7 лет назад 12 апреля 2017 в 22:04 2458

Недавно в интернете под текстом про запуск первого и единственного советского космического корабля многоразового использования «Буран», я прочитал интересный комментарий одного из посетителей найденного мною сайта. Он поведал, как в начале девяностых случайно оказался на складе, куда приехал за каким-то медицинским оборудованием, и среди ящиков с одноразовыми шприцами увидел один из экземпляров «Бурана». По словам очевидца, в те времена, чтобы выжить, НПО «Энергия» приходилось торговать и медоборудованием.

Меньше чем за десять лет до этого, 15 ноября 1988 года, в СССР впервые был произведен успешный запуск этого корабля многоразового использования. Пробыв в космосе 205 минут и сделав два витка вокруг Земли, челнок успешно приземлился, после чего в воздух уже не поднимался никогда. А та посадка космического корабля подобного класса до сих пор остается единственной в истории мировой космонавтики, проведенной полностью без участия экипажа и наземных операторов. Данный факт даже отражен в небезызвестной Книге рекордов Гиннесса.

Хотя по кадрам кинохроники это порой не очень понятно, но на самом деле «Буран» был конструкцией более чем просто массивной. При длине в 36,4 метра и размахе крыльев 24 метра при выпущенном шасси высота корабля составляла 16 метров. Объем кабины равнялся 70 кубических метров, и при стартовой массе в 100 тонн (и посадочной — в 80) полезного груза в него влезало тридцать тонн (еще 14 тонн из этих ста приходилось на топливо). Все это хозяйство доставлялось в космос ракетой-носителем «Энергия», которая стала первым советским носителем, работающим на водороде. Ее силовые установки развивали суммарную мощность до 170 миллионов лошадиных сил при стартовой массе в 2400 тонн.

Как и многие другие отечественные высокотехнологичные разработки, проект «Буран» был советским ответом на усилия США в области создания многоразовых кораблей двойного назначения, то есть сконструированных для выполнения как научно-исследовательских, так и военных задач. Гонка технологий была в самом разгаре; в период с 1971 по 1975 год отечественным аналитикам стало очевидно, что Америка ведет работы в этом направлении, и, как следствие, в 1976 году стартовал проект под названием «Энергия-Буран».

Масштабы ресурсов, задействованных в решении задачи, поражают до сих пор. Более 80 государственных структур и около 1300 предприятий по всей стране принимали участие в проекте, так или иначе в него было вовлечено более 2,5 миллиона специалистов. О том, во сколько в результате он обошелся, достоверных данных нет, но можно найти совершенно фантастические цифры, которые, впрочем, при всей их невероятности совсем необязательно неадекватны. В открытых источниках приводится информация о том, что каждая из термозащитных керамических плиток, коих на обшивку корабля нужно было 38 тысяч штук, стоила несколько сотен рублей (напомним, что средняя зарплата в СССР не превышала 150-200 рублей). Впрочем, впоследствии никто не пробовал считать, сколько бы стоил один серийный полет «Бурана». Так как даже разгонные ступени в перспективе должны были быть многоразовыми (была создана система приземления компонентов ракеты «Энергия» на парашютах или даже в автоматическом режиме на посадочные полосы), вполне возможно, что с рентабельностью у советского проекта все было бы нормально. Привет товарищу Маску от наших предков…

В процессе работы над программой была сделана не одна тысяча изобретений и открытий, результаты многих из которых до сих пор активно используются как в наших, так и в зарубежных космических проектах. После триумфального первого полета у руководителей проекта появились еще более масштабные планы, на стапелях было заложено сразу пять кораблей этой серии.

Предполагалось, что в самом обозримом будущем космические корабли многоразового использования полностью заменят классические ракеты, что позволит принципиально снизить стоимость доставки грузов на орбиту. В космической отрасли этот показатель — «цена доставки одного килограмма груза в космос» — играл и играет значительную роль. В те времена запуск одного килограмма обходился в сотни тысяч долларов.

Но потом наступили 90-е, и все стремительно закончилось. В 1993 году программа после нескольких лет вялого существования была полностью свернута (зачем нужно осваивать космос, если на дворе демократия наступила?), после чего два недостроенных челнока распилили, один готовый был уничтожен в результате обрушения крыши ангара (это официальная версия, которая мне совсем не нравится — хотя, конечно, все в жизни бывает), другой сейчас находится в частном техническом музее, и последний до сих пор хранится где-то в запасниках Байконура.

При случае поднимите стакан за людей, принадлежащих к поколению наших родителей и дедов, которые тридцать лет назад умудрились создать космический корабль, аналогичного которому до сих пор не могут сконструировать современные специалисты аэрокосмической индустрии других стран.

Р. S. Настоятельно рекомендуем посетить сайт www.buran.ru.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?