13 лет назад 21 июня 2011 в 0:28 1371

Производители «мыльниц», пользуясь тем, что параметров у цифровых камер очень много, а рядовой пользователь знает о них очень мало, зачастую выводят на первый план наиболее несущественные характеристики, старательно умалчивая о главных. В этой небольшой статье мы дадим несколько основных рекомендаций по выбору цифровиков и рассмотрим технические нюансы, во многом определяющие конечный результат, который вы будете созерцать на домашнем мониторе, ЖК-телевизоре или фотобумаге. Начнем с главного.

Физический размер матрицы
Ключевым параметром любой ЦФК является размер матрицы, на которую поступает свет с объектива, и здесь все обстоит довольно просто: чем он больше, тем лучше будет качество снимков, причем особенно хорошо это будет заметно в условиях слабой освещенности. Размер матрицы выражается в долях дюйма и у недорогих компактных моделей цифровиков варьируется в диапазоне от 1/3″ до 1/1,6″. Для непрофессионального фотика очень неплохим показателем считается размер матрицы 1/1,8″ (7,2 х 5,3 мм). Однако же это в 25 раз меньше площади «эталонного» пленочного кадра и в 9,5 раз меньше площади матрицы цифрового зеркального фотоаппарата. Здесь-то, собственно, и кроется главное различие между «мыльницами» и зеркалками, но в рекламных буклетах об этом упоминать не принято (смайл).

Таким образом, если вы хотите получать качественные фото с достоверной цветопередачей, снимать реалистичные пейзажи в разное время суток или делать ночные снимки, в первую очередь смотрите именно на размеры матрицы вашей будущей фотокамеры. Ну, а поскольку эта характеристика имеет важное практическое значение, то она во многом и определяет стоимость девайса: у дешевых моделей (до 5000 руб.) матрица размером хотя бы в 1/2″ встречается нечасто. Стоимость девайсов с таким сенсором стартует от 6000 руб., однако остальные их характеристики восторга не вызывают (слабый оптический зум, минимум ручных настроек, медленная скорость съемки).

Мегапиксельность
А вот количество мегапикселей, которым так стремятся поразить производители умы потребителей, – пожалуй, последний по полезности параметр, на который вообще стоит обращать внимание, раздумывая о приобретении нового фотоаппарата (за исключением случаев, когда вы собираетесь печатать огромные плакаты полиграфического качества в форматах А1 или А0). Несложный подсчет показывает, что для получения фотографии в Full HD-разрешении (1920 х 1080 точек), чего, в общем-то, вполне достаточно даже для просмотра на проекторе, сгодится камера с количеством пикселей, равным 2 073 600 (произведение 1920 на 1080), или всего 2,07 Мпикс.!

Этого, кстати, с головой хватит для печати качественных фото 10 х 15 см, а для больших фото формата А4 будет достаточно разрешения в 3-4 Мпикс. Но сегодня матрицы с такими характеристиками встречаются разве что в мобильных телефонах. А что же тогда представляют собой камеры, которые при матрице с физическим размером 1/2,3″ (4,5 х 3,4 мм) имеют разрешение более 10 Мпикс.? А ничего особенного – производители вынуждены сильно уменьшить размеры каждого светочувствительного пикселя, что при неизменно малой площади матрицы только снижает их параметры и зачастую повышает уровень шумов на фотографиях (при больших увеличениях заметна зернистость).

Таким образом, погоня за большим количеством мегапикселей всегда идет во вред качеству, поэтому нет смысла хватать первое попавшееся устройство только по той причине, что число точек у него переваливает за 10 млн, – можете не сомневаться, что и на ЦФК с 8 Мпикс. вы, постаравшись, получите отличные снимки. Объединяя этот вывод с мыслями, высказанными в предыдущем абзаце, получаем однозначный итог: залог качественной цифровой фотографии – это матрица большого физического размера и возможно меньшее количество мегапикселей. (А я бы добавил еще в список быстрый и умный процессор камеры и опыт фотографа. – Прим. ред.)

Оптическое увеличение
Зум-зум! Естественно, просто нельзя не упомянуть о столь интересном параметре цифрового фотоаппарата. Если вы ни разу не держали в руках ЦФК с большим оптическим увеличением, то вам можно только завидовать – самое лучшее у вас еще впереди! Длинный объектив (смайл), как несложно догадаться, многократно увеличивает возможности фотографа. Главное достоинство оптической системы с большим увеличением – возможность съемки мелких деталей, так часто ускользающих от внимания на общем плане. Величина, равная отношению максимального фокусного расстояния к минимальному, называется кратностью зум-объектива и говорит о том, во сколько раз можно оптически «приблизить» объект съемки.

Опыт показывает, что 10-кратный оптический зум помимо прочего позволяет использовать ЦФК и в качестве цифрового бинокля (а мне казалось, что это я придумал. – Прим. ред.), что при поездках в дальние страны оказывается нелишним. Но здесь, конечно, все зависит от размеров объектива – чем он больше, тем более качественное и правдоподобное увеличение он вам даст. Так, 24-миллиметровый объектив изначально уменьшает объект съемки в два раза, а вот у 50-миллиметрового естественное оптическое увеличение близко к 1, соответственно, при равных значениях кратности зума объектив с большим размером линз даст и гораздо большее увеличение.

Фокусное расстояние
Еще одной немаловажной характеристикой является угол поля зрения цифровой камеры. Даже в официальных ТТХ продукта от известного производителя вы никогда не найдете точное значение этого параметра, который зависит от отношения минимального фокусного расстояния к длине диагонали матрицы. Если первое меньше второго, то объектив ЦФК можно считать широкоугольным. Соответственно, чем фокусное расстояние меньше, тем больше будет угол обзора и тем более широкую картинку по горизонтали захватит ваша камера. Заметим, что этот параметр не зависит от стоимости ЦФК, так что внимательно смотрите на ТТХ «мыльницы», стараясь выбирать девайс с малым фокусным расстоянием (желательно, чтобы его нижнее значение составляло 24-28 мм). Такие экземпляры часто встречаются среди бюджетных моделей компании Canon, а также в ЦФК линейки Lumix от Panasonic.

Формат кадра
Формат съемки определяет соотношение числа пикселей по горизонтали к числу пикселей по вертикали. Если вы планируете печатать свои творения на бумаге стандартных размеров (10 х 15, А4 и др.), то рекомендуется выбирать ЦФК, способную снимать в формате 3:2, поскольку в этом случае размер фотографии будет в точности совпадать с размерами фотобумаги. Если же использовать снимки другого формата – 4:3 или 16:9, которые подходят для просмотра на обычном или широкоформатном мониторе соответственно, – то при печати некоторая часть площади отпечатка останется пустой. Подавляющее большинство «мыльниц» умеют «щелкать» во всех трех упомянутых форматах, однако встречаются и исключения, о которых и следует помнить, подыскивая новую карманную камеру.

Съемка видео
Все без исключения компактные ЦФК способны снимать видео, поэтому остановимся немного и на этом моменте. Желательно, чтобы девайс умел записывать кинохроники в разрешении не менее 1280 х 720 точек при 30 кдр/с – это гарантирует достойное качество роликов, которые можно будет без скидки на качество смотреть на большом экране. Сейчас практически все новые модели «мыльниц» без проблем осилят такое разрешение, а многие уже давно снимают и в Full HD, причем с весьма приличным качеством картинки. Но это не единственное, что стоит иметь в виду, рассчитывая на лавры кинооператора. Весьма нелишней, если не сказать необходимой, будет и возможность оптического зумирования при съемке видеосюжетов, а вот этим умением может похвастаться уже далеко не каждая «мыльница».

Вообще, видеосъемка без зума – занятие довольно неудобное, поскольку при необходимости сменить масштаб вам придется каждый раз останавливать запись, приближать / удалять картинку и начинать запись по новой. В совокупности все эти операции занимают не менее 5-6 с, что, конечно же, резко повышает вероятность упустить самые интересные кадры. Также из-за этого вы получите вместо одного цельного сюжета несколько отдельных роликов, которые даже после монтажа на компе будут представлять собой набор коротких зарисовок, а не желанный мини-фильм. Так что, если вы планируете использовать свой фотик как видеокамеру (что при современном уровне развития ЦФК представляется вполне доступным занятием), при выборе обязательно обратите внимание на данный параметр, чтобы потом лишний раз не расстраиваться. UP

ISO, или «Зачем ты шумишь?»
Световая чувствительность – это величина световой энергии, необходимой для получения изображения (указывается в единицах системы ISO, у ЦФК варьируется в диапазоне от 64 до 6400). Съемки в условиях низкой освещенности и быстродвижущихся объектов требуют более высокой светочувствительности, чем съемка статичных сцен при ярком солнечном свете.Это еще один параметр цифровых камер, высокими значениями которого разработчики стараются подчеркнуть достоинства своей продукции.

С одной стороны, чем выше светочувствительность, тем, казалось бы, лучше будет качество фотографий, особенно при слабом свете. Но здесь, как и в случае с мегапикселями, нам опять забывают сказать, что без большой матрицы никакие, даже самые запредельные, значения ISO не позволят делать хорошие ночные снимки. В случае с недорогими непрофессиональными «мыльницами», а уж тем более когда речь идет об откровенно дешевых моделях, эффект скорее будет обратным: чем выше будет при съемке данное число, тем более шумными и мутными выйдут снимки, поскольку при увеличении чувствительности матрицы появляется большое количество точек, яркость или цвет которых существенно отличаются от усредненного цвета объекта съемки.

И хотя почти у всех моделей есть возможность регулировать данный параметр вручную, имейте в виду: если ваша ЦФК имеет и небольшого размера матрицу, и скромный объектив, не стоит задирать значения ISO выше 400 единиц, а также запретить автоматический выбор этого параметра и избегать съемок в темноте.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?