13 лет назад 2 ноября 2006 в 14:56 136

Компания, которая изменила все

Все события, которые происходят на высокотехнологичном рынке, можно условно разделить на две большие категории. К первой будут относиться события мелкие, сенсации на один день. К примеру, выпускает какая-нибудь компания неожиданный девайс (мне давеча пришло письмо с рекомендацией срочно приобрести электронное мусорное ведро, купить я его не решился, но на тестирование мы его обязательно возьмем в самом ближайшем будущем) – и немедленно всем сетевым источникам информации наступает безграничная радость. Как следствие, сегодня весь интернет заклеен новостями про это событие, а завтра о нем уже никто не вспоминает, потому что подобного рода информация устаревает едва ли не раньше, чем становится по-настоящему общедоступной. Такого уровня происшествий на рынке – подавляющее большинство.

Однако случаются события и другого масштаба. Правда, мир так странно устроен, что они порой не привлекают вообще никакого внимания со стороны почтенной публики просто потому, что почтенная публика зачастую не в состоянии понять, что именно означает та или иная новость и, как следствие, пропускает подобного рода информацию мимо себя.

Признаюсь вам, эту новость я тоже едва не пропустил, но не потому, что не способен осознать степень ее влияния на происходящее. Просто она выглядит настолько нелепо (даже не то чтобы нелепо, просто такого поворота я никак не ожидал. По крайней мере, сейчас не ожидал), что сразу в сознании не укладывается. Наверное, все слышали, что есть такая компания – IBM. Это почтенная организация с очень длинной историей, которая сыграла едва ли не основополагающую роль в процессе становления современного компьютерного рынка.

Краткий экскурс в историю. Когда все только начиналось, компания IBM разработала стандарт персонального компьютера, который оказался достаточно удачным. У компании было два варианта дальнейших действий: она могла самостоятельно выпускать персональные компьютеры, тем самым полностью контролируя рынок IBM-совместимых платформ, или могла сделать стандарт открытым, дав тем самым произвольному количеству производителей возможность поучаствовать в этом процессе. Компания Apple, к примеру, выбрала первый вариант и, судя по заявлениям ее руководства, о выборе совершенно не жалеет, несмотря на то, что на данный момент “яблочники” контролируют несущественную часть рынка персональных компьютеров (по разным оценкам, от четырех до шести процентов).

А вот IBM, руководствуясь какими-то своими внутренними причинами, пошла по другому пути. Разумеется, компания немедленно утратила возможность стать монополистом молодого рынка, но зато сам рынок получил титанический пинок под… то есть импульс для развития. Такой, что его результаты сейчас мы можем наблюдать повсюду.
IBM-совместимые компьютеры стали стандартом рынка. (Помните, лет десять-пятнадцать назад объявления о продаже или покупке компьютеров в газетах бесплатных объявлений начинались со слов “Куплю / продам IBM-совместимый компьютер”?) Благодаря открытости и бесплатности технической информации на рынок пришло огромное количество компаний, которые начали развивать стандарт.

Разумеется, этот процесс, сам по себе позитивный со всех сторон, сопровождался (да и, по большому счету, сопровождается сейчас) различного рода сложностями, вроде неполной совместимости комплектующих, кучи мертворожденных технологий и тонны тупиковых путей их развития. Все это было и есть, но зато стандарт развивается эволюционным путем. На высокотехнологичном рынке исключительно благодаря одному решению, которое когда-то приняло руководство компании IBM, до сих пор действуют дарвиновские законы практически в своем первозданном виде, что на конечных пользователях сказывается исключительно благотворно. Ремарка специально для тех наших читателей, которые относятся к платформе Apple с большим уважением, нежели к платформе IBM: я не спорю, что у компьютеров Apple есть масса достоинств и что они все из себя хорошие и удачные, только их всего процента четыре по отношению к количеству компьютеров конкурирующего стандарта, и это перебивает все остальное.

Несмотря на то, что поступок IBM породил целый рынок, самой компании он не принес особой радости (за исключением, может быть, морального удовлетворения). По крайней мере, последние годы IBM даже не пыталась лидировать на рынке персональных компьютеров, скромно довольствуясь призовыми, но все же не первыми местами.
И вот наступил час икс. По уже подтвержденным самой компанией данным (за тридцать минут до завершения номера подтверждение появилось!), IBM собирается продать весь свой бизнес, связанный с производством персональных компьютеров. Аналитики объясняют подобное решение тем, что в последнее время рентабельность этого бизнеса существенно упала, а по сравнению с тем, какие деньги производство ПК приносило пять-семь лет назад, упала ниже плинтуса.
Однако IBM на сегодняшний день производит не только персональные компьютеры, поэтому продажа этой части ее бизнеса совершенно не означает, что компанию закрывают, а сотрудники распускаются по домам.

На всякий случай напомню, что помимо всего прочего на данный момент IBM является владельцем компании PriceWaterhouseCoopers, которую приобрела относительно недавно в контексте общей модернизации своего бизнеса. Компания планирует целиком сосредоточиться на производстве “тяжелого” железа для корпоративных клиентов, а также собирается еще активнее, чем сейчас, зарабатывать деньги на консалтинговых услугах в области высоких технологий, а заодно и на продажах различных бизнес-сервисов.
Торговля ПК уже давно перестала быть основным источником дохода компании. Согласно данным, которые можно найти в Сети, продажи персональных компьютеров давали лишь немногим более 10 процентов от общего оборота компании, который, по последним оценкам, составил около 90 миллиардов долларов. Но оборот – это еще не прибыль, а с ней ситуация у подразделения, производящего ПК и ноутбуки, была совсем кислой – около ста миллионов долларов до налогообложения.

Впрочем, желающие приобрести такое вялое (в масштабах транснационального бизнеса) подразделение нашлись почти сразу. А достанется оно известной китайской компании Lenovo, которая активно развивается и, по мнению некоторых экспертов, через некоторое время (если не снизит темпов развития, конечно) сможет составить конкуренцию признанным лидерам рынка ПК – компаниям Dell и Hewlett-Packard.
А нам, пользователям, что, собственно, с этого? Нам, уважаемые господа и дамы, с этого очень даже много чего. Начнем с того, что с рынка уходит компания, которая, по сути своей, этот рынок и создала. Уходит она с него потому, что уровень рентабельности работы на нем упал и, вполне возможно, упадет вскоре еще ниже. Основные деньги в настоящее время на персональных компьютерах зарабатывают производители “компонентов для компонентов”, вроде микросхем и текстолита, а также крупнейшие производители ПО (читай: Microsoft). Сборщикам ПК, даже очень крупным, становится все сложнее поддерживать свой бизнес в рентабельном состоянии.

А что уж говорить о более мелких сборщиках – например, региональных брендах? Аналитиков нашего родного высокотехнологичного рынка слухи о возможности ухода с него IBM очень сильно впечатлили. Основной смысл прогнозов, которые делаются по этому поводу, сводится к тому, что скоро на рынке персональных компьютеров наступит масштабный передел сфер влияния, сопровождающийся слияниями и поглощениями. Некоторые пессимистично настроенные специалисты даже описывают схему, согласно которой мировой рынок персональных компьютеров будет контролироваться в основном двумя-тремя компаниями, обладающими достаточными ресурсами, чтобы существовать в современных условиях.

То есть схема ожидается такая же, какая сейчас функционирует на рынке процессоров, где есть два основных игрока, один вспомогательный, а все остальные, кто пытается что-то подобное делать, вообще широкой публике не известны. Лично мне немного грустно, что так все развивается, но, видимо, это совершенно неизбежный процесс. Компьютерный рынок пережил романтический этап своей жизни, этап становления, и сейчас он превращается во что-то совершенно непохожее на то, к чему мы все успели привыкнуть. И уход компании IBM – событие знаковое. Пройдет еще лет десять, и многие уже не будут помнить, почему когда-то компьютеры назывались IBM-совместимыми.

И напоследок: искренне надеюсь, что компания IBM будет дальше жить и развиваться, потому что мы все ей сильно обязаны. Фактически она наш рынок и придумала. В общем, король уходит. Да здравствует король?

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?