Третьего дня в процессе бесцельного перемещения по Сети на каком-то англоязычном b2b-сайте нашел я здоровенное интервью с неким бизнесменом (фамилия сложнопроизносимая, посему не запомнил ее). Бизнесмен этот заработал свое состояние на придумывании и изготовлении игрушек. Самых обычных: машинок, кукол, совочков и прочих кубиков. Занимается он этой деятельностью уже не один десяток лет, так что в вопросе разбирается.
А собственно интервью было о том, что ситуация на рынке традиционных игрушек неуклонно ухудшается. Засилье китайских производителей заставляет старых европейских игроков рынка снижать цены, что отвратительно сказывается на рентабельности производства и на количестве денег, инвестируемых производителями в разработки новых продуктов.
Но конкуренция с китайцами этого бизнесмена не очень пугает. Неприятно, но не смертельно. Существенно больше его напрягает кое-что другое: в последние годы продажи традиционных игрушек сокращаются в связи со стремительным ростом популярности компьютерных игр.
А меж тем дети и компьютерные игры — это вообще отдельная история. Сейчас в песочницах всех относительно благополучных стран играет целое поколение детей, чья психика изначально развивалась в тесном контакте с виртуальностью во всех ее проявлениях. Разные шумные граждане по этому поводу сильно переживают и громогласно рассказывают всякие ужасы: мол, ребенок, научившийся убивать в виртуальной реальности, способен без каких-либо проблем употребить полученные умения в реальности — уж извините за тавтологию — реальной. Также они говорят, что компьютерные игры ухудшают коммуникативные навыки, отбивают охоту к чтению и вообще отвратительно сказываются на головах детей, прививая им рефлексы, полезные скорее в играх, нежели в реальности.
В принципе, конечно, не без этого. Прививают в полный рост. К примеру, давеча мой товарищ рассказал увлекательную историю о детях и компьютерных играх.
Пришел он со своим ребенком в песочницу, ребенка, значит, выпустил потусоваться, а сам олицетворял собою образ папы на отдыхе. От нечего делать начал присматриваться к детям, которые во что-то активно играли, и через некоторое время обратил внимание на то, что, когда кого-то из детей побеждали (суть игры он не уловил, но не в этом дело), ребенок громко произносил, сколько у него осталось жизней, после чего вступал в игру снова. Когда у ребенка заканчивались жизни (их по условиям той игры было девять), он выбывал до конца текущей игры. Отдельный малыш выполнял в этом процессе роль… ну, даже не столько судьи, сколько автомата для подсчета очков, то есть просто стоял и запоминал текущее количество жизней у участников. (Выступал, так сказать, в качестве сервера? — Прим. ред.)
То есть дети воспроизводили привычные им правила, заимствованные… ну, к примеру, из экшна для какой-нибудь игровой консоли. Темы игр тоже радикально изменились, как вы понимаете, о Чапаеве и немцах нет и речи. Макстар и трансформеры — вот выбор продвинутого посетителя детского сада XXI века!
«Это же ужасно!» — скажет любой гражданин, напуганный засилием компьютерных игр. Как же дети, в период формирования базовых поведенческих навыков посетившие не один десяток разных миров (виртуально посетившие, конечно, но, думаете, дети четко различают грань между виртуальностью и реальностью?) будут жить в реальном мире? Они ведь не смогут социально адаптироваться и, возможно, даже станут опасны! Надо срочно что-то делать! Например, запретить детям играть в компьютерные игры.
Но на самом деле все значительно сложнее, и линейные решения, как это обычно бывает, не подходят, да и не факт, что проблема вообще существует. В том случае, если западный мир в принципе продолжит свое развитие, а не развалится как-нибудь прекрасным осенним утром, психологическая готовность к использованию элементов виртуальной реальности в повседневной жизни станет одним из базовых навыков, необходимых для успешного выживания в технологическом обществе. Причем речь не идет о банальном освоении персонального компьютера, хотя уже сейчас для человека, не способного работать на ПК, многие дороги закрыты. Речь идет о том, что элементы виртуальной реальности практически послезавтра будут включены в нашу обыденную действительность, и нравится нам это или нет, но осваивать технологии интеграции реала и виртуальности придется всем.
Собственно говоря, все нужные технологии к настоящему моменту разработаны. Уже год, как существует рабочий прототип системы (называется она, если кому интересно, Lifeplus), которая позволит посетителям развалин Помпеи не просто обойтись без экскурсовода, но и увидеть, как мог выглядеть этот древний город до вулканической катастрофы. Компьютер на поясе, элегантные очки (прапраправнуки тех ужасных шлемов виртуальной реальности, которыми многие компании пытались торговать несколько лет назад), наушники и система позиционирования в сумме дают аппаратный комплекс, способный в реальном времени накладывать компьютерные образы на изображение окружающей действительности. Разработчики уверяют, что на глаз различить компьютерные элементы изображения и существующие на самом деле невозможно даже при использовании текущей, довольно сырой версии системы. А что будет через пару лет?
Снабдив подобный аппарат GPS и беспроводным каналом передачи данных адекватной ширины, на выходе мы получим универсальный интерфейс между человеком и реальностью. Вместо указателей на домах — всплывающие подсказки, при взгляде на ресторан — автоматически появляющееся меню с наиболее востребованными блюдами и информацией о свободных столиках, все увиденное нами автоматически сохраняется на неопределенный срок в рамках борьбы с терроризмом, а взаимодействие с городскими службами становится практически невозможным, если ваш персональный — не знаю, как его обозвать, — в общем, девайс не работает.
Перевод всех социальных управленческих и контрольных процессов в цифру, который давно начался, к настоящему моменту стал необратимым и, видимо, через десяток-другой лет полностью завершится. Автоматически жизнь в технологическом обществе будет превращена в игру, в которой правила жестко заданы разработчиками и нарушить их можно так же, как это делается в компьютерных играх: надо либо знать чит-коды (а ни один нормальный разработчик, особенно если это государство, не предаст их огласке), либо искать принципиальные баги в программе (что тоже, как вы понимаете, приветствоваться не будет).
Так что нынешним детям надо привыкать к компьютерным играм, и чинить им препятствия на этом благородном пути не следует совершенно точно. Потому что жить им предстоит тоже в компьютерной игре, которая будет отличаться от современных шутеров лишь тем, что даже трех попыток пройти ее никто не даст.
И, что меня просто бесит, совершенно точно не будет сейвов.
Remo