13 лет назад 2 ноября 2006 в 17:03 174

Коммерциализация участков Сети, предназначенных для конечных пользователей, отрицательно сказалась на удобстве использования интернета в быту. Сеть стала сложной и неочевидной, особенно с точки зрения человека, который в 90-х начал свою сетевую карьеру с BBS (товарищи, бывшие завсегдатаями BBS “Белый медведь” или любой другой бибиэски тех времен, откликнитесь! Есть желание сделать интервью с теми, кто видел, как все начиналось).

Возьмем такой банальный и совершенно неизбежный для каждого посетителя Сети вид деятельности, как поиск нужной информации. Конечные пользователи добывают нужные данные двумя способами: во-первых, можно попросить товарища написать на бумажке нужную ссылку (такого рода сарафанное радио довольно эффективно во всех своих проявлениях, я слышал о том, как некоторые люди достаточно успешно продвигали свои ресурсы, попросту размещая ссылки в публичных местах, например, наклеивая их на двери в вагонах метро), а во-вторых, можно воспользоваться поисковиком.

Различных поисковых систем сейчас очень много. Например, есть службы на программных движках, которые обновлялись последний раз в 1998 году и сейчас живы, не знаю почему. Я с трудом себе представляю, какова может быть реальная аудитория у сервиса совершенно неадекватного в его “представлениях” о Сети. Не то чтобы при поиске по ключевому слову sex он ничего не находит, но результат выдает явно неудовлетворительный. Однако кто-то такими ресурсами, видимо, пользуется, иначе они бы давно передохли. Но нет, все у них нормально, будто на дворе еще прошлый век.

К примеру, рассмотрим некогда очень популярный (и популярность эта была заслуженной) поисковик Altavista. Лет пять-шесть назад он был довольно широко известен, так как на тот момент располагал одним из лучших поисковых движков, но потом на рынок пришли молодые конкуренты с еще более удачными алгоритмами поиска и аудитория ресурса немедленно сдулась.
И таких примеров много. Некоторые сервисы отказались от борьбы за массовую аудиторию, а их создатели решили попытать счастья в других отраслях, например, в области поиска мультимедийного контента по FTP-серверам. Прочие добились заметных успехов на поприще поиска нетекстовой информации, но принципиально их усилия на массовый рынок уже не влияют (хотя то одну, то другую удачную разработку время от времени покупают крупнейшие компании для встраивания в собственные проекты).

А на данный момент для массового пользователя безусловным лидером в результате нескольких лет естественного отбора стал Google. Стоит эта организация на данный момент, если я ничего не путаю, около восьмидесяти миллиардов долларов, а такая капитализация, знаете ли, обязывает. Надо соответствовать.

В интернете можно найти самые разные оценки популярности ресурсов Google. Одни рейтинговые фирмы уверяют, что услугами Google периодически пользуется пятнадцать процентов населения Сети, а другие полагают, что в два раза больше. Так или иначе, пользователей очень много, и Google, таким образом, является самым масштабным (по размерам аудитории) интерактивным средством массовой информации в мире.
Давно прошли те времена, когда поисковики просто искали нужную информацию. С тех пор как в интернете начали торговать и зарабатывать деньги, идет открытая и непрерывная война за потребителя. Через Сеть сейчас продают все, а потенциальные клиенты ищут потенциальных партнеров если не по знакомству, то с помощью различных средств поиска. Вероятность того, что в процессе добывания нужного предложения человек в какой-то момент обратится именно к Google, очень высока. Ну а чем еще можно воспользоваться?

На отдельных региональных рынках с Google успешно конкурируют местные поисковые системы, но уже сейчас это борьба на равных, несмотря на фору, которая была дана национальным поисковикам прежде. А что будет через пару-тройку лет? Google может себе позволить очень серьезные инвестиции в усовершенствование своего движка и остальных сервисов, так что вскоре, надо полагать, он станет де-факто монополистом на рынке поисковиков. А фантазии у владельцев Google хватит на многое: чего только стоит свежезапущенная карта планеты. Вживую я ее посмотреть еще не успел, так как в пределах досягаемости из средств подключения к Сети наличествует только GPRS, а она (карта) хочет минимум 128 кбит/с, но, судя по скриншотам, это вещь продвинутая и совершенно не дешевая.

На фоне непрерывного развития и совершенствования систем поиска довольно забавно смотрится среднестатистический пользователь поисковика – человек, прямо скажем, не очень продвинутый в области сетевых технологий. К примеру, недавно беседовал я с одним спецом в области продвижения ресурсов в Сети, и он мне рассказал, что немногие пользователи знают о существовании второй страницы результатов поиска. Ну а сам поиск в большинстве случаев производится по одному-двум ключевым словам. Как правило, всех устраивает улов, который вываливается в самом начале. То есть чем ближе ссылка на интернет-магазин бытовой техники к началу списка результатов поиска по слову “утюг”, тем больше шансов у него стать процветающей организацией, продающей утюги.

Надо ли говорить, что фишку эту все поняли очень быстро и, как следствие, начал стремительно развиваться рынок рекламы на массовых поисковиках, как скрытой, так и вполне явной. Собственно говоря, капитализация Google настолько выросла исключительно потому, что акционеры компании сильно-сильно верят в перспективность такого рода рекламных площадок.

Но прямая реклама, даже скрытая, – это детский сад и невинная игра в крысу по сравнению с тем, насколько сильно поисковики способны влиять на мнение своей целевой аудитории. Пользователей, которые способны искать информацию в Сети эффективно и тем самым получать адекватный действительности результат (насколько слово “адекватный” вообще применимо в данной ситуации), очень немного. Все остальные ограничиваются информацией, лежащей на поверхности, что открывает просто безграничные возможности перед самыми разными людьми и группами по интересам.

Ведь существуют технологические приемы раскрутки ресурса в поисковике с помощью ряда алгоритмизированных действий. Можно сделать так, чтобы нужная ссылка как бы сама собой поднялась в рейтинге результатов поиска по определенному ключевому слову. Разумеется, подобные действия у владельцев поисковиков особого восторга не вызывают, поэтому технические специалисты постоянно вносят изменения в движок, дабы сделать невозможным такой способ продвижения ресурсов. В то же время рынок поиска в Сети – закрытая и очень сложная система, работающая по неочевидным для обывателя закона. Важно понимать одну простую вещь: результат, полученный при помощи любого крупного поисковика, – это сосредоточение интересов очень большого количества разных граждан, которые по большому счету надеются на то, что вы у них что-либо купите – не прямо, так косвенно. И Google не исключение – во многом потому, что сделан он настоящими профессионалами.

Всегда приглашаем авторов!


Уважаемые читатели! Журнал Upgrade всегда рад людям, готовым влиться в стройные ряды наших авторов. Если вы считаете, что можете писать интересные тексты, то, возможно, вы правы!

Людям железных интересов имеет смысл писать на адрес sb@veneto.ru непосредственно Сергею Бучину, а тем, кто стремится описывать программы, телекоммуникации и прочие смежные области, предлагается другой почтовый адрес – barsick@veneto.ru, принадлежащий Николаю Барсукову.

Тема письма “Новый автор” существенно все облегчит, поскольку нам по-прежнему приходит просто неприличное количество спама.

Письма на ящике upgrade@veneto.ru тоже внимательно прочитываются. Пишите нам, и, возможно, всем от этого будет радость!
 


Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?