12 лет назад 8 октября 2007 в 12:48 821

Покупателю предлагается огромный выбор всевозможных навигаторов GPS-приемников. Вы спросите, как не потеряться во всем этом разнообразии? Легко, сейчас мы попробуем помочь вам проложить надежный маршрут.
Моя автомобильная прогулка к бабушке (ба, привет!), вопреки ожиданиям, прошла в экстремальных условиях. Мало того что, проехав 4000 километров, осознаешь всю глубину двух российских бед (дураки и дороги), так еще как назло именно в то время наш президент лично пожаловал в металлургическую колыбель России – г. Челябинск. Естественно, сотрудники ДПС любезно отправили нас в объезд через Екатеринбург. То, что мое автопутешествие тем самым удлинилось на 500 километров, их явно не волновало, да и по большому счету это была лишь половина проблемы. Я не знал дороги и даже не имел при себе атласа. К счастью, хорошо подвешенный язык и до Киева доведет (правда, мне нужно было всего-то в Новосибирск), и, поездив кругами и собрав при этом все пробки, которые только можно было найти в это время, мы таки добрались до пункта назначения. А ведь этого всего можно было избежать, имея при себе обычный GPS-навигатор: обеспечив с его помощью комфортное перемещение материи в пространстве, мы могли сэкономить единицы времени и к тому же оказались бы готовы к форс-мажорным ситуациям. Именно тогда я всерьез задумался о необходимости приобретения навигационной системы.
Но прежде чем стать счастливым обладателем одного из «сусаниных», нужно определиться с областью его применения, чтоб не получилась бесцельная трата средств и времени. GPS-приемник – незаменимый компаньон туристов, рыболовов, охотников, путешественников – словом, тех, кто предпочитает активный отдых вдали от благ цивилизации. Тут решающим фактором становится даже не столько способность девайса запоминать карты, сколько умение определять и сохранять координаты точек на местности (и чем больше, тем лучше). Для заядлых рыбаков идеальным вариантом вообще считается смесь навигатора и эхолота – и местоположение знаешь, и какая глубина в конкретном месте реки. К тому же можно занести в память приемника места, где хорошо клюет. Путешественники-экстремалы (альпинисты, яхтсмены) также могут рассчитывать на помощь навигационных устройств: функционал некоторых моделей предусматривает наличие магнитного компаса и барометрического высотомера. Последний может определить высоту над уровнем моря даже при отсутствии сигнала спутника. Правда, стоит учитывать, что подобные интегрированные модули несут немалую нагрузку на энергоресурсы батареи и, конечно же, влияют на стоимость.
Автомобилист в современном мегаполисе без GPS-навигатора – пропащий человек. Ведь навигационные решения могут не только осведомить о вашем местоположении в координатной системе, но и показать на загруженных в них картах, где можно попасть в пробку, а также предложить альтернативный вариант проезда к нужному вам месту. Любители автотуризма по достоинству оценят предлагаемые карты городов и дорог.
Координаты – основополагающие данные, выдаваемые любым GPS-приемником или навигатором, однако он может предоставить и другую полезную информацию, например указать среднюю скорость движения, стороны света, конечную точку маршрута и время, через которое вы в ней окажетесь.
В данной статье мы возьмем вектор на GPS-устройства потребительского класса, отдавая предпочтение мобильности и удобству в использовании аппарата и игнорируя сложные навигационные комплексы (они же картплоттеры), т. к. они дико громоздки и совсем ни к чему простому обывателю.
Подойти к вопросу выбора подходящего навигатора нужно со всей серьезностью, получив представление о разновидности таких устройств, параметрах, на которые стоит обратить особенно пристальное внимание, а также предлагаемых возможностях. Прежде всего давайте разведем понятия «приемник» и «навигатор». Устройство, которое принимает сигнал от спутника, занимается его минимальной обработкой, а затем полученные данные передает в компьютер, где они накладываются на карту и адаптируются для просмотра, называется GPS-приемником. А его совокупность с компьютером, КПК, ноутбуком или смартфоном получила устоявшееся название «GPS-навигатор». Однако многие забывают про это, покупая приемник и пытаясь предъявлять претензии по поводу того, что он не обладает возможностями навигатора. В дальнейшем мы не будем разграничивать эти термины специальным образом, так как смысл понятен из контекста.
Итак, каждый GPS-«сусанин» должен знать свое дело и безупречно выполнять свою основную функцию – определение положения в пространстве и во времени. Точность определения координат GPS-приемниками, как правило, составляет порядка 5-15 метров. Правда, бывают и исключения. Могу похлопотать за модель eTrex фирмы Garmin, которую ваш покорный слуга испытывал в подмосковных угодьях. Погрешность прибора была минимальной – всего 3 метра! Хотя бывают и такие ситуации, что навигатор показывает местоположение в нескольких километрах от реального, – но это все же скорее отклонение от нормы. Вообще, есть простое правило: чем больше приемник поймает спутников, тем выше становится его точность. Не менее важно и расположение спутников относительно горизонта, а именно чем меньше расстояние между пойманными сателлитами, тем менее корректными будут показания аппарата. В целом же современные спутниковые приемоиндикаторы позиционируют себя как высокоточные приборы.

Типичный противоударный GPS-навигатор, установленный на мотоцикл


В основе эффективности работы любого GPS-приемника лежит количество используемых каналов. По этому показателю все подобные устройства можно условно разделить на одноканальные и многоканальные. «Сусанину», работающему на одном канале, приходится туго. Захват каждого спутника происходит последовательно, причем по тому же каналу ведется слежение за всеми ними, а также получение информации об их состоянии. Существуют 4-, 8- и даже 12-канальные «джипиэски», которые организовывают одновременную слежку за всеми спутниками на разных каналах, сокращая тем самым очередь выполняемых задач на каждом из них. Работа таких приемников более эффективна по сравнению с одноканальными «сородичами». Однако, если на открытой местности нет ничего, что могло бы помешать связи спутника и прибора, отличие в функционировании разных типов аппаратов ощутить практически невозможно. На практике же, действуя в большом городе, да еще и, как правило, находясь постоянно в движении, многоканальный GPS-приемник выполнит работу лучше. Для нормальной работы обычно хватает восьми каналов.
На особенности конструкции навигатора влияют GPS-антенны. Принято выделять два вида аппаратов в зависимости от расположения антенны относительно устройства: приборы, имеющие встроенную антенну и работающие только с ней, и навигаторы со встроенной антенной, но оборудованные гнездом для подключения внешней волноуловилки. Как правило, стоимость внешней антенны – порядка 10 долларов, а пользы от нее неимоверно много: уверенный сигнал обеспечен даже в самых экстремальных условиях, ограничивающих видимость спутников. Корпус таких антенн герметичен и снабжен маленьким магнитом для крепления на крышу автомобиля. Но не стоит думать, что если у вас нет такого усилителя сигнала, то «коммуникативные» возможности GPS-приемника будут оставлять желать лучшего. Серия навигаторов eTrex, о которой я упоминал выше, и в полевых условиях, и в лесу, и в городе зарекомендовала себя только с хорошей стороны. С другой стороны, существует и такая экзотика, как навигаторы, представляющие собой только антенну. Подобные устройства не обладают дисплеем и используются совместно с компьютером или КПК.
Теперь, когда мы уже можем смело именовать себя знатоками навигационных приборов в целом, а также их технических особенностей, не пора ли нам с вами рассмотреть разновидности данных устройств и попытаться выяснить преимущества и недостатки каждой из групп? Думаю, что самое время! Вообще, по большому счету, классификация GPS-навигаторов весьма условна (впрочем, как и классификация многих других вещей). Ведь это не что иное, как объединение в конкретную группу ряда аппаратов, сходных по своим внешним и внутренним параметрам. Я считаю, что каждый сам может придумать классификацию для «сусанинов», и не так важно, будет ли в ней одной группой меньше или двумя группами больше. Мы же постараемся быть предельно объективными, соблюдая, так сказать, политкорректность, и поделим навигационные комплексы пользовательского уровня, активно вытесняющие старые справочники автодорог России, которые у многих автомобилистов без дела пылятся в бардачках, на три большие группы. Итак, встречайте: автомобильные GPS-навигаторы; портативные навигационные приборы, спутник любого современного путешественника; и постоянно борющиеся за выживание среди этих групп-монстров навигационные комплекты на базе КПК и смартфонов.
Могу вам честно сказать, как полноправному участнику дорожного движения, мне постоянно приходится сталкиваться (особенно это актуально для мегаполисов нашей родины) с одной и той же проблемой: как проехать до незнакомой улицы, проскочив при этом как можно большее количество пробок. Автомобильный навигатор в таком случае – незаменимый советчик и рационализатор, который утрет нос любому бумажному атласу. Звуковые и визуальные подсказки будут сопровождать вас на протяжении всего маршрута. И даже если, зазевавшись на дороге, вы случайно проехали нужный поворот, ваш автогид автоматически проложит новый маршрут к заданной вами точке. «Сусанин» для автомобилистов представляет собой стационарный девайс, площадкой для которого, как правило, служит передняя панель автомобиля или же (что бывает реже) лобовое стекло. По правде говоря, большой разницы от того, куда вы «поселите» навигатор, не будет – дело вкуса и не более того. Главное – подобрать нужный кронштейн для установки. В природе существуют автомобильные «крепления» нескольких типов: надежные, на шурупах, на двухстороннем скотче и, как вариант, для лобового стекла, – на присоске. Конечно, если вы решили поставить, скажем, тяжеловеса Garmin Nuvi 610, то лучше всего это сделать на «держателе» с шурупами. Надежнее будет! Но если есть большое желание расположить навигационную коробочку на стекле, то в таком случае вам необходим кронштейн с мощной присоской и удобной «рукой». Причем желательно использовать оригинальные продукты от фирм-производителей «джипиэсок».
Раз уж зашел разговор о выборе места для навигатора, то здесь есть одна тонкость. Запомните: чем больший обзор получит ваш GPS, тем эффективнее будет организована его работа со спутниками. Дайте ему, в конце концов, полюбоваться красотами небосвода. Кстати, трудности с приемом сигнала от спутника возникают при использовании обогрева для стекол. В таком случае, если хочешь получить стабильную работу прибора, покупки дополнительной антенны вряд ли удастся избежать. Но тут тоже есть свои хитрости с поселением: чтобы не нарушать обзор ни водителя, ни пассажира, лучше всего прикрутить ее вдоль вертикальной стойки. Хотя кого интересует мнение пассажира на этот счет, все нужно делать на усмотрение водителя, чтобы ничто не отвлекало от управления автотранспортным средством. Да, обязательно следует после всех установочных дел отрегулировать навигатор в удобное положение, при этом обратите внимание на подсветку: не режет ли глаз яркий свет, не бликует ли экран дисплея.
Как и в любой индустрии портативных высокотехнологичных устройств, существуют ряд компаний, специализирующихся конкретно на разработке GPS-навигаторов для автомобилей. Здесь нужно обратить свой взор прежде всего на фирмы Garmin и Magellan. Эти бесспорные лидеры на рынке навигационных комплексов позиционируются как производители высокоточных приборов с богатым функционалом.
Следующей на повестке дня у нас стоит группа переносных навигаторов. Надо сказать, что и среди автомобильных «сусаниных» есть такие, которые одинаково хороши для использования и в машине, и во время пеших прогулок. Мы же коснемся навигационных решений, схожих по внешнему виду с наладонниками, минуя модели «на стыке».

Для человека, привычного к отображенным на экране картам, профессиональные девайсы покажутся дикостью


Портативный GPS-навигатор предполагает, что его можно использовать при ношении. Если кто подзабыл, данный тип устройств активно эксплуатируют в турпоходах, в лесу, на охоте за рыбой, мясом и грибами. Подобные аппараты способны запомнить до 20 маршрутов, которые помечаются при помощи путевых точек. Однако в любой, даже самой простенькой, «джипиэске» есть все необходимое для того, чтобы быстро выйти из леса. Встроенный электронный компас позволит сориентироваться на местности. С навигатором, снабженным водозащитным корпусом, можно нырнуть на несколько метров (но все же лучше дайвингом особо не увлекаться). Питаются такие навигационные наладонники от батарей типа АА (это будет высоко оценено любителями туристических мероприятий вдали от источников электричества) – следует лишь приобрести с десяток «пальчиков» и менять их при каждой необходимости.
Раз уж мы затронули тему питания, сделаем небольшое лирическое отступление и обсудим продолжительность работы карманных навигаторов. Приборы, работающие от четырех элементов питания типа АА, в целом протянут дольше (в районе 30-35 часов). Но стоит отметить, что и «двухпальчиковые» навигаторы показывают высокие результаты. Среднестатистический портативный вариант может проработать от двух АА-батареек до 20 часов, но, как правило, производитель уж очень любит слегка завышать этот параметр. С каждой новой функцией будет увеличиваться расход ресурсов и батарей, и вашего кошелька. Здесь нужно четко знать, понадобится ли вам автопрокладка маршрутов, магнитный компас или же барометрический высотомер: выбор по принципу «он такой навороченный, а значит, лучше» служит лишь для удовлетворения собственных амбиций. Но что-то мы отвлеклись.
Портативные навигаторы больше подходят для ориентирования по точкам, но все же некоторые модели имеют функцию загрузки карт. И тут не обойтись без флэш-памяти. Как правило, она входит в комплектацию аппарата (обычно ее объем – до 64 Мбайт). Для справки: карта одной области России в среднем занимает от 1 до 4 Мбайт. Так что можете сами посчитать, сколько регионов удастся загрузить в один наладонник. И хотя карты окажутся очень кстати заядлым туристам, на практике чаще перед нами стоит задача вернуться в исходную точку, которую можно заранее внести в память перед отправлением.
Наконец, мы подошли к последней породе GPS-комплектов – на базе КПК. Портативные компьютеры могут использовать как встроенный GPS-приемник, так и внешний, соединяющийся с КПК через «голубой зуб». В самом начале я отмечал их противостояние с двумя другими группами навигаторов. Ведь перед нами не что иное, как гибрид, новый вид устройства – GPS + КПК. Невольно задаешь себе вопрос о полноценности такого девайса. Попробуем рассмотреть эту разновидность навигаторов с различных ракурсов. Обладатели КПК могут читать закачанные книги, выполнять сложные расчеты, играть в игры, смотреть фильмы достаточно высокого качества. Тут же есть и пакет программ для офиса, словом, если всем этим добром оснастить тот же автомобильный навигатор, я побоюсь даже приблизительно прикинуть его стоимость. GPS-КПК из-за своей массы, как правило, не предусматривают крепление в автомобиле с помощью кронштейна. Да и вообще, в нашей стране опасно что-либо устанавливать в салоне, будь то телевизор, навигатор, телефон, и оставлять без присмотра на долгое время (смайл). Весьма удобный сервис – возможность обновления программной оболочки и навигационных карт через интернет, предоставляемая самой компанией-разработчиком. Здесь можно круто развернуться и попробовать создать свою карту, используя специальное ПО и аэрофотоснимки.
Не менее важным фактором в пользу выбора GPS-КПК является память. В лучшем случае автонавигатор может предложить вам 256 Мбайт встроенной памяти, в то время как у КПК она ограничена исключительно объемом используемой флэш-карты. И именно такое сочетание, как GPS и КПК, позволяет создать идеальное решение для прокладки маршрута,


т. к. используя возможности Глобальной сети комплекс сможет учесть информацию о возможном ремонте дорог и пробках. Но как бы ни захватывал дух от способностей девайса, не стоит забывать, что выход в интернет сильно сказывается на продолжительности работы аппарата. 5 часов – это максимум, на что можно рассчитывать, хотя автомобилистам будет проще – ведь есть прикуриватель. Для урбанизированных жителей можно считать GPS на базе КПК отличным вариантом для решения повседневных дорожных задач, опять же, и мини-офис всегда под рукой – очень удобно. А вот к экстремальным условиям такой навигационный комплекс абсолютно не приспособлен – умрет в первый же день.
Итак, первая часть ликбеза подошла к концу. Действительно, ситуация такова, что рынок навигационных устройств неспешно осваивается простым людом, и, надо сказать, все идет к тому, что уже совсем скоро «джипиэска» станет повседневным спутником каждого гражданина. К тому же, я думаю, теперь у вас сложилась некоторое представление о данном типе устройств. А 200-300 североамериканской «зелени» – вполне демократичная плата за личный комфорт и уверенность в том, в каком направлении нужно двигаться. UP

Маршрут и путевые точки

Любая, даже самая простая, навигационная станция оснащена путевым компьютером.
В его задачи входят несколько десятков различного рода расчетов и измерений: текущая и средняя скорости движения, пройденный путь и затраченное на него время и т. п.
Одним из самых тривиальных действий для навигатора является нанесение путевых точек (waypoints), то есть отметок на местности. В качестве путевой точки можно выбрать все что угодно: достопримечательности, посты ГАИ, города – словом, любые места, к которым в случае необходимости можно всегда вернуться. Для нее можно задать особое название, указывающее на ее значение в конкретном маршруте. На сегодняшний день память навигаторов предлагает сохранять от 500 до 10 000 вэйпоинтов. Можно обмениваться путевыми точками, тем самым пропадает необходимость объяснять, как добраться до нужного места. Стоит только загрузить точку с известными координатами и выбрать пункт меню «идти к» (Go to), и «сусанин» тут же укажет, в каком направлении следует двигаться, а также выдаст расстояние до пункта назначения и ориентировочное время прибытия.
В автоматическом режиме GPS-прибор записывает последовательность точек, формируя при этом траекторию движения. В отличие от путевых, этим точкам нельзя присвоить название. Однако из них формируется линия, точь-в-точь повторяющая ваш путь. Причем чем быстрее вы будете двигаться, тем точнее и стабильнее указывается направление на путевую точку. Практически все навигаторы имеют функцию реверса (Track Back), которая позволяет вернуться по своему следу. А чтобы не сбиться с пути, навигатор будет вас постоянно корректировать в направлении (особенно это актуально в лесу). В зависимости от выбранных параметров частота записи точек траектории может быть разной: так, можно отдать распоряжение прибору фиксировать точки с интервалом 5 метров или же 5 секунд.
Допустим, вам нужно посетить много мест за один раз. В таком случае можно задать последовательность движения от одного вэйпоинта к другому – получится маршрут (Track). Достигнув очередной точки, навигатор бросит ударную мощь своих ресурсов на поиск следующей. В этот момент прибор подаст сигнал (если умеет) и укажет направление движения к очередному вэйпоинту.
Интересная особенность – маршруты, «проложенные» для вас навигатором по дорогам, учитывают правила дорожного движения. Прибор позаботится о том, чтобы ваше путешествие было максимально комфортным, он также укажет, разрешен ли проезд в данном направлении по выбранной магистрали, какой транспорт там может пройти, каков скоростной режим. А если карта, загруженная в навигаторе, имеет поддержку автоматической прокладки маршрута, то ваш «сусанин» сам определит, как проехать до указанного места наилучшим образом.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?