12 лет назад 18 июля 2012 в 0:19 1323

Несмотря на то что твердотельные накопители набирают популярность, обычные HDD и не думают сдавать позиции. Технологии совершенствуются, скорости и объемы растут. Сегодня немного о жестких дисках WD в общем и об одном конкретном в частности.

На размышления, которые впоследствии стали причиной появления этой статьи, меня навел семинар WD. Инженер по внедрению Олег Леонтьев эмоционально и красочно рассказал о современных тенденциях и технологиях, которые имеют место в области винчестеростроения.

На рынке накопителей не так много крупных игроков, но конкуренция очень жесткая. Часто бывает такая ситуация, что вышедший из строя диск напрочь перечеркивает все хорошее впечатление о компании в глазах покупателя. Буквально недавно в нашей тестовой лаборатории умер хард форм-фактора 2,5″, причем погиб именно сам жесткий диск. Разобрав и вытащив его из коробочки, мы убедились, что контроллер в порядке, а винчестер при старте отчаянно стучит головками. Не будем тыкать пальцем в производителя этого девайса, скажу только, что это была не WD. Но данные жалко.

Борьба за место под солнцем идет наравне с борьбой за место на диске. Увеличение плотности записи на квадратный сантиметр как явление имеет две стороны. Так, уплотнение данных усложняет точность позиционирования головки, но и повышает скорость в общем и увеличивает объем итогового устройства. Компания WD в связи с этим действует следующим образом. Разрабатывая емкие пластины, она сначала внедряет их в «медленные» жесткие диски, скорость вращения шпинделя в которых составляет 5400 об/мин.

На такой скорости головке легче вставать на дорожку, следовательно, ошибок чтения / записи будет меньше. Можно изготовить более дорогие головки, которые будут успешно справляться с поиском информации и на большей скорости, но это приведет к повышению конечной стоимости диска, что не самым благотворным образом влияет на конкурентоспособность продукции. Вот и получается, что все компании, а следовательно и инженеры, которые совершенствуют HDD, зажаты в ценовые тиски. Необходимо соблюсти баланс между скоростью и стоимостью, не забывая и о прочих потребительских качествах.

В результате совместных размышлений маркетологов и инженеров WD родились три линейки накопителей. Цветовая градация «синий», «зеленый», «черный», придуманная для разных линеек жестких дисков уже давно, удачно прижилась и стала привычна пользователям. Линейка Caviar Blue – это так называемый мейнстрим, харды емкостью до 1 Тбайт, со средними показателями скорости, кэша и с минимальной ценой. Для изготовления этих HDD используются обкатанные решения предыдущих поколений из более производительных линеек дисков. Еще эта серия примечательна тем, что в ней до сих пор выпускают винчестеры с интерфейсом IDE, который еще актуален в узкоспециализированных устройствах.

Caviar Green, или, попросту говоря, «зеленые» диски, – это энергоэффективные, тихие и холодные харды объемом до 3 Тбайт со скоростью вращения мотора не выше 5400 об/мин. Они часто применяются в сетевых накопителях, так как не требуют специального охлаждения, а также не создают акустического шума. Тем не менее имеющийся в этой линейке диск объемом 1 Тбайт, расположенным на одной пластине, способен «разгоняться» до 150 Мбайт/с.

На «зеленых» дисках WD обкатывает новые пластины с повышенной емкостью, так как скорость вращения тут ниже. Caviar Black и VelociRaptor – это быстрые и горячие диски, скорости вращения в них 7200 и 10 000 об/мин соответственно. Они прижились в корпоративном секторе, в серверах или мощных рабочих станциях, заточенных под монтаж видео. Сегодня я расскажу поподробнее про уникальный диск WD Caviar Green WD10EZRX емкостью 1 Тбайт и про те технологии, которые были применены при его создании.

Диск этот в настоящий момент по многим параметрам – «самый-самый». В частности, в ряду дисков WD он является рекордсменом по плотности записи. Собственно говоря, в нем стоит всего одна пластина, объемом, как уже было сказано выше, 1 Тбайт. Чтобы достичь такого результата, пришлось разработать новую технологию «фокусировки» головки. Основной привод позиционирования дополнен подвижной стрелкой, которая способна «подруливать» считывающим элементом для компенсирования мельчайших вибраций. Это нужно для предотвращения появления ошибок чтения и записи.

Также этот диск самый энергоэффективный: максимальный пиковый ток потребления – 1,1 А. При активности этот же хард «кушает» еще меньше, всего 3,7 Вт, а в режиме ожидания и вовсе 2,1 Вт. Для сравнения: «черные» диски расходуют 6-10 Вт, «синие» – 5,6-6 Вт. Зеленые собратья в режиме «чтение / запись» в среднем потребляют 5,3 Вт. Понятное дело, что снижение мощности улучшает температурные показатели. Диск остается холодным: так, в закрытом корпусе компьютера, работающего весь день, системный диск не нагревается выше 35 °С (общее правило такое: ниже температура – выше ресурс. – Прим. ред.).

Расскажу о других технологиях, которые используются в серии WD Caviar Green и в новинке тоже. IntelliPower – это технология адаптивного управления скоростью двигателя, которая трудится рука об руку с контроллером кэш-памяти. IntelliPower обеспечивает снижение энергопотребления в зависимости от степени загруженности накопителя. Теперь нельзя сказать, что скорость вращения мотора составляет 5400 об/мин. Она разнится в разные моменты, а заявленные 5400 – это максимально возможные обороты, которые способен развить шпиндель.

IntelliSeek – это еще одна фича, способствующая ускорению поиска информации на пластине. Она устроена следующим образом: головка, совершающая операции, на основе информации о своих предыдущих действиях «предугадывает» следующее перемещение и при помощи подруливающего механизма обеспечивает более короткий «путь» по поверхности диска. Говоря проще, «мозг» системы пытается уменьшить количество холостых движений головки. Новая система подвеса считывателя также служит этой технологии и еще сильнее минимизирует ненужную вибрацию (наглядная иллюстрация отличия «простого» диска от диска с технологией IntelliSeek прячется под ссылкой goo.gl/Miz6f).

NoTouch – это технология бесконтактной парковки головок. Как известно, раньше парковка головок производилась на специальной области диска, которая была «выглажена» лазером для более мягкого «приземления» головки. Сейчас же в рамках этой технологии головка паркуется в специальный «гараж», представляющий собой пластиковую площадку. Это позволяет считывающему механизму на время парковки уйти с поверхности диска, что самым лучшим образом влияет на ресурс головки и поверхности диска.

Несколько слов про интерфейсы. С ними, в общем-то, все ясно, про PATA было сказано выше, тем не менее актуальны пока SATA 3 Gb/s и SATA 6 Gb/s. На сегодняшний день все новые диски WD разных линеек оснащены контроллером SATA 6 Gb/s.

Вернемся к уплотненному диску. WD Caviar Green WD10EZRX имеет на борту 64 Мбайт кэш-памяти стандарта DDR2, ранее такой тип памяти в «зеленой» серии дисков не применялся. Это также, в свою очередь, должно улучшить скоростные показатели. Мы решили испытать данный диск на разных платформах, чтобы исключить влияние недостатков контроллера. Это, конечно, не SSD, быстродействие которых превосходит возможности интерфейса SATA 3 Gb/s, но все же лучше перестраховаться.

Самым большим показателем, который, на удивление, выдала программа CrystalDiskMark 3.0.1 x64, стали следующие цифры: чтение – 175,7 Мбайт/с (блоки разного объема), запись – 162,6 Мбайт/с (блоки 512 Кбайт). Это выше заявленных 150 Мбайт/с. Но на маленьких файлах этот бенчмарк огорчил: чтение – 0,819 Мбайт/с, запись – 2,177 Мбайт/с. Это очень скромно, но, по ощущениям, Windows 7, установленная на этот диск, работает очень шустро.

Разрешить спор была немедленно призвана утилита ATTO Disk Benchmark, показавшая на файлах размером 4 Кбайт скорость 96,804 Мбайт/с при чтении и 119,332 Мбайт/с при записи. Максимальный разгон был достигнут уже на файлах размером 16 Кбайт, в среднем скорости на файлах этого размера и больших составляют 153 Мбайт/с на запись и 156 Мбайт/с на чтение.

HD Tune Pro 5.00 нарисовала привычный ниспадающий график, довольно плавный, без серьезных провалов. Можно сказать, что доступ к данным первой половины пластины происходит на скорости выше 110 Мбайт/с, а если говорить о максимальной полученной цифре, то здесь она равнялась 149,6 Мбайт/с. Минимум случился на отметке 800 Гбайт, графопостроитель дернулся вниз, и линия «провалилась» до 35,9 Мбайт/с, что и составило минимальное значение скорости чтения в этом тесте. Время доступа – 17,19-17,60 мс, здесь мнение различных утилит не разнилось.

Вот такие показатели. Высокие, несмотря на то что пластина вращается на маленькой скорости. На данный момент этот хард демонстрирует самые внушительные скорости среди дисков WD, если не брать в расчет горячие VelociRaptor. Акустический режим данного HDD заслуживает добрых слов, можно сказать, что это идеальный компромисс. Разбив WD10EZRX на два логических диска, мы получаем достаточно места под систему и площадь под хранение файлов большого объема.

Что нас ждет в дальнейшем? По заверениям Олега Леонтьева, инженеры WD днями и ночами трудятся над повышением плотности и скорости. Приблизительный максимум, доступный для носителей этого типа, видится ему в районе 80 Тбайт, а следовательно, HDD еще несколько лет сдавать позиции не собираются. Проводятся эксперименты со spin-электронами, а это позволит увеличить имеющиеся показатели плотности записи в разы.

Также ведется активное совершенствование системы хранения данных, при котором данные частично «перекрываются» друг другом, но перекрытие составляет не более 50% и благодаря создаваемой таблице записи позволяет иметь доступ ко всей информации, в том числе и к той, поверх которой что-то записано. Если изобразить это графически, получаются широкие витки, каждый последующий из которых ложится внахлест на предыдущий. Звучит слегка фантастично, но, если вспомнить, что буквально несколько лет назад жесткий диск был по объему чем-то вроде нынешних карт памяти microSD, думаю, нас ждет много интересного. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?