11 лет назад 13 октября 2009 в 16:06 424

В роли монтипайтоновского героя давным-давно пребывает компания Creative. На прославленной вершине ей очень одиноко. С тех пор как приснопамятная Aureal почила в бозе, никто на рынке мультимедийных аудиокарт составить серьезную, крупномасштабную конкуренцию Creative не удосужился. «Саунд бластер» живее всех живых, что не плохо, но скучно. Номинально альтернатива есть.

ASUS Xonar

Это полупрофессиональные решения, саундкарты для музыкантов-любителей. У них хороший аналоговый тракт, однако они лишены поддержки разных эффектов, бесполезных для музыканта, но годных простому компоюзеру, а главное – у них нет мощного бренда, подобного Creative. Бренда, который узнавали бы все компьютерщики и который вызывал бы у всех позитивные ассоциации. Такой есть у ASUS, а теперь у нее еще и звуковые карты появились. Линейка носит название Xonar, заявленные ТТХ выглядят аппетитно, но самое интересное, что среди моделей есть некая Essence STX – карта для аудиофилов, ни много ни мало.

Функциональных наворотов у карты вагон. Сразу же сносит крышу разъем дополнительного питания, вместе со щитом-псевдорадиатором добавляющий девайсу сходства с современной видеокартой. Зачем бы он был нужен, для микрофонного предусилителя и усилка наушников? Еще один непонятный разъем – внутренний 5-пиновый аналоговый вход. Мануал сообщает, что к нему можно подключать ТВ-тюнер и другие подобные устройства. Интересно, какие именно – автономные, не взаимодействующие с картой через ОС? CD-Rom по аналогу? Экзотика, однако.

На плате установлены цифро-аналоговые преобразователи 1792A с умопомрачительными характеристиками. Насколько мне известно, даже в профессиональные PCI-саундкарты такие пока не ставят. Чтобы не замутить чистейший звук посторонним мусором, разработчики самым внимательным образом отнеслись к PCB и добились практически полной защиты от разного рода наводок – нам обещают, что на любых платах, в любых сколь угодно сложных системах разница в звучании Essence STX будет пренебрежительно мала. Еще один интересный штрих: операционные усилители – сменные, установлены в «кроватках». По умолчанию это LM4562 и JRC2114D, не топовые ОУ, но весьма неплохие. Лишний повод для радости любителям апгрейдить все подряд или вносить изменения в звуковой тракт.

АЦП у карты слабее ЦАП, что понятно: продукт не позиционируется как профессиональный или полупрофессиональный, на высококачественную звукозапись не рассчитан. Для околоигровых программ типа Ventrillo / Teamspeak или Skype местного аналогового преобразователя хватит за глаза (как и хорошего интегрированного в матплату кодека, впрочем), рискну предположить, что и музыканты-любители не расстроятся, если сами не напортачат в настройках драйверов и программы-рекордера. Вспомните, писались же люди на Sound Blaster Live! и Audigy, и даже записанный материал в студию отдавали.

Был уверен, что на ответственном посту DSP обнаружу чип Envy24 – его ставят на большинство мультимедийных некреативовских плат, да и на полупрофессиональные тоже. Оказалось, сигнальный процессор у карточки фирменный, от ASUS, изготовленный по лицензии лаборатории Dolby. Поддерживаются алгоритмы Sensaura (работают в режиме Games) и, естественно, набор эффектов окружения от Dolby, то есть нескольких Virtual Speaker, Headphones и Pro Logic IIx. Хотя принято считать, что хай-энд и фильтры-эффекты несовместимы, на двухканальной аудиофильской карте они очень даже к месту. Ни разу не видел компьютера с нормально расставленной и настроенной многоканальной акустикой, это – утопия.

Виртуальная многоканальность – не все, чем карта может потешить любителей ковыряться в настройках и экспериментировать с фильтрами. Есть эквалайзер на десять полос, дополненный пресетами, а также… караоке и ревер, имитирующий разные помещения. Зачем? Видимо, чтоб не сказали: вот, у Creative есть, а у ASUS – нету.

Внешние входы и выходы реализованы только на взрослых коннекторах, никаких мини-джеков. Пара «тюльпанов» для подключения усилителя АС, комбинированный (оптика / коаксиал) разъем того же типа на цифровом выходе S/P-DIF, полноразмерный, четвертьдюймовый «джек» (TRS) на линейном входе плюс такое же гнездо для подключения наушников. Усилитель на этом выходе не отключается, так что подсоединять сюда акустическую систему не стоит. Что касается наушников, то карта может работать с излучателями разной омности (0-64, 128, 256 Ом), главное – выбрать правильное сопротивление в соответствующем разделе консоли драйвера. Подключив головные телефоны со слишком низким сопротивлением, сначала получите помехи, а потом и вовсе отправленный к праотцам усилитель.

Очень понравились еще две, вроде незначительные, особенности: интерфейс PCIE x1 и наличие коннектора для подключения гнезд с лицевой панели корпуса. Объясню почему. Как известно, платы mini-ATX совсем не перегружены слотами расширения, разъем PCI часто бывает только один, но в его компании довольно часто встречается и крохотный однолинейный PCI Express. Последний почти всегда пустует – имеется не так много устройств, тем более хороших, которыми его можно занять. Помню, больше года назад была у нас на тесте аудиокарта для этого слота, по качеству – не лучше интегрированного аудио, которое HAD, годится только для защиты от пыли. А тут – вот вам, пожалуйста, аудиофильская карточка, и слот PCI остается свободным, пригодится для чего-нибудь еще.

Для внутреннего ТВ-тюнера, например. Многие дорогие мультимедийные аудиокарты комплектуют пятидюймовыми внешними панелями. Красивыми, с кучей позолоченных разъемов. Но очень редко бывает, чтобы эта красота смотрелась на кейсе как родная, в подавляющем большинстве случаев панель на «морде» системника выглядит чужеродным телом. А в мультимедийный корпус, стилизованный под хай-файный аппарат, такую панель вообще не воткнешь: и места мало, и пятидюймовые отсеки закрыты собственными заглушками корпуса, рассчитанными только на лотки приводов и ни на что больше.

С начинкой и функционалом разобрались, остается главный вопрос: как Xonar Essence STX звучит? Без преувеличения, замечательно. Не ожидал от компании, не занимавшейся профессиональными звуковыми интерфейсами, такого успеха. На мой взгляд, это лучшая аудиокарта для прослушивания музыки, она обходит даже мои любимые ESI Juli@ и Waveterminal. По каким параметрам? В первую очередь по динамике. Самые сложные симфонические записи карта воспроизводит на уровне килобаксовой «головы».

Результаты тестирования аудиокарт в медиацентрах на базе mini-ATX программой RMAA

Некоторые пользователи остались недовольны тональным балансом. Высокие частоты карточка и в самом деле «подкрашивает», но ничего плохого в этом не вижу. Для начала, STX – карта аудиофильская, а не студийная, соблюдать нейтралитет не обязана. Потом, лично я вовсе не против такого «окраса» – высокие несколько акцентированы, может, звук чуть агрессивнее, чем в остальном спектре, что скорее тянет на «трактовку» звучания, чем на недочет. А не нравится трактовка – пожалуйста, меняйте операционные усилители, экспериментируйте, сколько хотите.

Замер характеристик карточки с помощью RMAA был сделан, но толку от него немного. Карты, на которой можно было бы протестировать линейные выходы Essence STX, у нас нет, мало того, я не знаю аудиоплаты, которая справилась бы с этой задачей. Измерения по методу Loopback демонстрирует только то, что известно и без теста: качество АЦП ниже, чем ЦАП, искажения в сигнал вносит в основном вход. Ну что ж, давайте разбираться с записью.

У меня в архиве сохранились результаты тестирования полупрофессиональных карт, установленных в медиацентры. Отличных, кстати, карточек – ESI Juli@ и Waveterminal 192. Корпусы и матплаты mini-ATX, теснота, куча наводок – в таких условиях профессиональные аудиокарты чувствуют себя плохо, ибо их разработчики ведь не предполагают издевательств над продуктом. А что если нам хочется хорошего звука от медиацентра? Желаем, понимаешь, нормального звучания, максимально качественной стереофонии (именно на такие требования компания ASUS и ориентируется)? Не покажет ли себя Xonar в таких условиях с лучшей стороны? Смотрим в табличку и находим однозначный ответ на этот вопрос. Во всевозможные мультимедийные mini-ATX-корпусы и баребон-системы однозначно лучше ставить ASUS. Если вы к тому же хотите подключать гитару к медиацентру – тем более.

И какие выводы можно сделать после всего вышеописанного? Только такие: ASUS Essence STX – лучшая стереофоническая карточка для домашнего ПК. Без вариантов. Мне сложно поверить, что компания без имени на рынке звуковых устройств сделала такое, но факты говорят за себя. Посему провозглашаем карту величайшей из великих и жалуем лучшими наградными знаками издания. И снимаем шляпы.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?