17 лет назад 29 января 2007 в 11:54 820

Всем нам, привыкшим видеть трогающую сердце красоту кулера или модного процессора, восхищаться эстетическим совершенством материнской платы, иногда не мешает взглянуть и на другие художественные объекты.

П оэтому UPgrade предлагает вашему вниманию обзор сайтов о современном искусстве – явлении сложном, пестром, во многом непонятном и во многом отвратительном. Зато в духе времени.
Больше ста лет искусство претендует на поражающую воображение и чувства новизну и тщится изумлять публику непривычным и неожиданным. «Все страньше и страньше», как говорила кэрролловская Алиса, – вот девиз художников модерна и постмодерна. Началось со скромного призыва сбросить Пушкина с парохода современности, продолжается до сих пор – по нарастающей: кто-то утверждает, что произведения искусства надлежит рассматривать под водой, кто-то видит истинное раскрепощение в демонстрации гениталий крупным планом (протест против извращений общества!), кто-то в качестве «объекта» выставляет распятого человека и поливает его кровью животных… Но, кажется, приемы исчерпаны, и не очень ясно, против чего протестовать, чем поражать и шокировать: все побеждено, ничто не шевелится. Если и найдется человек, способный удивляться, то он, видимо, живет в таежной глухомани, поэтому его нетрудно поразить и картинами Рафаэля или Боровиковского.

Прежде чем пуститься в странствие, загляните на сайт «Постмодернизм»

В целях приобретения знаний необходимо посетить медиаэнциклопедию


Однако оно разное – современное искусство. Бродя в его садах и кварталах, можно наткнуться на замечательные творения, создаваемые людьми талантливыми, много умеющими и многому научившимися, а можно встретиться с давно приевшимся, растиражированным эстетическим хулиганством, если не хулиганством обычным, которое по недоразумению или вследствие других случайных причин кто-то счел творчеством. В общем, мой обзор сайтов, а также явлений современного искусства не претендует ни на полноту, ни на последовательность, ни на объективность.
Начнем, пожалуй, с сайтов общеобразовательных. Современное искусство обросло таким количеством терминов, что справочник-переводчик при знакомстве с ним просто необходим.
Если вдруг – совершенно неожиданно – у вас академический склад ума и осваивать любую реальность вы предпочитаете по алфавиту, то, прежде чем пуститься в странствие по порталам современных арт-творцов, загляните на сайт «Постмодернизм» (www.modernizm.org.ru). Это сугубо информационный ресурс, мини-энциклопедия, цель которой, по словам ее составителей, заключается в «аналитическом рассмотрении ключевых понятий, персоналий и текстов философии постмодернизма». Поднатужившись и поднапружившись, из статей, размещенных на портале, вы извлечете кое-какие знания и представления. Не обещаю, что без труда. Почему? В качестве ответа на вопрос предлагаю выдержку из заметки «Алкоголь», наиболее доступной рядовому читателю: «Актуализировавшиеся во второй половине двадцатого столетия собственно философские реконструкции проблемы многомерной топологии бытия акцентировали, в частности, исследования воздействия алкоголя на трансформацию пространственных ориентаций и временного восприятия индивида». В общем, удачи!

«Информационное агентство «Культура» – близнец портала «Информагентство «Культура»

Новости художественной жизни, афиши выставок, акций и мероприятий


Кстати, у постмодернизма, если говорить на языке общедоступном, два главных свойства. Во-первых, он отказался от какой бы то ни было шкалы ценностей; для него не существует оппозиций «высокий – низкий», «хороший – плохой». Во-вторых, он конструирует свои миры из обрывков всего на свете: цитат, образов, интонаций, сюжетов разных эпох, миров и т. д. Этакий коллаж, в котором легко совместить Тургенева и дохлую рыбу.
В целях приобретения знаний и способности ориентироваться в мире прекрасного необходимо посетить медиаэнциклопедию «Изобразительное искусство» (visaginart.nm.ru/visaginart.htm). Подборка статей обо всех стилях и течениях, которые только существуют в искусстве, в том числе современных: пожалуйста – вот вам реди-мейд, и поп-арт, и арте повера, и концепт, и ассамбляж, и… В общем, если половина слов вам незнакома, заходите на страницы энциклопедии, и вам помогут. Помимо статей о направлениях и стилях, есть справочник терминов (подробный и иллюстрированный), список музеев, уроки рисунка и живописи, ссылки на полезные сайты.
По адресу www.artnet.com находится серьезный англоязычный ресурс, посвященный искусству, преимущественно современному. Выставлены и кратко охарактеризованы около ста восьмидесяти тысяч художников всех времен и народов, стилей и направлений. Доступны сведения о мировых художественных галереях, галереях антиквариата и дизайна. Материалы проиллюстрированы работами с экспозиций. О том, какие художественные мероприятия проходят в разных уголках мира, вы узнаете из раздела Events, об аукционах – из рубрики Auctions. На портале есть и интернет-магазин.
Тот, кто пишет стихи и прозу, рисует, фотографирует, делает музыку, считает себя творческой личностью и хочет реализовать свои таланты, имеет шанс обрести нечаянную радость на портале «Артефакт» (art2.artefakt.ru). Желающему славы, пусть и локальной, необходимо зарегистрироваться на сайте и выслать образцы своего творчества. Модератор определит, стоит ли овчинка выделки, и если сочтет, что стоит, то вывесит присланное на всеобщее обозрение. На сайте проводятся конкурсы, произведения наиболее отличившихся авторов публикуются в формате PDF. У портала есть свои музыкальная и веб-студии. Гениальные творения мне не встретились, но попадаются милые вещицы, например, из разряда авторской песни, хоть и созданные не без влияния корифеев жанра. Похожий сайт для художников и фотографов, «Иероглиф», находится по адресу www.hiero.ru. На нем тоже проводятся конкурсы, организуются арт-проекты и мероприятия. Имеется обширная галерея. Много работ высокого качества. При желании картины и фотографии можно выставить на продажу. Самодеятельным авторам советую посетить и «Портал антимаргинальных постмодернистов-писателей (antipost.chat.ru). Постмодернисты-антимаргиналы предпочитают малые формы – рассказы, миниатюры.

Онлайн-журнал о различных явлениях современной культуры

Интернет-музей актуального искусства, где выставлены творения сотни художников


Модернизм без каких бы то ни было видимых потрясений перетек в постмодернизм, коллажи из старых ботинок уступили место инсталляциям из фекалий, эпатаж как главный принцип передового искусства сохранил свои позиции, но, как и бывает со всяким принципом, широко распространился в форме прикола. Современное искусство стало называться актуальным. Тем, кто считает изображение Христа в обнимку с Пушкиным и Путиным незаурядной художественной идеей, будет интересно посмотреть на работы и сайты актуальных и постмодерновых деятелей. Те, кто о подобном до сих пор не слышал, возможно, откроют для себя новые грани бытия, а те, кто, подобно мне, являются неисправимыми консерваторами и традиционалистами, получат возможность окинуть взглядом чужой им мир, чтобы с удовольствием вернуться в родной и близкий.
Загляните на art4.ru/ru/news. Это интернет-музей актуального искусства, где выставлены творения доброй сотни художников всех видов и мастей (конечно же, за исключением тех, кто предпочитает классическую или близкую к ней манеру). Среди них – известный поэт Пригов, чьи художественные работы отличаются той же ироничностью, пародийностью и абсурдностью, что и его поэзия; знаменитый хулиган от искусства Тер-Оганьян; «великий притворщик» Вадик Монро, обожающий перевоплощаться, единый во множестве лиц – от Мерилин Монро до Ленина и Путина, – и многие другие, эпатажные, ироничные и в большинстве случаев вычурные. Стеб по поводу обывательской ограниченности, советских и постсоветских официозных реалий, религии, секса, наркотиков и прочего – в общем, все хорошо знакомое, привычное, ожидаемое, но считающееся в среде молодых, модных и андеграундных оригинальным и необычным выставлено на всеобщее обозрение. Правда, попадаются и в самом деле живые и оригинальные вещицы – работы Владимира Яковлева, к примеру. О каждой персоне рассказано вкратце: когда родился, чем прославился в своей среде, что употребляет внутрь – наркотики, алкоголь или то и другое. В разделе «Ссылки» – краткий обзор арт-ресурсов и сайтов галерей. Чтобы получить представление о современных художниках, в музей стоит заглянуть. Полчаса – и главные идеи уловите.
Серия интернет-проектов Марата Гельмана, главного покровителя и пропагандиста современного российского искусства. Первым следует упомянуть профессионально организованный портал «Информагентство «Культура» (www.gif.ru), на котором грамотно и подробно рассказывается об «арт-процессе» – том, что незаметно для обывателя, но, судя по материалам сайта, чрезвычайно важно для современного искусства. Новости художественной жизни, афиши выставок, акций и мероприятий, критические обзоры и рецензии дают представление о современных арт-движениях и их участниках. В раздел «Персона» помещены портреты тех, кто чем-либо отличился вообще или в последнее время. Новичку сразу трудно разобраться, но у него есть надежда со временем освоить пестрый мир современного творчества, потому что материалы, размещенные на сайте, написаны толково, снабжены иллюстрациями и дополнены разнообразными ссылками. Загляните в «Арт-азбуку»: доступно написанный словарик даст вам возможность сориентироваться в нынешней искусствоведческой терминологии. Ежедневный интернет-бюллетень (www.gif.ru/cgi-bin/gaz_db2.cgi?action=arch_ofdate&ymd=20001219) знакомит с новостями арт-сайтов.

Слоган сайта – «Полюс вечной абстиненции» – отчасти соответствует «правде факта»

Портал «Катализатор искусств» освещает проекты на стыке науки и искусства


«Информационное агентство «Культура» (www.guelman.ru/culture) – предшественник и брат-близнец портала «Информагентство «Культура». Публикует еженедельные обзоры прессы о культурной жизни страны и мира с комментариями главреда. Там же – ссылки на сайты литературных и искусствоведческих журналов, музеев, американских арт-институтов, театральные ресурсы и «Галерею Гельмана» (www.guelman.ru), где размещены материалы о творчестве художников, близких автору проекта, о деятельности его галереи, полемика разного рода, анонсы аукционов и др. Произведения современного искусства, между прочим, не только продаются, но и сдаются в аренду! Так что при желании даже в «хрущобе» можно учинить двухнедельную выставку актуальнейших и скандальнейших.
«Культпросвет» (www.kultprosvet.ru) – онлайн-журнал, в котором все желающие могут сообщать о своих впечатлениях от различных явлений современной культуры. Приветствуются «субъективные и неангажированные» рецензии и отзывы, написанные «грамотно и интересно». Субъективного хоть отбавляй, а вот грамотного и интересного значительно меньше. Не соблюдается и правило «не злоупотреблять ненормативной лексикой» (возможно, авторы портала подразумевают что-то неизвестное мне?). Помимо полемики и критики, «Культпросвет» размещает на своих страницах прозу и стихи. Материалов очень много, среди них попадаются иногда и довольно интересные, неплохо написанные, но на то, чтобы их отыскать, требуется время. Впрочем, встречаются и откровенные идиотизмы (www.kultprosvet.ru/print.php?t=1894).
«Творческая дача» – галерея актуального искусства, модного в широких кругах андеграунда. «Дача является одновременно галереей, открытой мастерской и коммуникативным пространством». Находится это коммуникативное пространство в г. Ижевске, который в подражание классику хочется назвать «мировой столицей», но не шахмат, а этого самого актуального. В Сети «открытая мастерская» существует по адресу dacha.tyros.ru. В разделе «Проекты» – текущие и состоявшиеся арт-акции. Недавняя – «Говорящие памятники»: к разнообразным городским монументам Перми, преимущественно советским по форме и содержанию, предлагается подобрать тексты и сделать работы в жанре «мультимедиа, кинетической инсталляции или сценического, музыкального, поэтического перформанса». Предыдущие: «Буш объемшись груш» (демонстрация фильма «Фаренгейт 9/11» в сопровождении выставки карикатур), «Современная городская скульптура» (одна из работ – «Памятник пельменям», название буквально передает содержание работы), «Вечер визуальной поэзии», «Прощай, девственность» и др. На сайте собраны отзывы прессы, размещены краткие биографические справки о десяти художниках, дружественных создателям портала, есть форум.
Авторы «Онлайн-журнала «Гадзилка» (от слова «гад»), пребывают в состоянии непрекращающегося абстенентного синдрома. Слоган этого сайта – «Полюс вечной абстиненции» – лишь отчасти соответствует «правде факта». По-хорошему, это полюс непрекращающегося сквернословия. В разделе «Креативы» собраны опусы похабников (для них «похабник», полагаю, похвала), «падонкаф» и «фриков». Я осилила одно произведение, в результате чего лишилась аппетита на двое суток, а нужно сказать, что еду я люблю преданно и верно. В разделе «Субъективизмы» размещены рецензии – разной степени разнузданности – на фильмы, книги, музыку, игры и компьютерные программы (в частности, бурные впечатления от «Антивируса Касперского»: кто бы мог подумать, что встреча с ним еще способна кого-то так сильно взволновать!). «Картины Репина» – наиболее занятный раздел: в нем находятся смонтированные в Photoshop картинки, иногда действительно остроумные. В «Ракурсах» – серии фотографий разной тематики (эротика, кошки, пикник на природе, с приколами и прибамбасами, разумеется). В «Цитатнике» – скучные афоризмы, по большей части непристойные. Есть «Гадский форум», «Гостевая гадов», серия ссылок на нравящиеся авторам сайты. Итак, всех, кто почитает «падонкаф» творцами и креативщиками, весельчаками-остроумцами, ждут по адресу gadzilka.ru. Можно не только «протащиться», но и «зажечь»: «аффторов» там привечают.
Портал «Катализатор искусств» (www.artscatalyst.org) освещает деятельность организации, которая сочетает в своих проектах науку и искусство. Деятели движения, например, построили из всякого мусора ракету в натуральную величину. Ее разместили в здании бывшего вокзала (Лондон), и она должна была служить символом нового этапа технического и художественного прогресса. Подобных проектов довольно много, они подробно описаны, а описания снабжены иллюстрациями.
В прежние времена Дэвида Шригли, пожалуй, назвали бы карикатуристом. Занимается он много чем: рисует, мастерит скульптуры (хотя скульптурами его творения можно считать лишь условно), снимает мультфильмы, фотографирует, делает тату. Но во всех его работах, даже в фотографиях, есть что-то от манеры карикатуриста. Парадоксальность, остроумие, какой-то насмешливый примитивизм, которые ему свойственны, в общем-то, не новы для современного искусства. Невольно думаешь, что где-то это раньше видел. Печенье, прибитое гвоздем к стене, обшарпанные вьетнамки на не менее обшарпанном полу, стул наподобие тех, что ставят в школьных классах, с гипсовой ладошкой на нем (на ладошке изображена рожица), человечки, нарисованные по принципу «точка, точка, огуречек», и т. д. Мило, но банально. Многие из опусов снабжены подписями, часто развернутыми: текст для Шригли – необходимая составляющая его произведений. На сайте представлены все его проекты, а также статьи о нем, биография, список выставок. Есть интернет-магазин, в котором можно купить мультфильмы художника (на DVD), альбомы с его рисунками и небольшие скульптуры (солонки с надписями «Кокаин» и «Героин» – как вам?). Адрес – www.davidshrigley.com.

В прежние времена Шригли назвали бы карикатуристом


Все же у современного искусства есть свои гении и свои шедевры. Фотографии Саудека – это меньше всего фотографии в привычном смысле слова. Это, конечно же, полноценное изобразительное искусство. Саудек любит рассказывать истории, поэтому часто делает серию снимков и располагает их в пространстве одной работы. «Десять лет моей Вероники» – три сделанные в разные годы фотографии обнаженной женщины, которую меняет время. «История любви» – постепенно осыпающийся букет цветов, место которого в конце концов занимает фотография. «Мать и дочь» – две героини, снятые на протяжении нескольких лет в одной и той же позе. Саудек снимает про то, что всегда жгуче интересно, – про метаморфозы. Про превращения, которые совершаются с человеком на протяжении его жизни, про превращения чувств, про преображение, происходящее при одевании и раздевании, причем процесс раздевания (точнее сказать – «разоблачения») завершается высвобождением души из тела. У художника очень много того, что стыдливо принято называть эротикой. Но слово «эротика» не передает существа работ. Они о сексе – о том, как он отчаянно безобразен, как много в нем от страха смерти, о том, как печален, несовершенен и несчастен человек, обитающий и предающийся своим бедным радостям, печалям и порокам под одним-единственным окном в одной-единственной комнате с осыпающимися стенами и нечистым полом. Не нужно думать, будто Саудек нраво- или бытописатель. Ни в коем случае! Все эти толстые голые старухи, безголовые женские торсы, задрапированные прозрачной струящейся тканью (отсылка к античной скульптуре), обшарпанные комнаты – явления исключительно метафизические. И между тем сквозь отчаяние, сарказм, иронию светится и что-то очень человечное и высокое: нечаянная красота ребенка, чудом уцелевший «осколок» невинности, правота беременности. В общем, сходите на сайт художника (www.saudek.com), сравните его творчество с потугами современных «представителей андеграунда» и почувствуйте разницу: настоящее всегда хорошо. На сайте, помимо картин и фотографий, размещена биография художника и его автобиографические заметки-фрагменты. На английском. Оформлен сайт очень изящно и стильно. Если это вообще кого-нибудь заинтересует после просмотра работ.
На сайте художника Марка Райдена (www.markryden.com) – стандартный набор рубрик: биография, картины, пресса, новости, интернет-магазин. Загляните сюда: мир Райдена подлинно самобытен, манера письма неожиданна. Работы художника буквально источают вселенскую тоску по утраченной человечеством невинности. Райден пишет современную Алису в Стране Чудес, скрещенную с набоковской Лолитой, героинями диснеевских мультфильмов и часто запечатленную в позах обнаженных красавиц классической живописи. Стилистика тоже представляет собой микс: что-то от иллюстраций к детским сказкам, что-то от картинок фэнтези, что-то – неожиданно – от Босха. Участниками райденовской фантасмагории могут быть и Иисус на игрушечной ракете, и беременная девочка-телепузик, и Кристина Риччи в образе сказочной королевы, и Санта-Клаус. Созданное Райденом направление получило название «жестокий инфантилизм».
«Жестокий инфантилизм» – явление, отражающее глубинные свойства современного мира. У Райдена есть последователи, работающие в той же стилистике, и наиболее известные среди них – Тревор Браун и Рэй Цезарь. Однако же концепции, при кажущемся сходстве тем и манер, у художников разные. Девочки-куклы Рэя Цезаря откровенно инфернальны, агрессивно-эротичны. Это малышки-паучихи, крошки-моллюски, кошечки-вампирши, механические куколки с головами-шарами и т. д. Характерно для Цезаря обращение к мотивам барокко – эпохи вольнодумства, романов маркиза де Сада, распущенности и сладострастия, а также к реалиям модерна – времени декаданса, извращенных наслаждений и извращенных страданий. Кошмары художника живут по адресу www.raycaesar.com. Тревор Браун, англо-японский художник, создает еще более страшный мир – мир садистический, кровавый, в котором настолько внятно звучит тема некрофилии, что психическое здоровье автора в самом деле начинает вызывать сомнение. Изображая все тех же девочек-кукол истязаемыми, растерзанными, расчлененными и в то же время занимающимися сексом, художник чувствует себя «исследователем», первооткрывателем. Как и многие другие люди, занятые делом откровенно враждебным нравственности, Браун оправдывает себя тем, что открыто говорит о вещах, о которых другие сказать не решаются из трусости или лицемерия. Смею предположить, что дело не в трусости и не в лицемерии. Адрес персонального сайта художника – www.pileup.com/babyart.

Райден пишет Алису, скрещенную с набоковской Лолитой


Очень рекомендую стать читателем интернет-журнала «Проза» (www.proza.com.ua). Ресурс – умный, статьи – интересные, побуждающие к размышлениям и не оскорбительные для чувств. Многое спорно, но достойно внимания. В разделе «Визии» обсуждается визуальное творчество: фотографии, видеоролики, картины, посвященные характерным для эпохи темам – оргазму, дебилизму, насилию, гротескному совмещению несовместимого и т. д. В рубрике «Книги» рецензируются опусы преимущественно «неожиданного» (хотя на самом деле ожидаемого) содержания: например, биография дадаиста, рассказы о жизни семьи инцестников, о существовании детей-гермафродитов – в общем, привычная кунсткамера. «Личности» – это о творцах современного искусства. Вот вам шанс отчасти заполнить пробелы в образовании. В «Звуках» собрана «музыка роботов», этника от какой-то украинской группы, записи из психиатрических больниц с пластинок 1962 года, разговоры с умалишенными. В разделе «Культура» размещены статьи о разнообразных культурных явлениях, в том числе об «инди-журналистике» («Электронная инди-журналистика – это жесткая борьба биосуществ с миром, которому требуется лишь гармоничный шорох железного механизма…»), «турбокритике», событиях и новостях современного искусства. «Мнения» содержат заметки на самые разные темы – о «гендерном балансе», ассортименте наркотиков и пр. Отдельно – опросы: выясняют, что такое гей-парад, в какую сторону развивается культура Украины. «Радио» – радиовыступления в формате МP3, разговоры на всякие арт-темы. В «Публикаторе» собраны произведения множества авторов. Есть энциклопедия украинской литературы, библиотека русской, украинской и зарубежной литературы.
Небольшой, находящийся на стадии становления сайт «Литературная промзона» (litpromzona.narod.ru) представляет современных прозаиков и поэтов. В разделе «Портфолио» содержатся краткие сведения об авторах, библиография, иногда «продукция» – образцы творчества. В разделе «Рефлексии» – в самом деле рефлексии, и довольно интересные, по поводу разных явлений литературно-культурной жизни. Среди авторов критически-аналитических опусов – замечательный поэт Виктор Кривулин.
«Искусство России», как ясно по названию, является порталом о российских художниках (www.artrussia.ru/russian/index.php). На сайте размещен «Каталог Изо» – энциклопедия художников с примерами работ, список российских галерей изобразительного искусства, каталог фирм, занимающихся декором, справки о художниках. Выставка и продажа картин. Обзоры, новости, «Арт-справочник» с информацией о 929 художественных организациях и фирмах России и стран СНГ. Похожий по задачам ресурс – «Русский альбом» (www.
russkialbum.ru).
Портал Art Modern (www.amodern.ru) – «взгляд на современное искусство в различных его проявлениях – от классической интерпретации до новомодных течений». Специфика портала в том, что он отражает динамику художественной жизни: на нем рассказывается о фестивалях, выставках, мероприятиях музеев современного искусства в России и за ее пределами, открытии театров и премьерах спектаклей, новом в мире кино, заявивших о себе в той или иной сфере художниках, фотографах и дизайнерах. На сайте можно заказать и купить арт-подарки: фотографии, рисунки, картины.
«Книга жизни» – портал более или менее самодеятельных авторов (писателей, поэтов, графиков, живописцев, фотографов) – располагается по адресу book-of-life.narod.ru. Рассчитан он как на читателей, так и на писателей и художников, которые могут выкладывать свои произведения на его страницах. Рубрики: «Стихи», «Цитаты», «Рассказы», «Статьи», «Галерея», «Кинозал», «Форум». В разделе «Странички авторов» – ссылки на домашние страницы творцов, их персональные сайты или какие-то другие интернет-ресурсы, имеющие к ним отношение. Опубликовавший свое произведение (стихотворение, поэму, рассказ, статью, роман, картину, фотографию, флэш-ролик) имеет возможность увеличить посещаемость своей домашней странички и стать известным деятелем культурной жизни интернета. К участию в деятельности портала приглашаются все желающие. Качество текстов (во всяком случае, тех, которые я методом случайного попадания нашла) – как у студентов Литинститута. Немножко подростково-романтично, немножко сентиментальненько, немножко гомосексуальненько, по-домашнему философски. Изобразительные работы попадаются неплохие, пусть даже неоригинальные.
Андрей Бахурин, приятель Олега Куваева, прославившегося восхитительной Масяней, в целом мыслит теми же категориями, что и создатель всероссийски известной петербургской мультдевочки. Нет, дело не в подражании и тем более не в заимствованиях. У Бахурина и его «кукол-уродов» – своя философия, свои сюжеты и свой образ мира, но нечто вроде «общего духа» Масяню куваевскую и Соню бахуринскую объединяет. Нечто такое, что заставляет вспомнить Шагала с его странными, некрасивыми персонажами, исполненными вместе с тем доброты и печали, и Хармса с его гротескным миром, освещенным черным юмором. Смешное, страшное, печальное, доброе густо намешано в очаровательных флэш-мультах, которые в свободное от трудов дизайнерских время Бахурин и его жена делают и размещают на сайте «Куклы-уроды» (www.scary.ru). Обязательно познакомьтесь с выполненными в той же мультяшной стилистике куклами, которые мастерят авторы, почитайте опубликованные в разных изданиях рецензии на их работы. Можете там же поделиться впечатлениями от увиденного. О манере, в которой выполнены мульты и куклы, как ни странно, дает представление авторская цитата, предваряющая раздел рецензий: «Время от времени в журналах пляшут обо мне статьи. Более или менее пухлощекие. На себе пришлось раскрыть, что с журналистом выпроваживать стоит крайне осторожно, так как нет мирского абрикоса, который бы не геройствовал твои слова. Но сам факт статей и интервью приколен. Но пишуки постоянно теряются, и мне уже даже не привспомнить всех публикаций. Так что отныне прессу я буду сплевывать здесь». При сайте есть интернет-магазин, в котором продается DVD с мультами, а также различные мелочи с эмблемой Scary Dolls (пепельницы, фляжки и т. п.). UP

Красавицы и чудовища

Эльфы, друиды, хоббиты, «темные» и «светлые», великие битвы и могучие волшебники… Пожалуй, никогда еще сказочные сюжеты так не волновали сердца и умы, как в наше время. Желание видеть и осязать фэнтезийные миры породило отдельное направление в изобразительном искусстве. Странное сочетание комикса и реалистической манеры изображения дало неожиданный эффект: как правило, авторы таких полотен стремятся к правдоподобию, старательно выписывают каждый окровавленный клык у какого-нибудь зеленого чешуйчатого монстра, прорисовывают все складки на плаще полуобнаженной красавицы. Но все эти драконы, гоблины, ангелы, умудренные старушки, невиданные небесные светила неизменно кажутся отражением грандиозной борьбы Добра и Зла в кукольном мире Барби. Впрочем, это мнение субъективно. Для приверженцев жанра – несколько ссылок. По адресу www.artofimagination.org обитает «Общество искусства воображения». Авторы сайта намерены дать второе дыхание живописи в стиле фэнтези. На сайте собрано огромное количество произведений художников, работающих в соответствующей манере. Регулярно проводятся семинары, на которых обучают рисовать фэнтезийные картинки. Членам общества ежемесячно высылают тематический журнал. Художница Анна Зинковская приглашает полюбоваться хрустальным пламенем и изумрудными единорогами (www.ava-3.narod.ru). В «Галерее фэнтези» выставлено множество работ, которые распределены по разделам «Начинающие художники» и «Признанные мастера» (art.upperwood.ru/index.html).

Искусство-нет

Нет-арт, или виртуальное искусство, – новейшее художественное направление с использованием компьютерных технологий. Поначалу его апологеты делали картинки из букв и значков, имеющихся на компьютерной клавиатуре, потом в Сеть пришли актуалисты – артисты андеграунда, желавшие выставить свою продукцию на всеобщее обозрение. Тут-то и возникли все эти многочисленные галереи и домашние странички, на которых можно было разместить любой проект, какой только душа пожелает. Например, сделать страничку «Ухо» – собрать фотографии чем-либо приглянувшихся ушей твоих товарищей, всех желающих вообще, а заодно и героев мультфильмов или карикатур (velosipedov.mopps.ru/ears.html). И наконец, мастера нет-арта додумались творить так, чтобы задействовать все возможности интернета. Скажем, зачинатель движения Хит Бантин установил в Дублине, Токио, Лондоне, Лос-Анджелесе телекамеры, которые передавали информацию на веб-страницы, и любой посетитель тех сайтов мог откликнуться на происходящее на улицах (допустим, позвонив в полицию). Нет-арт ставит перед собой задачу стереть границу между искусством и реальностью. Виртуальное искусство – это, собственно, все, что мы наблюдаем в интернете: комиксы, флэшки, тексты, репродукции шедевров, музыкальные опусы и т. д. Вся кипящая и кишащая в интернете жизнь объявлена отныне нет-артом, творящим свои гипертексты ежесекундно. Портал основоположника направления ищите на www.irational.org, www.es.msu.su/wwwart/health.htm. Другие образцы: www.zuper.com , www.easylife.org , www.design.ru/olialia/war.

«Искусство для плохих людей»

Автоирония – единственное, что способно придать современным играм в искусство смысл и обаяние. Веселый, автоироничный и ироничный ресурс с длинным концептуальным названием «Плохое искусство счастливых знаменитых художников для плохих людей» находится по адресу www.happyfamousartists.com. На второй странице изображены плюшевые свинки (они же кнопки). Если по ним щелкнуть курсором, чудовищно хрюкают. Рубрики: «Арт», «Инсталляции», «Интерактивное искусство», «Для распечатки», «Выступления», «Фото и видео», «Подарки и развлечения». В разделе «Рисунки» – комикс с залихватским названием: «Who the fuck is Wittgenstein?» Полуобнаженная подружка Дональда Дака, обращаясь к маленькому племянни

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?