Upgrade

Критерии искусства

Это своеобразный ответ на письмо одного из читателей, в котором он утверждал, что упомянутый мною недавно Рональд Дженкис – исключение, которое подтверждает правило, и что настоящее искусство закончилось где-то в начале двадцатого века.

А компьютеры все добили, и вообще, без них человечество в полный рост самовыражалось, а из-за них наступили беда и безвкусица… Люди стали самовыражаться с помощью высоких технологий практически одновременно с их, технологий, появлением. В далеком детстве, когда мне было лет, наверное, шесть, я был потрясен, увидев, как, используя совершенно чудный девайс, Алфавитно-Цифровое Печатающее Устройство (АЦПУ), дяденька инженер в одном из московских НИИ распечатывал разные картинки на рулонах бумаги с перфорацией по краям. Розочки там всякие, дам в завлекательных позах, автомобили…

Специально для того народа, который думает, что история принтеров началась с матричных Epson’ов, поясняю: это самое АЦПУ было размером с рояль, подключалось к электронно-вычислительной машине серии СМ (уж не помню, какой точно) и печатало вышеупомянутые изображения исключительно с помощью букв, цифр и несущественного количества служебных символов. Надо сказать, что подобные картинки, площадью этак в пару квадратных метров, уже с расстояния в метр-полтора смотрелись более чем привлекательно.

Их дарили знакомым, вешали на стенку в качестве украшения – и надо сказать, они с этой функцией вполне справлялись. В 80-е годы даже мода своеобразная возникла на такие вот «шедевры», посему предприимчивые граждане начали делать за плату (!) изображения, заказанные клиентами. Как вы понимаете, первое слово, которое отечественный человек пишет на заборе, – это такое, которое привести на этих страницах я не могу, а первое изображение, которое он заказывает умельцу, умеющему рулить АЦПУ, – это он сам, любимый. И вот безызвестные творцы умудрялись служебными символами даже бороды клиентов исполнять. И все это за десять советских рублей.

Надо ли говорить, что это был далеко не первый способ использования ЭВМ в качестве средства для реализации своих творческих порывов. Вообще, споры о том, что можно считать искусством, а что нельзя, начались, мне кажется, одновременно с тем, как первый неандерталец взял в руку камень и проскреб им на стене пещеры первую черту. Наверняка у этого новатора немедленно нашлись свои критики, которые были не согласны с его трактовкой действительности. Возможно, даже активно не согласны.

К нашему времени ситуация принципиально не изменилась, правда, само понятие «искусство» сильно расслоилось. Появилось такое явление, как массовое искусство (оно же поп-арт), еще там всякие направления возникли (тут я в детали вдаваться не буду, потому как в них совершенно не рассекаю). Творчество, для которого нужен только компьютер и его производные, – это, вообще, что? Какие методы классификации применимы к данному явлению?

Раньше средств доставки информации каждому конкретному человеку было существенно меньше, чем сейчас, поэтому и ценились они значительно выше и, как следствие, в них попадало только то, что прошло тщательный отбор, причем даже неважно, по каким критериям, – важно, что отбор был. А сейчас у нас как дела обстоят? Пришел товарищ, запустил какую-нибудь программу, родил на выходе файл с изображением или, упаси господи, музыкой и думает: а вот осчастливлю я всех своим чудным творением! И кладет его в Сеть. А Сеть – она немаленькая, и с каждым днем там становится все больше подобного рода произведений всех жанров – от прозы и стихов до рисунков и фильмов, – ознакомившись с которыми действительно возникает соблазн начать думать, что компьютер – враг хорошего вкуса, и тем более творчества. Однако это совсем не так.

Одни говорят, что «Лувр по Сети» – это профанация (как правило, так считают те, кто смог там побывать лично), другие рассматривают виртуальные экскурсии как средство приобщиться к прекрасному, не имея загранпаспорта (я склонен с ними согласиться), но факт в том, что способы доставки произведений искусства населению принципиально содержание этого самого искусства не меняют. Нет, безусловно, на Джоконду лучше смотреть лично (через бронестекло), а потом отправляться в кабак и за стаканчиком дорогого красного вина обсуждать ее влияние на культуру Европы – но ведь, простите, такая возможность есть у несущественного процента населения нашей планеты.

Так что ж, остальным и по интернету не стоит выяснять, чего там странные белые люди напридумывали? А если до конца жизни не удастся набрать достаточно денег для поездки ну если не в Лувр, то хотя бы в Эрмитаж? Нет, дорогая редакция, это не дело. Если уж стало общепринятым явлением ознакомление с продуктами культуры и искусства с помощью таких, теперь ставших тривиальными, достижений научно-технического прогресса, как телевизор и радио, то давайте и за интернетом признаем право являться проводником разумного, доброго и вечного. А то он окончательно в помойку превратится.

Впрочем, не все еще в этой жизни потеряно. Интернет не только предоставил площадку для самореализации мощной прослойки товарищей, которые радостно графоманствуют, но и позволил многим по-настоящему талантливым людям продемонстрировать всему миру, что именно они могут. Другой вопрос, что специфика Сети вызвала к жизни целый спектр форм самовыражения, которые ранее просто не могли существовать в силу отсутствия технической возможности. Я нашел на видеохостингах массу творцов (без кавычек), Дженкис не был первым и явно не станет последним. А если бы не Сеть, фиг бы мне когда удалось о них узнать, а им донести свои творения до меня.

Если вам кажется, что подобного рода аргумент несостоятелен, то загляните в интернет – лично. Вы найдете там много всего, что однозначно является следствием творческих процессов. Ну а то, что распространение получают не самые сложные для интеллектуального восприятия вещи, так это, господа, не к творцам вопросы, а к слушателям. Ведь если бы они, цитируя классиков современной сказки, «врубные» были, тогда бы и творения расходились те, что посложнее. Хотя греет душу то, что число поклонников Дженкиса исчисляется сотнями тысяч человек. И это хорошо, потому что среди его произведений иногда попадаются действительно фантастически удачные. Маленькое творчество лучше, чем большая попса. Так уж мир устроен. UP

Exit mobile version