7 лет назад 23 февраля 2017 в 0:43 1691

Иван Петров

Ox… Сколько же раз мне приходилось тестировать наушники. А сколько раз мне приходилось объяснять, как правильно подходить к их выбору. Все, хватит (смайл)! Вот вам первая часть ликбеза по «ушам», прочитав который, вы сможете сами разобраться в них.   

 

Что за путаница с классификацией наушников по конструкции корпуса и креплению на голове? Можете прояснить ситуацию?

Путаница происходит оттого, что никакой общепризнанной классификации наушников по типу конструкции и крепления на голове нет.

Незнамо, с чьей подачи (да оно в принципе и неважно), самое широкое распространение получило разделение наушников на четыре типа: внутриканальные, вставные, накладные и «мониторные». Определение первой группы удачное — сразу понятно, что речь идет о «внутричерепных» девайсах, часть которых вставляется в слуховой проход. Ни с чем не перепутаешь.

А вот с остальными группами хуже. Под «вставными» в этой классификации подразумевается не что-нибудь, а «таблетки». С ходу не догадаешься, что внутриканальные наушники ко «вставным» не относятся, тем более что их именно вставляют, а «таблетки» цепляют за края ушной раковины. Мало того, англоязычное название внутриканальных громкоговорителей, «plug-ins», буквально переводится как «вставные», и многие люди небезосновательно называют плагины «вставными наушниками»…

С накладными «головными телефонами» (меня всегда убивало это атавистическое название «ушей»; почему бы и акустические системы по аналогии не называть «напольными» или «полочными телефонами»?) дело совсем темное, и причиной тому здоровая активность производителей и разработчиков. Сейчас многие компании стремятся сделать малогабаритные портативные наушники с большими динамиками и изощряются кто во что горазд (что, конечно, добро). В результате здоровой активности инженеров под наименование «накладных» попадают девайсы самых разных конструкций, так как к таковым, согласно неудачному определению, относятся любые «уши», чашки которых прилегают к ушной раковине, а не захватывают ухо полностью.

К лику «мониторных» в последнее время стало модно причислять любые наушники, амбушюры (в смысле прокладки по краям чашек) которых прижимаются не к ушному хрящу, а к черепушке. В связи с чем любой, даже  запрещенный Женевской конвенцией, Раwasoric стоимостью три копейки килотонна дивным образом обретает привлекательный «профессиональный» псевдостатус. (Между прочим, внутриканальные наушники успешно используются для мониторинга — индивидуального, на концертах.) Более корректное название наушников этого типа, «полноразмерные», сейчас употребляется реже.

Ремарочка для тех, кто не в курсе: слово «мониторный» применительно к колонкам и наушникам закрепилось в разговорной речи в некоем музыкально-студийном значении (хотя профессионально отслеживать звуковой сигнал могут люди очень разных профессий). Подразумевается, что подобные аудиоустройства используют в студиях для контроля записей в процессе обработки. Из чего следует, что мониторные АС или наушники должны идеально точно воспроизводить любые фонограммы, а простой юзер, став счастливым обладателем про-решения, сможет наслаждаться подлинником звуковой картины (что в самых общих чертах скорее верно, чем нет, гы-гы). Так вот, когда слышите словосочетание «мониторные наушники», имейте в виду, что подразумеваться может как студийный прибор, так и кусок производственных отходов.

 

Какой тип наушников подходит для домашнего использования?

По моему глубокому убеждению, именно для дома подходят наушники совершенно любого типа. Это на улицу не со всяким девайсом на голове выйдешь. Неприспособленные наушники и на асфальт навернуться могут, и слишком громко заорать в автобусе, и, наоборот, сквозь корпус шумы транспорта пропускать. И внешний вид испортить.

С другой стороны, дом или рабочее помещение — единственное место, где можно использовать так называемые «мониторные уши» (смотрите выше, если что). Преимущество наушников громоздкой классической конструкции — оптимальное соотношение цены и качества звука по сравнению со всеми остальными видами, так как разработчики могут спокойно проектировать динамики и акустическое оформление без оглядки на миниатюризацию или хитрый внешний вид.

 

Чем различаются закрытые и открытые наушники?

Подозреваю, что основополагающие различия касаются акустического оформления динамика, выбор которого обусловлен его конструктивными параметрами. Прямая аналогия — акустические системы закрытого и открытого (не путать с ФИ) типа. Чашка наушника — между прочим, точно такой же корпус, как древесно-стружечный ящик колонки. Спроектировав динамик, разработчик не может устанавливать его в закрытые или открытые наушники по своему произволу — параметры однозначно указывают, в какого типа «ушах» драйвер будет работать нормально.

Впрочем, нас как конечных пользователей это не касается. По крайней мере до тех пор, пока нам не вздумается забить поролоном чашку открытых ушей или насверлить дырок в корпусах закрытых наушников — что делать, понятно, не надо. Как и в случае с колонками, пользователя волнуют особенности звучания АС с разным типом акустического оформления, а полная добротность и эквивалентный объем ГГ (громкоговорителя) интересны инженеру. А типовых различий у закрытых и открытых наушников даже побольше.

Наушники открытого типа более комфортны. Для слушателя, но не для окружающих — ночью прорывающиеся наружу звуки могут оказаться слишком громкими. Кроме того, обеспечить в открытых наушниках качественный и глубокий бас технически значительно сложнее, чем в закрытых, соответственно, басистые открытые «уши» будут стоить дороже закрытых.

Наушники закрытого типа обеспечивают лучшую шумоизоляцию, более глубокий бас и, как правило, более детальное звучание. Проблема в том, что они куда менее комфортны — долго слушать в них музыку тяжело. А некоторые товарищи вообще на дух не переносят закрытые наушники. В чем конкретно заключается некомфортность, точно объяснить сложно. Причина, видимо, в сильной изоляции слушателя от внешнего мира — в перезаглушенных помещениях, особенно в безэховой камере, большинство людей тоже чувствуют себя скверно. Узнать, устроят ли вас закрытые наушники, лучше всего на практике, послушав музыку пару часов. К недостаткам, которые приводят в интернете, вроде опасного для здоровья давления на внутреннее ухо и «гулкости» серьезно относиться не стоит.

 

Что такое диджейские наушники и чем они хороши? Почему многие люди предпочитают «уши» этого вида?

Диджейские наушники — девайс специфический в силу того, что нужен для решения узкоспециализированной задачи. Виниловращатель должен слышать тот звук, который раздается на танцполе; аппаратура для прокачки больших объемов воздуха и ритмично колеблющейся в нем публики имеет весьма неординарные видовые характеристики. Не вдаваясь глубоко в причины, которыми такое звучание обусловлено (вкратце: они банальны), просто перечислю его особенности: урезанный рабочий диапазон частот как в области НЧ, так и ВЧ (не ниже 50 Гц и не выше 12 кГц, чаще эти рамки еще уже) и изрядно поплющенный динамический диапазон. Соответственно, ждать от профессиональных наушников для диск-жокеев не то что откровений, а просто глубоких басов и динамичного звучания странно. Не подходят эти девайсы простым меломанам.

Что толкает не в меру простых любителей музыки на покупку столь специфичного устройства? Думается мне, решают два фактора: пригодная для портативного использования конструкция корпуса (диджейские уши обычно относятся к классу накладных) и тот общеизвестный факт, что «сегодня модно быть диджеем».

 

Стоит ли покупать домой или на работу наушники с активным шумоподавлением?

Если вы не живете у железной дороги (да-да, да-да?) и не работаете машинистом в метро, то вряд ли. Специфика шумодавов такова, что со среднечастотными шумами, образующимися из постоянного трепа коллег, льющейся из колонок музыки, голосов телевизорных героев, детских воплей-визгов и т. п., они справляются плохо. Да что тут вежливить да политкорректничать, не справляются вообще, разве что несколько меняют их тембр. Применяемые в наушниках схемы активного шумоподавления эффективно борются только с низкочастотными шумами вроде тех, что создают двигатели, колеса и топочущие по твердым поверхностям ботинки. СЧ-фильтры значительно сложнее реализовать (они будут стоить намного дороже тех, что применяются в моделях с функцией Noise Reduction), и кроме того, в Европах существуют какие-то запретительные нормы на изоляцию среднечастотных шумов. Ибо опасно для жизни: незадачливый меломан в наушниках с идеальной шумоизоляцией можно не услышать сигнала автомобиля или окрика другого человека,

 

Так как выбирать то?

Самое главное тут — правильно сформулировать требования к наушникам. Это очень важно. Вот, к примеру, найдете вы во всех отношениях замечательную, расчудесную модель, купите на работу, а потом выяснится, что времени слушать музыку — не в «фоновом режиме», а посвятив себя именно этому занятию — у вас нет. И яркие краски звуковой картины, все многочисленные детали и выразительные интонации будут постоянно привлекать ваше внимание, отрывая вас от дела. Ситуацию, конечно, можно исправить — завалить ВЧ эквалайзером, поджать динамический диапазон каким-нибудь программным плагином- компрессором, скоростные характеристики динамиков наверняка тоже можно как-нибудь ухудшить, но не лучше ли было изначально правильно поставить задачу и купить что попроще и наверняка подешевле?

Про глубину, ширину и высоту звуковой сцены — наушники не в состоянии воспроизводить пространственные эффекты обычных стереофонических записей. По поводу запаса неискаженной громкости тоже можно сильно не волноваться: большинство наушников ценой около 50 долларов и выше развивают хорошее звуковое давление, не пачкая звук (разумеется, важно убедиться, что выбранная вами модель подходит к источнику сигнала — обращаем внимание на импеданс).

Самое главное, что стоит отметить, — это правильность передачи тембров (а возможно, вы предпочтете не правильный баланс, а красивую окраску — почему нет?) и динамику. Последнюю лучше проверять на высококачественных оркестровых записях.

Резюмирую. Шаг 1: определяемся с критичными параметрами. Шаг 2: слушаем как можно больше наушников, оценивая конкретные параметры звучания. Шаг 3: покупаем понравившуюся модель и кайфуем.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?