом монетизации для портала являлась медийная реклама, то сейчас мы также очень неплохо зарабатываем на контекстной рекламе и дополнительных платных сервисах. Стратегически именно долю fee-based-сервисов мы планируем наращивать сильнее всего. Вообще, диверсификация способов заработка очень важна для успешного развития и поддержания стабильности компании.

Как чувствуете себя в кризис? Работать теперь, наверное, приходится от заката до рассвета? А что с сокращениями персонала, с деньгами рекламодателей? А с влиянием на индустрию – может, стоит ожидать замедления роста числа интернет-пользователей в России или чего-то подобного?

Д. Г.: Не сочтите это пустым хвастовством, но Mail.ru, да и вообще весь интернет-бизнес, чувствуют себя значительно лучше остальных отраслей экономики. Если говорить о моей компании, то мы никогда не брали кредитов, развивались целиком на собственные деньги, поддерживали высокую планку маржинальности бизнеса. Соответственно, и в кризис мы ощущаем себя вполне неплохо. Никаких сокращений у нас, слава богу, не было, и Mail.ru продолжает набирать персонал, хотя и более консервативно, чем раньше.

Также нельзя не отметить, что в непростых экономических условиях рекламодатели, сокращая рекламные бюджеты, оставшиеся деньги (ведь многие бизнесы просто не могут выжить без продвижения своих товаров и услуг) перераспределяют в пользу наиболее эффективного носителя – интернета. По соотношению «затраты-результат» Сеть намного привлекательнее и печатной прессы, и наружки, и ТВ: интернет-реклама измерима, позволяет охватить очень большую аудиторию, точно таргетировать кампанию на целевых потребителей, для нее характерен низкий «порог входа». Так что, в отличие от других сегментов рекламного рынка, веб-реклама не только не падает, но даже растет, хотя и далеко не такими темпами, конечно, как раньше.

Что касается влияния кризиса на другие показатели Рунета, то пока об этом говорить довольно сложно. Вполне вероятно, что экономическая ситуация, особенно если она будет долго сохраняться негативной, окажет отрицательное воздействие на темпы роста парка ПК, инвестиционные программы провайдеров по прокладке качественных каналов связи и т. д. Но искренне надеюсь, что это влияние не будет значительным. Одним словом, поживем – увидим.

Только хорошо отдохнувшие люди могут хорошо работать, поэтому в офисе Mail.ru есть даже игровые приставки. Впрочем, у нас в офисе они тоже есть (смайл)
Только хорошо отдохнувшие люди могут хорошо работать, поэтому в офисе Mail.ru есть даже игровые приставки. Впрочем, у нас в офисе они тоже есть (смайл)

У Mail.ru достаточно неплохие позиции на рынке казуальных игр, но и только. Нет ли у вас планов по выходу в более «хардкорные» игровые сегменты?

Д. Г.: Не могу не рассказать подробнее о наших «неплохих позициях». Проект «Игры@Mail.ru» лидирует в казуальном сегменте, а также является самым посещаемым игровым сайтом Рунета (по данным TNS). Безусловно, Mail.ru будет расширять свое присутствие на рынке онлайн-игр в целом, уже сейчас на «Играх@Mail.ru» регулярно появляются на партнерских условиях популярнейшие MMORPG – Lineage II, «Легенда: наследие драконов», «Троецарствие», Rappelz и многие другие. Более того, мы начали самостоятельно разрабатывать MMORPG-проекты. Буквально на днях было запущено открытое бета-тестирование нашей игры «Кристалл Вечности», перспективы которой мы считаем очень и очень хорошими (первые дни это подтверждают).

Завоевание лидерства в этом быстрорастущем сегменте является для нас одной из важнейших стратегических задач, так что в ближайшем будущем вы совершенно точно услышите еще о ряде интересных инициатив Mail.ru как раз в области так называемых хардкорных проектов. А наш информационный ресурс «ПроИгры@Mail.ru», кстати, уже активно освещает не только онлайн-игры, но и продукты для платформ Xbox, PlayStation и т. д.

Какие тренды в интернете вы считаете сейчас наиболее «горячими»? Очевидно, что это уже не социальные сети. Может быть, микроблогинг или мобильные сервисы?

Д. Г.: Микроблогинг сейчас действительно очень популярен («Блоги@Mail.ru», кстати, в кратчайшие сроки завоевал первое место среди таких сервисов в Рунете), но это явление несопоставимо с масштабом бума социальных сетей, который мы наблюдали совсем недавно. Что станет очередной «бомбой», не может сказать никто – каждые два-три года в Сети рождается с нуля нечто радикально новое. Взрыва мобильного интернета мы, кстати, очень ждем и верим в него, постоянно выпускаем продукты, ориентированные на эту аудиторию (прежде всего мобильные версии «Mail.ru Агента» для всех распространенных платформ – они пользуются высокой популярностью). Конкретно Mail.ru сейчас ведет исследования в области интеграции и взаимодействия уже существующих в интернете основных коммуникационных сервисов – почты, социальных сетей, инстант-мессенджинга. Не исключено, что на их стыке и пересечении возникнет как раз та самая новая «бомба».

Наблюдаются ли какие-то серьезные подвижки в борьбе бесплатных почтовых сервисов со спамом, или «воз и ныне там»? Возможны ли вообще в принципе кардинальные изменения? А то ведь сколько можно-то уже…

Д. Г.: Это вы лучше у самих спамеров спросите, когда им надоест зарабатывать, увы, очень даже неплохие деньги на своем «черном» бизнесе. Боюсь, их ответ вас не порадует. А если говорить серьезно, то надо понимать, что борьба «щита и меча» между почтовыми сервисами и спамерами не закончится нико-гда. Даже если будет придуман прекрасно функционирующий искусственный интеллект, его ведь сразу же возьмут на вооружение не только представители «добра», но и злоумышленники по ту сторону баррикад. И все начнется сначала.

Но, несмотря на эти пессимистичные прогнозы, хотелось бы подчеркнуть, что любые почтовые сервисы – а Mail.ru, как крупнейший проект в своей области, не только не является исключением, но и находится в авангарде этого процесса – тратят очень много времени, сил и денег на борьбу со спамом. Мы используем как защитное ПО ведущих мировых поставщиков (в частности, «Лаборатории Касперского»), так и свои собственные инновационные разработки, также у нас в режиме «365 дней в году 7 дней в неделю» работает команда антиспам-аналитиков, которые оперативно выявляют и блокируют новые разновидности рассылок. И все это не бесполезное занятие – успехи есть, и значительные. Достаточно сказать, что объемы спама в интернете увеличиваются в 1,5 раза примерно каждые полгода, при этом на Mail.ru за последний аналогичный период число жалоб наших пользователей на «мусор» сократилось вдвое. А вы говорите «нет серьезных подвижек».

Ну и к тому же надо понимать, что любая, даже самая качественная, антиспам-система никогда не станет идеальной, никогда не сможет распознавать спам-письма так же хорошо, как человек. Мы не сторонники «закручивания гаек» – важнее доставить пользователю всю важную корреспонденцию, «пропустив» два-три «мусорных» сообщения, чем по ошибке заблокировать шесть легитимных посланий. И еще один момент: к сожалению, неопытных посетителей Сети крайне сложно приучить к элементарным правилам работы с электронной почтой. Не надо давать свой адрес первому встречному, оставлять его прямым текстом в Сети, ни в коем случае нельзя отвечать на письма спамеров, нужно не забывать нажимать кнопку «Это спам!» и т. д. Если бы эти элементарные правила пользования раз и навсегда всем «привить», поверьте, жить стало бы намного проще. Но, увы, несмотря на все наши усилия, нельзя сказать, чтобы процесс обучения шел очень уж быстро.

Что вы думаете о регулировании интернета государством? Что это может значить для простых пользователей?

Д. Г.: Я считаю, что в известной мере регулирование интернету необходимо – имеется в виду уголовное наказание за спам, законодательное разграничение ответственности пользователей и сервис-провайдеров и т. п. Но принципиально важно, чтобы все инициативы и законы разрабатывались и принимались с максимально активным участием игроков рынка, причем не исходили бы с позиций «закручивания гаек». При соблюдении всех этих условий обычным добропорядочным пользователям Сети абсолютно ничего не грозит – наоборот, им даже, возможно, станет легче жить (если будут, например, введены серьезные санкции против спамеров).

Что сейчас происходит со стартапами? Много ли реально интересных идей – к вам ведь наверняка приходят с предложениями? Или в кризис запуск нового бизнеса вообще неактуален?

Д. Г.: Конечно, с кризисом большое количество стартапов, которые еще не научились самостоятельно зарабатывать деньги, «сдулись». Однако это не значит, что перестали появляться новые проекты. Банально, но кризис – действительно время новых возможностей. Освободилось большое количество рыночных ниш, в которые рвутся предусмотрительные предприниматели, надеющиеся «взлететь» вместе с выходом экономики из кризиса.

С другой стороны, кризис сильно изменил ценности, уклад жизни, материальные и духовные потребности людей, все это привело к образованию новых свободных сегментов рынка, которые вполне сейчас можно захватить. Но при этом надо понимать, что инвесторы стали значительно осторожнее, ужесточились условия инвестирования, увеличились сроки рассмотрения заявок и т. д. В Mail.ru с предложениями как приходили, так и приходят. Если же говорить об интересности идей, то соотношение в общем и целом с течением времени не меняется. Действительно оригинальных мыслей, проектов с внятными бизнес-планами и адекватными менеджерами крайне мало по сравнению со всей массой стартапов.

Как бы вы могли сравнить потенциал российского и зарубежного интернет-рынка по части инноваций? Есть ощущение, что мы вроде бы и самые умные, и программисты у нас ух какие талантливые – а в итоге все равно большинство проектов скопированы с западных.

Д. Г.: Мне кажется, то, о чем вы говорите, – сейчас уже в очень большой степени оставшийся от прежних времен стереотип. Действительно, какие-то идеи сначала появились за рубежом, а уже потом в России. Но это далеко не всегда так – интернет уже настолько глобализовался, что понять, кто у кого и когда скопировал, практически невозможно. Я совершенно точно видел, как какие-то функции, которые сначала появились на Mail.ru, потом запустились и на зарубежных почтовых сервисах. Вообще, я считаю, что у российских IT-компаний еще очень большой потенциал, который сильно недооценен. Кстати, интересный факт в тему: Россия является одной из немногих стран, в которой лидирующие позиции на интернет-рынке занимают отечественные компании – Mail.ru, «Яндекс», социальные сети и т. д., в то время как практически по всему миру первенство принадлежит глобальным корпорациям – Google, Microsoft, Yahoo!. Мне кажется, это очень показательно, и этим стоит гордиться.

Свой браузер делать не планируете?

Д. Г.: Это точно не входит в число наших приоритетных задач. На данный момент я считаю, что это пока скорее распыление ресурсов, нежели реальный бизнес-проект с нормальной отдачей.

И конечно же, вопросы о жизни. Какая у вас мечта? Читаете ли бумажные книги, или все только в интернете? Как вы оцениваете важность высшего образования для успешной карьеры на «сетевом» поприще – это ведь такая молодая и неформальная среда? За сколько согласились бы продать Mail.ru?

Д. Г.: Главная мечта – без сомнения, построить крупнейшую в мире интернет-компанию. По большей части читаю информацию в Сети, но бумажные книги тоже время от времени удается полистать, несмотря на достаточно серьезную занятость, – очень люблю, например, историю. Хорошее образование, я считаю, сыграло одну из важнейших ролей в моей жизни. Дело не в «корочке» и не в том, насколько она будет ценна для той сферы, в которой ты планируешь работать.

Я окончил МГТУ им. Баумана с красным дипломом, и хотя, быть может, не вспомню в точности все то, чему меня там учили, осталось главное – правильное мышление, умение быстро схватывать новое, оперативно разбираться в незнакомых областях знаний и структурировать большие объемы информации. А в интернет-бизнесе, как самой, пожалуй, быстрорастущей отрасли, это критически важно. Мне принадлежит не весь портал Mail.ru, а только несколько процентов. Несмотря на то что к нам регулярно обращаются с предложениями продать компанию, никто из акционеров не планирует это делать. И они, и я верим как в будущее Рунета в целом, так и в прекрасные перспективы Mail.ru на этом рынке.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?