18 лет назад 5 февраля 2007 в 12:38 719

В переводе на русский аббревиатура расшифровывается гордо – Международная федерация звукозаписывающей индустрии.

С ия славная структура объединяет тысячу четыреста звукозаписывающих компаний из семидесяти стран мира, а также тесно аффилирована с другими ассоциациями такого рода, работающими в сорока восьми государствах.
Смысл ее существования – борьба с пиратством любыми доступными способами, от юридических до технических, а также отстаивание права крупнейших игроков рынка и дальше вести себя так, как было принято до появления интернета, то есть держать под строгим контролем весь мировой рынок музыки, кулуарно определяя, каким исполнителям надо становиться звездами, а каких имеет смысл немного поприжать, чтобы ненароком их на поверхность не вынесло. И не надо, кстати, за это стремление про IFPI плохо думать. Это ее старый добрый бизнес, и во многом благодаря ему мировая музыкальная культура именно такая, какая она есть на данный момент… Хм, написал это, вспомнил какая именно у нас мировая музыкальная культура и сам подумал про IFPI не очень по-доброму… Но не суть, отвлекся.
У IFPI, как следствие ее многогранной деятельности, много увлекательной статистики по рынку музыкального контента, частью которой она делится с населением. Например, из ее отчета по итогам 2006 года ясно, что легальные онлайновые продажи музыки выросли за год почти в два раза – до двух миллиардов долларов, причем если смотреть на мировой рынок в целом, то соотношение покупок, сделанных с помощью мобильных устройств и с помощью ПК, приблизительно 50 / 50. Но составители отчета подчеркивают, что на локальных рынках перекосы в ту или иную сторону будь здоров и что, например, японцы приобретают музыку преимущественно именно с мобильных устройств, коих в Японии сейчас столько, сколько будет у нас через лет пять, не раньше.
За год у легальных продавцов музыки было куплено 795 млн звуковых файлов основных форматов, что на 89% больше, в 2005-м. Причем пользователям есть из чего выбирать: сегодня в режиме онлайне продаются четыре миллиона композиций, которые предлагаются пятьюстами сетевыми музыкальными магазинами, расположенными в сорока странах мира. Для справки: легальные продажи цифровой музыки составляют в настоящее время не более 10% от общего рынка, контролируемого звукозаписывающими гигантами. Иными словами, по-прежнему большая часть лицензионной продукции продается на обычных CD через обычные магазины (если честно, в последний раз CD с музыкой не в MP3 я купил в 2000 году, и это был подарок на Новый год). Кстати, очень меня порадовало то, что быстрее всего растут продажи классической музыки, по крайней мере в США. Блин, а почему у нас продажи классики не растут?! Риторический вопрос.
Во многом рост рынка цифровой музыки обусловлен неугасимой любовью населения к MP3-плеерам, коих граждане купили за год целых 120 млн штук, что почти в полтора раза больше, чем в 2005 году.
В общем, все очень хорошо и круто – с виду. Но звукозаписывающие компании недовольны, так как даже рост продаж «цифры» не в состоянии компенсировать сокращение продаж музыки на физических носителях. Виноваты, что характерно, пираты.
С ними отчаянно борются. Как трогательно написано в отчете IFPI, «судебные иски были поданы в отношении более чем десяти тысяч пользователей из разных стран» (упоминаются Бразилия, Мексика, Польша и Португалия), которые распространяли в Сети пиратский контент. Средняя сумма взыскания – 2400 евро. Также за прошедший год организации удалось прищемить несколько крупных файлообменных сетей, в том числе Kazaa из Австралии, Bearshare из США и Kuro – тайваньскую p2p-сеть (мои знакомые оттуда плакали горючими слезами, когда ее грохнули).
В отчете сотрудники IFPI с удовлетворением отмечают, что в США и Европе количество пользователей, размещающих музыку на файлообменных ресурсах и в p2p-сетях, сократилось с 18 до 14%, однако объемы пиратских архивов в Сети только растут – и спрос на них тоже. Это во многом обусловлено тем, что широкополосный доступ в интернет становится общедоступным, поэтому люди получают возможность качать в больших количествах не только платную музыку, но и бесплатный (или почти бесплатный) пиратский контент. Отдельной проблемой назвали распространение в Сети пиратского музыкального видео, что, опять же, стало возможным благодаря резкому увеличению ширины каналов и удешевлению трафика.
Это, ясное дело, сильно беспокоит гигантов звукозаписывающей индустрии, поэтому пошли разговоры о том, что при определенных условиях возможна ситуация, когда уличенных в скачивании пиратского контента пользователей провайдеры станут физически отключать от интернета. Правда, я слабо себе представляю, как организовать такое с технической и юридической точки зрения, но современный мир безумен. Глядишь, изобретут что-нибудь, что сработает…
Впрочем, сами борцы с пиратами, кажется, не склонны полагаться лишь на репрессивные методы и не перестают развивать альтернативные механизмы влияния на рынок нелегального контента. И вот, уважаемые читатели, мы с вами плавно подбираемся к увлекательнейшей теме, название которой – Digital Right Management, или, если по-русски, «Концепция управления цифровыми правами». UP

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?