Без рубрики

Компьютерные игры для взрослых

Не секрет, что все первые большие вычислительные системы – компьютеры – создавались преимущественно для военных целей. Первые программисты вскрывали немецкие шифры, рассчитывали таблицы стрельбы для артиллеристов, помогали создавать ядерное оружие.

Раньше все это, конечно, тоже рассчитывали, но «компьютерами» служили просто тренированные люди. Представляете, в газетах начала XX века печатались объявления о найме компьютеров! Но потом на смену артиллеристам пришли ракетчики, и даже многих людей (так сказать, первых параллельных компьютеров со встроенной коррекцией ошибок на основе избыточности) оказалось недостаточно для того, чтобы, скажем, точно считать траектории полета чужих ракет, определяя, в космос они выводят свою нагрузку или доставляют ее на территорию СССР. Потребность в вычислительной технике после начала космической эры была налицо, и, хотя опыт Союза доказал, что и при сравнительной неразвитости компьютерной промышленности можно добиваться поразительных успехов, сегодня мы не представляем себе, что бывает иначе. Помнится, после выхода сериала ВВС об освоении космоса многих жутко злило, что «наши» пускают ракеты из бункера, тогда как «янки» – из современного ЦУПа, хотя то, что показано в сериале, является пусть и пропущенной через призму чужого восприятия, но правдой. Так что в войнушку играли на самых первых компьютерах, только не понарошку, а всерьез. А дальше как-то само собой пошло: развитие элементной базы, миниатюризация компьютеров и расширение их возможностей, сложная электроника на самолетах… Закончилось тем, что компьютеры стали привычны нам в быту. Однако сегодня наблюдается очень интересная тенденция: достижения «гражданской» электроники полным ходом перенимают военные. Результаты, надо сказать, получаются прелюбопытные.

Идеальный солдат

Тридцать лет назад, во времена «холодной войны», предполагалось, что главный сценарий применения вооруженных сил (ВС) – это глобальный конфликт, в котором задействованы целые армии и все рода войск, вплоть до ракетно-космических (на крайний случай). Десятки тысяч солдат, танки, артиллерия, бои в воздухе, на воде, под водой и даже в космосе. В биполярном мире обе противоборствующие стороны обычно могли надеяться на поддержку супердержав того времени: США и СССР, чуть ли не даром предоставляли им военную технику ради усиления собственного влияния в том или ином уголке мира. Под сценарий разрабатывалось и вооружение. Не обязательно самое мощное, но обязательно массовое. Опыт фашистской Германии, имевшей ближе к концу военной кампании лучшие образцы вооружения, вплоть до баллистических ракет, но не успевшей развернуть их по-настоящему массовое производство, это наглядно продемонстрировал. Сегодня ситуация иная. Одна из сторон, ведущих войну, как правило, намного превосходит численно или технологически другую, и главной проблемой становится не просто подавление ВС противника, но еще и с минимальными потерями. Зачастую – в чисто информационном отношении, ведь главный противник в современной войне – это не столько чужие ВС, сколько общественное и мировое мнение: в условиях “демократии” и глобальной мировой экономики и то и другое – мощный инструмент воздействия. Многие войны последних лет, проиграны или выиграны не на военных фронтах, а в умах обывателей..

Менялись задачи, менялся и облик солдата: сегодня, как правило, делают ставку на профессиональную армию и на элитные подразделения. Они должны быть настолько лучше солдат противника. насколько возможно, чтобы те не сумели оказать им серьезное сопротивление. В идеале (конечно, недостижимом) – чтобы за всю военную кампанию не погиб ни один «свой» военнослужащий. Как следствие, предполагается не только тщательно готовить бойца, но и буквально увешивать его разнообразной электроникой и высокотехнологичными приспособлениями. Возьмем одежду, вернее, униформу гипотетического Терминатора будущего. Нам обещают, что она будет одновременно обеспечивать бойцу идеальные комфорт, безопасность и скрытность. Сегодняшние тяжелые и не всегда помогающие в бою бронежилеты и каски, защищающие жизненно важные части тела, дополнит достижение науки – «жидкая броня». Это особый гель, зашитый в одежду и почти не стесняющий движения, но при ударной нагрузке (попадании пули или осколка) ведущий себя подобно очень твердому телу. Хитрый внешний каркас равномерно распределяет нагрузку по телу десантника, чтобы тот меньше уставал от переноски большого объема экипировки. Никогда не пробовали сравнить хороший современный рюкзак со старым? Кондиционер, встроенный в одежду и подающий воздух по специальным каналам ко всему телу, согреет зимой и даст прохладу в пустыне. Заодно он очистит воздух от любых опасных веществ, то есть выполнит функцию противогаза (маску бойца предполагается сделать сплошной, прочной и герметичной). А верхний слой ткани, должен произвольным образом менять свой цвет и даже рисунок, подбирая для каждой местности идеальный камуфляж, делающий бойца незаметным. До полной невидимости, к счастью, еще далеко. Звучит неплохо, а? Если к тому же удастся создать действенную систему увеличения мускульной силы, ее тоже встроят в бронекостюм.

На шлеме бойца разместится целый комплекс оборудования, расширяющего человеческое восприятие. Камера с круговым обзором неплохо изобразит «глаза на затылке» и, функционируя в автоматическом режиме, подаст сигнал тревоги, если в поле зрения промелькнет подозрительная фигура. Видение в нескольких диапазонах спектра станет нормой, вдобавок компьютер научат совмещать несколько диапазонов – подсвечивать в режиме обычного видения теплые цели, например. На поверхности – там, где ловится GPS, – у солдата перед глазами всегда будет точная карта местности. На ней он сразу увидит, где находится, где его товарищи, а где замеченные противники и цели То же относится к автоматической электронной системе распознавания «свой – чужой»: -свои» всегда будут ярко выделяться на фоне врагов, что уменьшит число случаев «дружественного огня». Встроенная акустическая система автоматически определит, откуда пришел звук, и визуализирует процесс. Она же подавит одни звуки (скажем, рев мотора, мешающий расслышать что-либо еще) и усилит другие. Мало того, она переведет услышанную речь на родной язык солдата.

Естественно, у бойца будет возможность в любой момент связаться с другими десантниками и с командиром. Командованию станет проще простого контролировать каждый шаг своих солдат: глядеть их глазами (камерами), слышать их ушами, знать, где они находятся, и следить за их здоровьем, которое. между прочим, всегда можно будет поправить прямо на месте автоматическим введением необходимых препаратов, хотя бы обезболивающего.

Оружие бойца должно стать комбинированным – штурмовая винтовка плюс малокалиберный гранатомет, причем в бою предпочтение будет отдаваться именно гранатомету. Современные автоматы малоэффективны: на поражение одной цели приходится затратить как минимум сотни, а в среднем – до 30-50 тыс. пуль. Вдобавок люди постоянно прячутся за стенами, в окопах, окнах и т.

Высокоточное оружие позволяет легко модернизировать и относительно старые образцы оружия.

 

Пули по большей части расходуются на то, чтобы не дать противнику высунуться из укрытия. Наконец, существуют хорошие средства личной защиты – бронежилеты и каски. Один американец, например, в недавней кампании умудрился «поймать» каской четыре пули из «Калашникова» и уцелеть.

Гранатомет. Хитрость в том, что граната к нему оснащается несложной электроникой, позволяющей подорвать боеприпас в нужный момент. Боец наводит оптический прицел на укрытие, за которым спрятался противник, нажимает в первый раз на спуск (лазерный дальномер определяет и запоминает расстояние до препятствия), после чего переводит прицел гуда, где может пролететь граната, – над окопом, через оконный проем, слева от стены, за которой кто-то спрятался, – и нажимает на курок повторно. Выстрел. Запрограммированная граната пролетает мимо укрытия и сразу за ним, еще в воздухе, взрывается, поражая спрятавшегося врага взрывной волной и осколками Не спасают ни стены, ни окопы. Наконец, гранатомет способен стрелять не только в «интеллектуальном» режиме, но и в «глупом», с подрывом гранаты при ударе (граната сама переходит в более привычный режим, если электроника оружия вышла из строя), в том числе для поражения легкобронированных целей. Скажем, выстрела, чтобы подорвать обычную гражданскую автомашину. Предусмотрен также специальный режим, когда граната взрывается через некоторое время после слабого удара. Это позволяет стрелять сквозь стекло, ткань палатки или тента, фанерные стенки и т. д. Граната взорвется сразу за пробитым препятствием.

Благодаря закрепленной на винтовке камере, сигнал с которой можно переводить на нашлемный дисплей солдата, чтобы переключиться на «вид от лица винтовки», солдат стреляет, прекрасно видя врага, но оставаясь в безопасности. Кроме того, эта прицельная система, вернее, небольшой компьютер учитывает при стрельбе множество параметров, в том числе дальность до цели, измеряемую автоматическим дальномером, уровень влажности, плотность воздуха, направление и скорость ветра, чтобы сообразно их изменению вносить поправки в положение видимого бойцом прицела. Это еще не делает OICW снайперской винтовкой, но точность при стрельбе на большом расстоянии заметно повышается.

Вот такой «идеальный солдат» вырисовывается в исследовательских программах. Хорошо защищенный, замаскированный, видящий и слышащий куда лучше обычного человека, вооруженный мощным универсальным оружием и, главное, действующий в единой команде, на которую трудится множество групп поддержки, от других родов войск (артиллерии, авиации) до разведки и переводчиков. Ожидается, что в бою он окажется в пять-шесть раз эффективнее сегодняшних десантников, и так довольно неплохо подготовленных и экипированных. Куда уж совершеннее. Само собой, такую технологию полностью воплотят в жизнь не сегодня и даже не завтра, а лет через пять, на вооружение она поступит лет через десять. Если, конечно, на нее выделят достаточные средства: все-таки каждый солдат нового образца будет обходиться бюджету значительно дороже, чем обычный пехотинец. Сверх того, ультрасовременная амуниция тяжела. Согласно действующим нормативам армии, солдат на марше должен нести на себе вес не более 30% от массы своего тела, в бою – не более 20%, а в сложных условиях (допустим, в горах) – не более 10%. Средняя масса человека – 80 кг. Значит, боевой комплект экипировки со всем необходимым должен весить не больше 16 кг, в идеале – не больше 8 кг. Пока же одна винтовка тянет на несколько кг, бронежилет и защитный костюм – на 9-10 кг. Не успев начать, мы вплотную подошли к пределам допустимого. А ведь еще нужно навесить на десантника запасные боеприпасы, гранаты, компьютер, систему спутниковой навигации, кондиционер, мощные аккумуляторы для питания всего этого и кучу других вещей. В сумме – еще килограмм десять. Передвигаться-то – ладно, а воевать? Скептики вдобавок отмечают, что с обилием наворотов не так просто управляться: интерфейс оружия XXI века пока отнюдь не интуитивный.

Продолжение следует

  • 113
  • 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *