Недавно в интернете под текстом про запуск первого и единственного советского космического корабля многоразового использования «Буран», я прочитал интересный комментарий одного из посетителей найденного мною сайта. Он поведал, как в начале девяностых случайно оказался на складе, куда приехал за каким-то медицинским оборудованием, и среди ящиков с одноразовыми шприцами увидел один из экземпляров «Бурана». По словам очевидца, в те времена, чтобы выжить, НПО «Энергия» приходилось торговать и медоборудованием.
Меньше чем за десять лет до этого, 15 ноября 1988 года, в СССР впервые был произведен успешный запуск этого корабля многоразового использования. Пробыв в космосе 205 минут и сделав два витка вокруг Земли, челнок успешно приземлился, после чего в воздух уже не поднимался никогда. А та посадка космического корабля подобного класса до сих пор остается единственной в истории мировой космонавтики, проведенной полностью без участия экипажа и наземных операторов. Данный факт даже отражен в небезызвестной Книге рекордов Гиннесса.
Хотя по кадрам кинохроники это порой не очень понятно, но на самом деле «Буран» был конструкцией более чем просто массивной. При длине в 36,4 метра и размахе крыльев 24 метра при выпущенном шасси высота корабля составляла 16 метров. Объем кабины равнялся 70 кубических метров, и при стартовой массе в 100 тонн (и посадочной — в 80) полезного груза в него влезало тридцать тонн (еще 14 тонн из этих ста приходилось на топливо). Все это хозяйство доставлялось в космос ракетой-носителем «Энергия», которая стала первым советским носителем, работающим на водороде. Ее силовые установки развивали суммарную мощность до 170 миллионов лошадиных сил при стартовой массе в 2400 тонн.
Как и многие другие отечественные высокотехнологичные разработки, проект «Буран» был советским ответом на усилия США в области создания многоразовых кораблей двойного назначения, то есть сконструированных для выполнения как научно-исследовательских, так и военных задач. Гонка технологий была в самом разгаре; в период с 1971 по 1975 год отечественным аналитикам стало очевидно, что Америка ведет работы в этом направлении, и, как следствие, в 1976 году стартовал проект под названием «Энергия-Буран».
Масштабы ресурсов, задействованных в решении задачи, поражают до сих пор. Более 80 государственных структур и около 1300 предприятий по всей стране принимали участие в проекте, так или иначе в него было вовлечено более 2,5 миллиона специалистов. О том, во сколько в результате он обошелся, достоверных данных нет, но можно найти совершенно фантастические цифры, которые, впрочем, при всей их невероятности совсем необязательно неадекватны. В открытых источниках приводится информация о том, что каждая из термозащитных керамических плиток, коих на обшивку корабля нужно было 38 тысяч штук, стоила несколько сотен рублей (напомним, что средняя зарплата в СССР не превышала 150-200 рублей). Впрочем, впоследствии никто не пробовал считать, сколько бы стоил один серийный полет «Бурана». Так как даже разгонные ступени в перспективе должны были быть многоразовыми (была создана система приземления компонентов ракеты «Энергия» на парашютах или даже в автоматическом режиме на посадочные полосы), вполне возможно, что с рентабельностью у советского проекта все было бы нормально. Привет товарищу Маску от наших предков…
В процессе работы над программой была сделана не одна тысяча изобретений и открытий, результаты многих из которых до сих пор активно используются как в наших, так и в зарубежных космических проектах. После триумфального первого полета у руководителей проекта появились еще более масштабные планы, на стапелях было заложено сразу пять кораблей этой серии.
Предполагалось, что в самом обозримом будущем космические корабли многоразового использования полностью заменят классические ракеты, что позволит принципиально снизить стоимость доставки грузов на орбиту. В космической отрасли этот показатель — «цена доставки одного килограмма груза в космос» — играл и играет значительную роль. В те времена запуск одного килограмма обходился в сотни тысяч долларов.
Но потом наступили 90-е, и все стремительно закончилось. В 1993 году программа после нескольких лет вялого существования была полностью свернута (зачем нужно осваивать космос, если на дворе демократия наступила?), после чего два недостроенных челнока распилили, один готовый был уничтожен в результате обрушения крыши ангара (это официальная версия, которая мне совсем не нравится — хотя, конечно, все в жизни бывает), другой сейчас находится в частном техническом музее, и последний до сих пор хранится где-то в запасниках Байконура.
При случае поднимите стакан за людей, принадлежащих к поколению наших родителей и дедов, которые тридцать лет назад умудрились создать космический корабль, аналогичного которому до сих пор не могут сконструировать современные специалисты аэрокосмической индустрии других стран.
Р. S. Настоятельно рекомендуем посетить сайт www.buran.ru.