17 лет назад 9 ноября 2006 в 12:53 535

За несколько последних лет электронная коммерция во всем мире сделала колоссальный скачок вперед. И неверно полагать, что это исключительно заслуга международных биржевых операций, игра на рынке ценных бумаг и прочие недоступные простым смертным забавы. Вовсе нет.

В первую очередь эта самая электронная коммерция ориентирована на сотни миллионов простых интернетчиков — иными словами, на нас с вами. И, по мнению большинства аналитиков, наиболее перспективным направлением сейчас является самое демократическое, доступное и востребованное — интернет-магазины.

Рассказывать о том, что из себя представляют интернет-магазины, мы не станем.

Во-первых, об этом уже сказано и написано все, что можно, и еще немного сверх того.

Во-вторых, сущность интернет-магазинов сокрыта в их названии — обладая хотя бы минимальным чувством языка, нетрудно догадаться, что так могут называться исключительно структуры, которые что-то продают с помощью Сети.

Наконец, многие из вас уже неоднократно покупали что-нибудь через интернет, благодаря чему составили вполне определенное мнение о преимуществах и недостатках виртуальной торговли реальными вещами.
И действительно, с каждым днем интернет отбивает клиентуру у оффлайновых магазинов.

Это вполне объяснимо — выгоднее поддерживать даже самый навороченный сайт, чем арендовать торговые помещения, платить за электроэнергию и отопление, нанимать продавцов, кассиров и охрану. Элементарный пример: для того чтобы украсить к Новому Году небольшой супермаркет, надо немало человеко-часов работы и целая уйма шариков и гирлянд, которые стоят денег.

А в интернет-магазине — час работы веб-мастера. В общем, сплошная экономия. Снижается себестоимость товара, благодаря этому его можно продавать дешевле. Более того, сэкономленные деньги позволят даже обеспечить доставку товара на дом покупателю — а как же без доставки: пока что на рынке компьютерного железа нет девайсов, скачивающих реальный товар.

 ведь здорово бы было — достать из лотка привода компакт-дисков горячую пиццу… Впрочем, ходят слухи, что IBM в глубокой тайне ведет соответствующие разработки.

Но вернемся к дню сегодняшнему. Не так давно в США по заказу крупнейшего в мире провайдера America Online был проведен опрос, в результате которого удалось установить, что в настоящее время 51% (более половины!) опрошенных пользователей компьютера уже совершает покупки через Сеть.

Согласно предположениям аналитиков, в одной лишь Германии к 2002 году будет куплено авиабилетов на 782 миллиона долларов, книг — на 674 миллиона, аудиопродукции — на 216 миллионов и программных продуктов — на 174 миллиона. Впечатляет…

К настоящему моменту уже определились категории товаров, которые активно покупаются в Сети. Это в первую очередь книги, плакаты, компакт-диски, аудио- и видеокассеты, игрушки, авиабилеты и туристические услуги, косметика, сувениры, программное обеспечение (http://www.ozon.ru/, http://www.dostavka.ru/ и другие).

Предполагается, что общий объем доходов европейских компаний, предлагающих эти товары в интернете, к 2002 году достигнет 3,3 миллиарда долларов за счет продаж только в Германии, Франции и Великобритании. И что интересно, в разных странах люди покупают разные товары.

Латиноамериканцы чаще других ищут в Сети музыку, а также различные приспособления для ее прослушивания, европейцы больше заинтересованы в бытовой технике, жители США предпочитают гастрономические изыски и туристические услуги, японцам же подавай программное обеспечение. Кроме того, происходит дифференциация по полу: мужчины и женщины, знаете ли, отовариваются по-разному.

Женщины интересуются в Сети в основном информацией о косметике и медицинских средствах и гораздо меньше им интересны сведения об автомобилях, книгах, путешествиях, программном обеспечении и музыке, что вполне естественно. В общем, если вы не завистливы, то можете только за американцев и европейцев порадоваться — какие они продвинутые и активные.

Продвинутые в плане умения использовать компьютер себе во благо, а активные, потому что вместе с их активностью растут и обороты интернет-магазинов, что самым благоприятным образом сказывается на сетевой отрасли вообще.

К сожалению, Россия пока что может лишь мечтать о подобных оборотах интернет-магазинов. Во-первых, это связано с достаточно невысоким уровнем жизни — не говоря уж ни о чем другом, в России на тысячу человек приходится не так уж много компьютеров с выходом в Сеть, причем подавляющее большинство ворот в Паутину сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге.

Во-вторых, интернет в массовом сознании все еще воспринимается как новая игрушка для обеспеченных людей и программистов, а не как средство для общения, ведения бизнеса, получения информации и — не в последнюю очередь — приобретения всякой всячины.

В-третьих, дурную шутку с интернет-магазинами волей-неволей сыграла политика российских оффлайновых СМИ. Посудите сами, что сейчас пишут об интернете в газетах или, скажем, говорят по радио? О Сети вспоминают лишь тогда, когда ловят очередного хакера, взламывают банк или сайт NASA, похищают номера пластиковых карточек или находят создателей сайта, посвященного фривольным художественным изыскам.

Наконец, техническая сторона российской электронной коммерции пока что находится в стадии творческого поиска, который, как известно, иногда обретает характер бесконечного.

Сайты многих интернет-магазинов попросту неудобны, не говоря уж о дизайне, который навевает мысли о неэстетичном виде из космоса Земли после Армагеддона.

По некоторым исследованиям, лишь каждый пятый российский пользователь, собравшийся сделать покупку в Сети, делает ее с первой попытки, виной же тому — недостаточно продуманный или неграмотно реализованный интерфейс. Для обычного, не слишком технически грамотного или недостаточно настойчивого покупателя подобные мелочи могут стать решающими, поэтому объемы упущенной интернет-магазинами выгоды огромны.

Впрочем, не так уж все и плохо — ситуация постепенно меняется, причем местами весьма активно. Причиной тому — не только возрастающий уровень доходов отечественного потребителя интернет-услуг, но и изменения в его менталитете, если хотите: все больше людей на собственном опыте убеждается в преимуществах интернет-магазинов.

Преимущества же эти вполне очевидны. К примеру, есть на свете — и в России в том числе — огромное множество людей, которые по каким-то причинам органически не выносят сам процесс хождения по магазинам. Во-первых, это может быть вызвано состоянием здоровья — скажем, разболелись вы, температура высокая, голова раскалывается, а родственники все, как назло, уехали в отпуск или сидят на диванах и изо всех сил ленятся свою недвижимость от них оторвать.

Но кушать, что характерно, все равно хочется, да и книжку свеженькую, лежа в постели, пролистать — тоже. Сил идти за покупками нет совершенно, а вот доползти до компьютера, с грехом пополам, но можно. Другая причина — сверхзанятость и категорическое нежелание прерывать рабочий процесс и тратить драгоценное время на удовлетворение низменных потребностей организма.

Скажем, программист, которому жизненно необходимо к оговоренному сроку сдать заказчику готовый, отлаженный и функционирующий продукт. Отвлекаться на приобретение хлеба насущного нет ни возможности, ни желания, а вот улучить минутку и зайти на нужный сайт — вполне можно (сразу фильм «Сеть» вспоминается — пицца, пиво, просто рай на земле). Наконец, человек может быть банально ленивым.

Вот не хочется ему тащить на себе сумки с продуктами, погода на улице мерзкая, по телевизору кино хорошее идет, рядом жена уютно свернулась в клубочек… (В клубочек??! — прим. ред.) В общем, согласитесь, процесс хождения по магазинам может по целому ряду причин быть весьма несвоевременным.

Tак что вывод получается самый простой и убедительный: идея создания виртуальных магазинов как раз и состоит в том, чтобы сделать процесс покупки настолько безболезненным, насколько это возможно.

Вот, скажем, сидите вы в хорошей компании, отмечаете чей-нибудь день рождения или День Парижской коммуны. И вдруг — нечем отмечать стало. Проще говоря, кончились водка, джин, виски, десертное вино и пепси-кола. На Руси традиционно принято отправлять гонца, но мало ли почему это собравшимся не удастся…

Скажем, все участники приложили равновеликое усилие к истреблению запасов алкоголя, вследствие чего мобильность утрачена поголовно. Или на улице холодно. Наконец, никто не хочет уходить из теплой квартиры и от красивых девушек. Согласитесь, ситуация вполне реальная. И где выход? 

Выход прост, как перпендикуляр. Включить ноутбук, через мобильник выйти в Сеть (или, если ноутбука пока что нет, прогреть комп и дозвониться до провайдера) и набрать несложный адрес — http://www.spirtnoe.ru/ (магазин «Океан»), www.bahus.ru/bahus-shop («Бахус») или http://www.alco.net.ru/ (как пишется, так и называется).

По всем этим адресам вы сможете заказать искомое количество алкогольных продуктов. Более того, практически все вышеперечисленные магазины предлагают бесплатную и достаточно оперативную доставку заказа.

Правда, для этого нужно, чтобы вы купили не меньше, чем на 300-400 рублей, но, даже если вы потратите меньше, 50 рублей за доставку заказа вас не разорят.

Более того, по указанным выше причинам цены на алкоголь в интернет-магазинах изрядно отличаются от среднегородских, причем в лучшую сторону. Конечно, при покупке дюжины пива экономия будет не столь разительна, а вот ежели вы любитель коллекционных коньяков — денег сбережете немало.

У заказа через интернет есть и другие преимущества. Например, возможность одновременно с алкоголем приобрести энное количество сопутствующих товаров — таких, как горячая еда, фрукты, холодные закуски, комплексные обеды, наконец, соленые огурчики на следующее за праздником утро (нет рассола, нет и смысла в празднике — прим. ред.).

И, заметьте, все в одном магазине — не обязательно мотаться по ночному городу в поисках вышеперечисленных вкусностей. Более того, в случае острой необходимости можно приобрести и холодильник — для хранения гастрономических изысков, музыкальный центр — для обеспечения культурной программы, а также цифровую видеокамеру, телевизор и видеомагнитофон — чтобы сохранить для потомков все подробности пиршества (если, конечно, до этого дело дойдет).

К сожалению, в России пока что недоступно приобретение в онлайне автомобилей представительского класса для доставки по домам дорогих гостей… А вот заказать такси уже вполне возможно (http://www.taxi.ru/).

Но… Иногда случаются перебои с доставкой. Конечно, при покупке бытовой техники или антиквариата опоздание в несколько часов редко бывает критичным, а вот с пищевыми продуктами — совсем наоборот.

Помните — дорога ложка к обеду, а яичко — известно к какому дню… Впрочем, бывает, что задержка оказывается в высшей степени своевременной. Не так давно моему знакомому довелось оказаться именно в такой ситуации — веселье в самом разгаре, крепкие напитки заканчиваются, но поскольку изначально их было немало, то и бежать за добавкой никто не хочет. Точнее говоря, не может.

Ну и решили они воспользоваться новомодным сервисом. Зашли на сайт какого-то магазина, заказали «на несколько тысяч» алкоголя — и продолжили веселье. Час прошел, два, три — и никого… Ну, плюнули они и заснули. А на следующее утро терзало их кошмарное похмелье.

И вдруг, когда все уже фактически простились с жизнью, в дверь позвонил курьер из магазина. Мучимые похмельем бедолаги встретили его, как посланца небес, на скорую руку подлечились свежедоставленным товаром, после чего жизнь снова стала вполне сносной. Читай — наладилась.

Итак, создается впечатление, что интернет-магазины нужны. Конечно, едва ли в обозримом будущем они сравнятся количеством покупателей или размером оборота с традиционными оффлайновыми формами торговли, и все же у них есть будущее, причем более-менее перспективное, поскольку не слишком уж значимые на первый взгляд их преимущества для определенной прослойки общества когда-нибудь сыграют свою знаменательную роль.

А с недостатками всегда можно справиться, чего мы и пожелаем интернет-магазинам Рунета, да и всей Паутины.

Георгий Михайлец

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?