Идеальная домашняя аудиокарта Creative Sound BlasterX AE-5

Молодое поколение небось и не знает, что такое Sound Blaster. Уже довольно продолжительное время Creative активно эксплуатирует этот бренд, прикрепляя практически к любому своему продукту. Однако AE-5 – правильный саундбластер, олдовый: это звуковая карта с интерфейсом PCIE для игрового ПК. AE-5 нельзя сравнить ее SB Live! или SB16, это не настолько революционная аудиокарта, и тем не менее сегодня это, похоже, лучшее решение для домашнего ПК.

Посмотрим, чем примечательна Sound BlasterX AE-5. Самое основное – отличный усилитель для наушников и набор энхансеров и фильтров. Высококлассный усилитель сигнала для наушников предполагает, что перед ним в цепочке находится не менее высококлассный звуковой тракт. То есть, к новой аудиокарте Creative можно подключать акустические системы (активные, либо через усилитель, само собой) самого высокого уровня. В том числе и многоканальные, формата 5.1. Также на карте присутствует цифровой оптический выход; он может пригодиться, если в качестве АС вы предпочитаете любимую связку ресивер-колонки или активные мониторы с цифровым выходом, а AE-5 берете для использования с наушниками. Ну, и / или ради подсветки 🙂

Да, инженеры Creative Labs решили порадовать геймеров модной многоцветной подсветкой Aurora (16,8 млн цветов), настраиваемой и синхронизируемой с подсветкой клавиатуры, мыши и колонок (синхронизация возможна при наличии у других устройств аналогичной подсветки Aurora). Для ее питания предусмотрен отдельный разъем (Molex), разводка организована так, чтобы наводок на аудиотракт не было.

Самое интересное, что светиться может не только карточка: на борту AE-5 установлен коннектор, поддерживающий подключение до 4 внешних светодиодных лент. Таким образом аудиокарта может по совместительству работать центром управления подсветкой системного блока, а поскольку подсветка гибко программируется, AE-5 может стать интересным решением для моддеров, даже тех, которым звук не особо интересен.

Пользователи, не нуждающиеся в светодиодной радуге, могут подсветку попросту не подключать; однако, скажу я вам, таких людей все меньше. Данные “продажников” говорят: даже простой обыватель предпочитает клавиатуру с многоцветной подсветкой обычной клавиатуре с однотонными белыми светодиодами, благо, разница в цене сегодня не велика, а то и отсутствует.

Теперь о том, чего нет. Сэкономили разработчики на входах и АЦП: присутствует один комбинированный вход на миниджеке. Пользователю, который не занимается музыкой и не стремится записывать вокал в студийном качестве, обычно достаточно микрофона для голосовой связи даже для стримов. Типовые капсюльные микрофоны гарнитур отлично справляются с передачей голоса при условии что микрофон достаточно чувствительный, и микрофонный усилитель не фонит. Это не такие уж высокие требования даже для интегрированного аудиокодека и гарнитуры за 25 баксов :). Если бы карта была оснащена входным аудиотрактом под стать выходному, ее цена выросла бы примерно вдвое.

В общем, экономия оправданная, никто ее и не заметит. Кроме нас. Нам бы качественные входы не помешали, чтобы сделать замеры характеристик в RMAA по схеме loopback. Отдельного ПК или даже звуковой карты для замера такой аппаратуры у нас в тестлабе нет по той простой причине, что подобного уровня аудиокарты на рынке появляются раз в два года. Так что мы будем исходить из характеристик ЦАП и усилителя… А еще воспользуемся данными коллег, у которых измерительная аппаратура, видимо, окупается :).

На борту Sound BlasterX AE-5 установлен ЦАП ES9016K2M. Этот преобразователь используется в хорошей аппаратуре ценой от 800 до 11000 баксов. Под последним мы, например, подразумеваем усилитель с цифровым блоком Mark Levinson №585, который собрал ряд наград и получил оценки 4/5/5 от издания What Hi-Fi. Понятно, что ЦАП – далеко не единственный ценообразующий элемент усилителя; важно, что ESS 9016K2M успешно держит качественную планку в аппарате класса High End высшей ценовой категории (аппараты выше 10 килобаксов в журналах про аудиотехнику обычно не классифицируются по цене и попадают в общую категорию “без ограничения”).

Объективные заявленные параметры конвертера таковы: максимальные разрядность и частота: 32 бита 384 кГц, динамический диапазон: 122 дБ, гармонические искажения + шум: 0,00032%. По характеристикам карта не уступает ни профессиональным, ни аудиофильским; впрочем, об этом можно было догадаться еще прочитав предыдущий абзац. Но все же цифры есть цифры.

Про усилитель для наушников известно меньше. Согласно официальным спецификациям, это разработанный Creative усилитель на дискретных элементах, “custom-designed discrette headphone amp”. Называется Xamp. Заявленные характеристики следующие: соотношение сигнал-шум 116 дБ, гармонические искажения + шум 0,0009%, выходное сопротивление 1 Ом, импеданс наушников 16 – 600 Ом. Собственно, на этом все. Однако благодаря добрым людям с сайта http://referenceaudioanalyzer.pro мы располагаем кое-какой дополнительной информацией. Можно констатировать следующее: характеристики соответствуют заявленным; в спектре гармонических искажений мало гармоник высоких порядков, преобладают нечетные гармоники, артефактов нет (нормальная для внутреннего аудиоконтроллера картина, а с учетом объективных значений – отличная); усилитель лучше будет себя чувствовать с высокоомными наушниками, обладающими чувствительностью 100+ дБ / мВт.

Общий вывод по поводу качества звучания такой: Creative Sound BlasterX AE-5 обеспечивает достаточно высокое качество сигнала для любой аппаратуры. На этом уровне люди спорят по поводу качества звучания межблочников и силовых кабелей, или сходят с ума другими подобными способами. Реально аппаратура такого класса не имеет значимых недостатков и ее выбор уже дело вкуса.

А теперь к электронно-софтовой начинке, возможностям драйверов. На главной странице панели управления драйвера расположен большой список пресетов. Часть пресетов, скажем так, тематическая: кино, игра, нейтральный, концерт, ночь (лол), но большая часть посвящена конкретным играм, и игровым жанрам. Пресеты включают в себя настройки эквализации и энхансеров Acoustic Engine. Обсуждать оправданность и соответствие теме тех или иных предустановок мы не готовы, зато с удовольствием пройдемся по самим эффектам.

Блок эквализации включает в себя эквалайзер, бустер баса и высоких частот. Эквалайзер 10-полосный, частоты настройки полос начинаются с 31 Гц и далее удваиваются (62, 125, 250, 500 Гц и т.д.). Регулировать уровень сигнала можно от -24 до +24 дБ. Бустеры меняют амплитуду в тех же пределах, но судя по всему это не эквалайзеры: в описании бустера баса сказано, что он добавляет низкочастотных гармоник, за счет чего, видимо, увеличивает звуковое давление в области НЧ в целом. В блоке эквализации присутствуют пресеты настроек, так что свой основной пресет можно подстроить с помощью другого пресета 🙂

Эффекты блока Acoustic Engine известны не первый год. Расширитель стереобазы Surround, “улучшайзер” сжатых фонограмм Crystallizer, бустер баса Bass (похоже, дублирует бустер баса из блока эквалайзера), умный компрессор Smart Volume и фильтр, акцентирующий голос под названием Dialog+. Последние два фильтра будут настоящей находкой для простых любителей кино: Dialog+ позволит сделать разборчивой тихую звуковую дорожку с переводом, Smart Volume позволит смотреть кино в ночи без пульта в руке. Да и вообще, дико бесит, когда выкручиваешь громкость чтобы расслышать, что там лопочут главные герои, а потом… БАБАХ!! Морщась, делаешь тише – и вот уже снова что-то не расслышал в разговоре… В общем, вы поняли.

Первые два фильтра блока Acoustic Engine обычно используются, чтобы получить качественный звук на плохой аппаратуре. Что они делают в драйвере звуковой карты, ориентированной на применение с самыми качественными наушниками и акустическими системами? Здесь они для того, чтобы “вытаскивать” не аппаратуру, а записи. Сильно сжатые с потерями информации семплы в играх, плохие звуковые дорожки онлайновых фильмов, плохо сконвертированные альбомы в mp3 эффекты Crystallizer и отчасти Surround сделают более удобоваримыми. ДУмаю, они пригодятся всем: фильмы в HD и музыку в lossless скачивают уже в коллекцию, а первое знакомство с музыкальными композициями и фильмами сегодня обычно происходят в онлайновом режиме. Ну, а что касается игр – возможно, эти эффекты помогут улучшить разборчивость звука и улучшить ориентирование на виртуальной местности.

Специальные игровые эффекты здесь тоже есть, называются Scout Mode и Scout 2.0. Scout Mode усиливает самые тихие звуки, это фильтр для слухачей. Останавливаешься и слушаешь, где противник носится и что делает. При активации Scout Mode все остальные фильтры отключаются, что, если подумать, логично. Активацию “режима разведчика” можно повесить на горячую клавишу, и тогда пока она не нажата у нас будет активен стандартный набор настроек.

Scout Mode 2.0, судя по описанию, самый настоящий чит. Игроку не нужно прислушиваться, ему не надо самому разбирать тихие звуки, издаваемые приближающимся врагом, среди более громких окружающих звуков. Ему вообще не нужны ни наушники, ни колонки.

Только смартфон с установленным приложением, где на радаре будут отображаться приближающиеся противники. Идея понятная: компьютеру гораздо проще проанализировать по обработке звука, что сейчас происходит, и передать эту информацию игроку. В оффлайн-режиме так и вообще, он точно располагает полной информацией о расположении объекта. Чит? Еще какой. Если бы работал. Мне, к сожалению, заценить супер-фичу так и не удалось, и судя по комментариям к приложению я не один такой. Враги окружали, враги нападали, а радар оставался пустым. Настроек – ноль… Возможно, фича работает только в каких-то определенных играх или требует определенного звукового движка.

Вернемся к полезным плюшкам. В настройках много опций (например, выбор размеров динамиков, достаточно распространенная фича, которую я не стану комментировать), но мы отметим возможность компенсировать неточность расстановки АС, которая возникает у каждого пользователя, не готового выделить комнату под прослушивание музыки и домашний кинозал. Для каждой колонки можно выставить расстояние до слушателя, и карта будет отправлять на каждый канал сигнал с необходимой задержкой. Это позволит получить правильную звуковую сцену даже при кривой расстановке; правда, твиттеры по прежнему крайне желательно располагать на уровне ушей, или хотя бы на одном уровне.

 

Как правило мы считаем, что если девайс имеет хотя бы одно всесторонне удачное применение, он хороший. Creative Sound BlasterX AE-5 имеет много удачных применений. Он хорош даже как центр управления подсветкой, особенно с игровой периферией Creative, оснащенной подсветкой Aurora, и еще раз особенно – с клавиатурой, которую я считаю лучшей в индустрии на сегодня. Как аудиокарта Creative Sound BlasterX будет абсолютно лучшим решением для домашнего ПК, для применения с наушниками и любыми АС, в любых сочетаниях (исключая 7.1 – мы давно забыли, когда видели это чудо в последний раз).

Спустя месяц пребывания у меня Creative Sound BlasterX AE-5, я наконец придумал один недостаток. Не помешал бы цифровой вход: это позволило бы желающим подключать к карте устройства для звукозаписи, и избавило бы их от необходимости покупать вторую аудиокарту для занятий музыкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *