Хотя в последние месяцы различного рода борцы с нелегальным распространением авторского контента по Сети несколько затихли (наверное, на каникулы ушли), лучшие умы звукозаписывающей индустрии не оставляют попыток придумать что-нибудь такое для того, чтобы все стало как в старые добрые времена, то есть чтобы покупатели музыки вновь стройными рядами отправились в магазины с целью заплатить по 15-20 евро за один компакт-диск с десятью композициями, как это было принято последние лет пятнадцать-двадцать.
На этот раз с соответствующей инициативой выступила компания Sony BMG Music. Несколько десятков музыкальных альбомов, выпущенных этой почтенной организацией в последнее время, записаны на диски, снабженные оригинальной защитой от нелегального копирования. Такие диски, по словам граждан, купивших их, не воспроизводятся нормальными программами и вообще компьютером не распознаются до тех пор, пока пользователь не соглашается установить с диска утилиту, разработанную специалистами компании.
В принципе, ничего страшного или необычного в этом нет. Многие производители контента давно используют различного рода способы защиты, например, наши производители любят StarForce — удивительное средство, которое порой способно свести с ума не только пользователя, но и его ПК. Однако творение Sony BMG Music — это кое-что покруче.
Корпорациям становится все сложнее пресекать нежелательные утечки информации, возникающие по вине частных лиц, которые публикуют закрытые данные в своих блогах; собственно говоря, сейчас это практически невозможно, и компаниям пора бы задуматься над тем, как работать в условиях, когда ставшая известной одному человеку информация в большинстве случаев немедленно и со страшной скоростью распространяется по Сети через системы личных дневников.
Владелец одного блога, купивший CD с новой защитой производства Sony BMG Music, обнаружил, что на его компьютере живет какая-то программа, по всем признакам — Rootkit, то есть гадость вредная. Он не поленился выяснить, откуда она взялась, и оказалось, что эта утилита установилась с лицензионного диска компании Sony BMG Music.
Пара слов о том, что такое Rootkit. Это такие забавные утилиты, придуманные несколько лет назад недобросовестными хакерами и предназначенные для сокрытия результатов деятельности различных вредоносных программ на компьютере пользователя. В принципе, никто, конечно, не ожидал от Sony BMG Music использования программ такого класса.
Как водится, в Сети поднялась волна народного негодования. Народные умельцы быстро нашли еще несколько десятков музыкальных дисков, с которых устанавливается этот самый трогательный Rootkit. Надо отдать должное Sony BMG Music: она, как написал один сетевой ресурс, очень быстро среагировала на «критику» в свой адрес (читай безудержный мат в англоязычных дневниках и различного рода непристойные предложения в адрес компании) и выпустила патч, который делает возможным удаление руткита с компьютера.
Правда, я так и не понял, перестают ли лицензионные диски с музыкой проигрываться после того, как он удаляется, или все же ими можно пользоваться. Между тем в Сети различные сайты растиражировали заявления компании, согласно которым это приложение, несмотря на то что оно Rootkit, не способно принципиально ослабить защиту ПК от различного рода заразы, поэтому клиентам компании опасаться нечего, да и вообще все делалось во имя борьбы с пиратством и прочими нехорошими явлениями.
На фоне всего этого очень любопытным оказалось заявление пресс-службы «Лаборатории Касперского», которая обнаружила backdoor-программу Backdoor.Win32.Breplibot.b. Эта утилита распространяется традиционным способом — в письмах, маскируется под фотографию. Если пользователь пытается просмотреть этот «снимок», вредоносный код запускается и проникает в систему.
Но! Есть маленький нюанс. Спрятаться на компьютере Backdoor.Win32.Breplibot.b может, только если на нем установлен тот самый Rootkit от компании Sony. Официальной реакции от Sony пока не последовало, и неизвестно, что думает компания
о таком неудачном развитии событий.
Обратите внимание, до каких размеров разросся в общем-то будничный скандал. Можно подумать, одна Sony использует для защиты своих авторских прав программы, которые осложняют жизнь пользователю (вышеупомянутый StarForce порой кажется наказанием, посланным высшими силами вашему ПК). Так ведь нет, это распространенная практика. Только, откровенно говоря, мне она кажется совершенно бесполезной.
Интереса ради я нашел в интернете список компакт-дисков, на которых возмущенные пользователи обнаружили этот злосчастный Rootkit (то есть защищенных, по идее, альбомов, да?), и буквально десять минут потратил на то, чтобы найти в Сети песни с них. Надо ли говорить, что все эти альбомы в отличном качестве я обнаружил как в пиринговых сетях, причем сразу в нескольких, так и просто, как в старые добрые времена, на домашних страничках каких-то неизвестных мне зарубежных доброжелателей.
Сразу возникает вопрос: ну и что, стоит ли овчинка выделки? Те, кто покупает лицензионные диски, как мне кажется, будут покупать их независимо от чего бы то ни было, а те, кому все равно, откуда брать понравившуюся музыку, потратят десять минут и скачают ее совершенно бесплатно. Другой вопрос, что покупателям, которые заплатят компании Sony BMG Music, она зачем-то добавила проблем, а наглые нарушители ее авторских прав чувствуют себя сухо и комфортно, как и прежде.
Пока еще ни один из способов контроля над распространением нелицензионной музыки не оказался достаточно эффективным для того, чтобы можно было всерьез рассматривать его как угрозу музыкальному пиратству. Системы защиты контента постоянно усложняются, причем данный процесс зашел достаточно далеко, чтобы начать доставлять неудобства бытового характера даже честным пользователям.
Как мне кажется, совершенно бессмысленно бороться с пиратством технологическими способами, ибо на сегодняшний день не существует адекватных средств контроля над распространением цифровой информации. Единственный способ победить пиратство (вернее, даже не победить — наверное, это в принципе нереально, — а уменьшить масштабы проблемы) — запустить коммерческие механизмы и социальные схемы, делающие приобретение легальной продукции оправданным.
И не надо меня спрашивать, какими имено должны быть эти механизмы: во-первых, я не специалист, а во-вторых, для выводов остро не хватает объективной информации. Но я точно знаю, что сервис iTunes чрезвычайно прибылен и довольно удобен для потребителей и что как только на рынке появляется лицензионная продукция хотя бы в два раза дороже пиратской (а не в двадцать-тридцать раз!), так сразу у пиратов начинают падать продажи, и, по неофициальным данным, те правообладатели, которые используют пиратские сети распространения контента и делят с ними деньги на паритетных началах, не жалуются на доходность бизнеса. Вернее, жалуются, конечно, но мне кажется, что лучше заработанный рубль, чем незаработанные десять, разве нет?
Кнуты уже совсем не действуют, господа, теперь нужны одни только пряники. Сделайте так, чтобы пользователю было легко, выгодно и приятно купить лицензионный контент — и вы будете удивлены тем, сколько народу, оказывается, готово заплатить деньги на добровольных началах. Но, подчеркиваю, это должны быть разумные деньги, и продукт должен быть устроен так, чтобы вызывать исключительно положительные эмоции.
А когда после покупки лицензионного диска на компьютере заводится гадость, которая маскирует действия вирусов и троянов, — ну, знаете, после такого я бы из принципа ограничился в поисках музыки исключительно пиринговыми сетями… Судя по очагам возмущения, которые наблюдаются в интернете, мысль эта пришла в голову не мне одному.
P. S. Компания Sony BMG Music, по сообщениям различных информационных агентств, не собирается отказываться от использования вышеупомянутой системы защиты и со следующего года будет снабжать ей все свои диски.
Remo