18 лет назад 5 декабря 2005 в 11:25 1572

Преодолеть ледяные пустоши Щелковской промзоны на местных транспортных судах не представлялось возможным, поскольку у аборигенов промзоны в процессе эволюции локти и колени стали невероятно острыми. Даже если бы наши органы слуха уцелели, тела, превращенные в дуршлаги, не доставили бы три пары чутких ушей и зорких глаз непосредственно к месту действия.

О каком именно действии идет речь вы, думаю, догадались: конечно, о проводимом в пятый раз мероприятии под названием «ММ-Звук», то есть о соревнованиях по качеству звучания среди мультимедийных акустических систем. О грядущем событии мы знали чуть больше вашего: нам было известно лишь то, что меряться пользовательскими характеристиками будут стереосистемы с сабвуферами (2.1).

Итак, канистра горючки была получена в обмен на несколько местных чатлов, рыжебровый Бармаглот, одетый в розовый пиджак с черной гвоздичкой в петлице, наконец перестал трястись от холода, и мы с ревом, набирая обороты из тары, в три нечеловеческие силы понеслись к бизнес-центру «Щелково». План действий, который мы обдумали по пути, излагать не буду, поскольку позже он был признан совершенно нежизнеспособным: на месте все оказалось совсем не так, как мы ожидали.

Участники

Соревнования обычно проводят в четырех помещениях, а судейство происходило только в одном из них. В комнате, которая по площади была почти как небольшая жилая (примерно 2,5 х 3,5 м), невзирая на шилдики, бились шесть систем. Единственное, что их объединяло, — ценовая категория: трехкомпонентные системы стоимостью менее $130 на пир духа не пустили, ибо те диффузорами не вышли. Однако понаблюдать за действом нам не удалось: оба зрительских стула оккупировали два независимых наблюдателя, так что нам пришлось ретироваться с места состязаний, чтобы не захламлять собой помещение и не создавать чрезмерного демпфирования.

Зато в коридоре мы получили возможность внимательно рассмотреть пять систем из шести (шестую мы приметили у судей на столе и опознали). Четыре АС хорошо знакомы всем, кто нас постоянно читает.
Системы Altec Lansing MX3031 и M-Audio LX4 на соревнованиях уже в третий раз. Обе хорошо известны широкой публике, обе каждый раз уезжали с «ММ-Звука» с призовыми дипломами.

Microlab AH-200, носительница громкого бренда, поднятого двухканальными Solo-1 и Solo-2, во второй раз претендует на титул победителя. Первая попытка достучаться до небес окончилась получением четвертого места (оно же было первым с конца). Правда, соперники у этой АС были неслабые: две вышеуказанные системы и самая сильная, на мой взгляд, многоканальная акустика Creative — Gigaworks S750.

Четвертая АС, Creative 250D, — это трехкомпонентный вариант кинотеатральной Megaworks 550D (пожалуй, единственной откровенно неудачной топовой АС Creative). Эта мегапонтовая акустика, первая на российском рынке система с лейблом THX Multimedia, на соревнованиях «ММ-Звук» 1993 года заслуженно заняла почетное предпоследнее место, проиграв бюджетнице с соседнего конвейера — Inspire P580, которая стоит в три раза дешевле.

И наконец, таинственные незнакомцы — Logitech Z-30 и
JB-465. При всем моем уважении к фирме Logitech, выпускающей замечательные мышки и клавиатуры, акустика этой марки напоминает мне незабвенные 90-е. Тогда на всех углах продавались кассетные плейеры Casio, калькуляторы Sony и тому подобные артефакты, дававшие владельцу плюс десять очков к понтовости в обмен на некоторую сумму денег. В общем, к колонкам Logitech я отношусь примерно так же, как к мышам Creative.

Что касается JB, то на нее было интересно посмотреть. Хорошие сабвуферы делают (кстати, статью о новом топовом сабвуфере этой марки вы скоро сможете прочитать — отличная вешь получилась), хорошие стереосистемы — тоже. Надо полагать, что и стереосистемы с сабвуферами удадутся компании не хуже.

Эксперимент

Поскольку в комнату прослушивания нам попасть не удалось, мы решили подкрепиться. В поисках нарезки мы отправились к организаторам, но те напомнили нам о том, что не колбасою и даже не ветчиною единой. В качестве духовного зельца нам предложили участие в бесчеловечном эксперименте. Устоять супротив такого дьявольского искушения было выше наших сил.
Итак, нас завели в залу для организационных мероприятий, где были установлены три пары колонок: за пять тысяч, за триста и за сто пятьдесят долларов. Нам предложили сравнить их звучание.


Вот так выглядело место прослушивания мультимедийной акустики. Издалека деку даже можно принять за новомодный баребон.

Адское глумление увенчалось успехом: мои друзья ретировались, сославшись на полное отсутствие слуха, а я еще долго пытался что-то понять. Весь ужас был в том, что, несмотря на явные различия в характере звучания, понять какое саунд к какой системе относится, я не мог, да и сформулировать, в чем заключаются различия, тоже. Хотя самую дорогую систему я знал довольно хорошо, как и среднюю (однако одного взгляда хватило, чтобы понять: ее основательно переработали). Младшую видел в первый раз, но мне сказали, что это недорогая серийная модель, которая находится тут именно в том виде, в котором ее продают в магазинах.


Новые элементы тестового стенда: проигрыватель CD-дисков Cyrrus и «отцовкий» межблочный кабель с коннекторами из драгметаллов.

Судя по всему, акустика была подобрана очень тщательно, чтобы создать такой пазл. Чтобы прийти к каким-то умозаключениям, мне пришлось потратить около двадцати минут и множество энергии. Мозг кипел так, что впору было монтировать на череп кулер. Отчаявшись узнать, для чего в организационной зале собрали столь странную установку (задумка стала мне понятна после подведения итогов соревнований), я отправился на перекур.

Перекур

Войдя в курилку, я застал там своего старого знакомого из лаборатории F-Lab, Юрия Фомина. Как выяснилось, он-то и создал пыточный стенд. На мои вопросы о том, для чего было собирать этот страшный агрегат, он не отвечал, лишь отговаривался, хитро щурясь и пряча в густых усах улыбку, так что мне пришлось оставить его в покое и обратиться к организаторам мероприятия из «Лиги Звука» http://www.liga-zvuka.ru/.
— Товарищи организаторы, а отчего на сей раз так мало участников и всего один класс?
— Скажем так: в этот раз мы бросили все наши ресурсы на один класс. Шесть систем будут судить четыре судьи, а не два, как на прошлых соревнованиях, так что мы ожидаем более высокой достоверности оценок. Зато в этот раз мы не только выдадим наши обычные дипломы, одной из систем будет присужден приз зрительских симпатий. Четыре или пять представителей прессы получат возможность послушать ту же акустику на своем материале и выставить свои оценки по десятибалльной шкале — за качество дизайна и качество звука. Не по FSQ, а по своему усмотрению.
— Разделения по классам, как раньше, не будет?
— Возможно, мы снова попробуем тестировать системы из разных ценовых категорий. Но однотипные. А может, не только однотипные. Посмотрим. Зато соревнования будем проводить чаще. На январь у нас запланировано побоище акустических мониторов. Наряду с судейскими оценками мы хотим получить оценки звукорежиссеров, пригласить нескольких профессионалов, работающих с разным материалом, а также студентов из Гнесинки. Хотим, чтобы они пришли со своими фонограммами, оценили акустику по-своему, расставили участников по ранжиру.
— Спасибо.
— За что? Еще ж не завтракали.
Условия проведения соревнований
Отправившись позавтракать, наш отряд понес серьезные потери. Первым откололся Бармаглот. Он, увидев, что из комнаты судейства вышел наблюдатель, бросился телом на амбразуру открытой двери. Товарищ героически пожертвовал ветчиной и стаканом горячего чая ради дела: честь ему и хвала.

Мазура перехватили, когда до стола оставалось буквально два метра. Его протянутую за сыром руку внезапно бросился пожимать какой-то товарищ, которого затем оттеснили невесть откуда взявшиеся люди в белых халатах. Мазур облегченно вздохнул и хотел вновь протянуть богатырскую длань к блюду, но не сумел: его взяли за плечи два суровых человека. Воспользовавшись замешательством величайшего оверклокера всех времен и народов, они поволокли его вслед за товарищем, продолжавшим бурно выражать восторг. На спинах людей в белых халатах было написано страшное слово: «Судья».

Вот так Мазур стал членом жюри конкурса на приз зрительских симпатий. Смахнув скупую слезу ломтем ветчины и дозаправив бак из канистры с горючим, я отправился собирать информацию о деталях проведения соревнований.

Как я и сказал, соревнования проходили в помещении, по размерам и задемпфированности напоминающем жилую комнату. Хотя, конечно, условия все-таки были тепличными: стол был отодвинут так, что рабочие оси колонок оказывались «на трети» (соотношение расстояний от окна до систем и от систем до двери было 1:2), сабвуфер стоял так же по отношению к обеим парам стен. Из мебели, не считая стола, в помещении были только два независимых наблюдателя, которые своими уважаемыми телами грамотно нейтрализовали нежелательные отражения и переотражения в углах. Никаких тебе шкафов с дребезжащими стеклами, никаких эмуляторов женщин, портящих звуковую картину нудными речами о том, что стол должен стоять в углу, чтобы не занимать и без того небольшую жилплощадь. Но оно и понятно, косяки у каждого свои, и каждый с ними борется или мирится по-своему. На всех не намоделируешь.

Тестовые стенды оказались довольно странными. В качестве источника сигнала была задействована «голова» Cyrrus, сигнал от нее передавался на усилитель АС по межблочному кабелю… Для подключения самих колонок технические судьи использовали штатные провода систем. Монитор, мышь и клавиатура присутствовали лишь в качестве элементов акустического оформления. Они покоились на столе, покрытом какой-то благородной звукопоглощающей тканью наподобие ковролина. Вот так радикально организаторы решили проблему выбора звуковой карты и медиаплейера.

Уровень постороннего шума был вполне реалистичным: хотя место действия и банкетную «поляну» разделял довольно длинный кривой коридор, а дверь была плотно закрыта, общий акустический фон был почти таким, какой обычно формируют по выходным соседи в моем родном доме. Тем не менее проблем с тестом на микродинамику вроде как не возникло. Отчасти этому способствовало увеличение уровня давления, при котором прослушивались системы: на сей раз было принято значение 82 дБ (а не 80 дБ, как полгода назад).

Я попросил прокомментировать это изменение главного судью соревнований, заведующего кафедрой электроакустики и радиовещания МТУСИ и создателя метода FSQ Д. Г. Свободу. Согласно добытым мною разведданным, давление было увеличено как раз для повышения достоверности оценки в тесте на микродинамику. Наращивать его еще больше организаторы не решились, поскольку не каждый пользователь может позволить себе выжать из акустики 85 дБ и больше, а на 82 дБ можно слушать звук, не исковерканный нелинейными искажениями и гневными воплями родственников и соседей.

Да, еще одно нововведение. В этот раз все желающие могли поглазеть на графики амплитудно-частотных характеристик систем, снятые программно-аппаратным комплексом LMS (как видите, я их тоже привел в статье). Для чего это было сделано? Думаю, не в последнюю очередь для солидности. А так… Сопоставить оценки судей с оценкой беспристрастной аппаратуры, конечно, интересно, но график АЧХ все же малоинформативен.

Наконец, пара слов о судейской бригаде. Судейство осуществляли специально подготовленные Акустическим центром… читатели UPgrade. Если помните, перед первыми соревнованиями «ММ-Звук», которые проходили в конце 2003 года, мы набирали добровольцев из числа читателей. Так появилась команда энтузиастов из 12 человек. Пять из них успешно прошли двухгодичное обучение: они героически ходили по выходным в консерваторию, чтобы досконально изучить звучание музыкальных инструментов, слушали самые разные АС, от «чебурашек» до колонок класса high-end, вникали в теорию и, наконец, отработав этим летом на автозвуковых соревнованиях, получили дипломы судей-экспертов. Аплодисменты, пожалуйста. Кстати, эти люди изображены на фотографии в начале статьи: они одеты в белые майки судей. И это они утащили Мазура.

Второй перекур

На этот раз в курилке обсуждали тестовые стенды. Несколько человек, среди которых были знакомые мне технические консультанты, вели странные речи.
— ПК никогда не сравняются с аудиотехникой. Какие компьютеры мы только не ставили, какие только профессиональные карты не использовали, и внешние, и внутренние, а все равно хорошая дека за пятьсот долларов — лучше. А хороший компьютер в два раза дороже.
— Извините, но эти ваши допотопные штуки тоже мало чего стоят. В наш век прогрессивных технологий, когда в интернет можно заходить буквально с каждого холодильника, все эти Hi-Fi-аппараты не в состоянии даже таймер по интернету синхронизировать. Не говоря уж о том, что на них нельзя отправить мелодию с сотового телефона!
— Действительно. Сейчас и телевизоры встраивают в холодильники. Причем с динамиками!
— Надо будет подкинуть организаторам такую идею — провести отдельные соревнования по качеству звучания холодильников. Поделить их по литражу и количеству дверей…
— Между прочим, звучание холодильника будет зависеть от того, насколько он заполнен.
— И какими продуктами!
— Не знаю, как у вас, господа, а у меня на кухне стоит high-end-холодильник, и я не покупаю генетически модифицированные продукты. От них звучание холодильника становится каким-то ненатуральным…

Итоги соревнований

Когда я докурил, судейство было завершено. Оставалось только съесть кусочек чая и занять самое удобное место в зале. Вскоре все были в сборе, и началось торжественное оглашение систем-победителей и их соперников, павших в битве. На мой взгляд, почти ничего непредвиденного не произошло, за исключением разве что победы трифоники от JetBallance. Эту систему я не слышал, так что сказать о ней ничего не могу. В остальном все предсказуемо: второе место взяла система LX4, облегченная версия студийных мониторов, дополненная сабвуфером, третье — Altec Lansing MX5021. Теперь эти АС — троекратные призеры соревнований по качеству звучания. Четвертое место получила Microlab AH-200. Как и в прошлый раз. Нисколько ей не сочувствую: мне эта акустика совершенно не нравится, и петь ей дифирамбы, как некоторые, не собираюсь. Пятое место досталось Creative Megaworks 250D. Зачем ее только допустили к соревнованиям? Несчастная и так родилась ущербной, к чему же ее позорить? Шестое место — у Logitech Z-3.

Теперь давайте заглянем в таблички, в которые занесены все судейские оценки по каждому из критериев, и проанализируем их. Расшифровывать термины, как я это делал прежде, с вашего позволения, не буду: совсем недавно мы опубликовали две части ликбеза по акустике, в них все разобрано достаточно подробно.

Неискаженная громкость

Итак, первый по порядку (не считая фазировки, в таблицах я ее не указал: все системы получили по 10 баллов в связи с отсутствием проблем) и, возможно, по значению параметр — запас системы по уровню неискаженной громкости. Безусловные лидеры — JB-465 и M-Audio LX4, сумевшие не оцарапать нелинейными искажениями барабанные перепонки судей при звуковом давлении до 92 и 91 дБС соответственно. За столь выдающиеся заслуги эти АС и получили 7 и 6 призовых баллов. Очень достойный результат, такого давления хватит большинству пользователей, проживающих в домах с не слишком толстыми стенами.

Altec Lansing 5021 судьи дали всего одно призовое очко, на орехи, поскольку система смогла развить давление лишь в 86 дБС, не перепачкав от натуги звук. Выходит, на одном качественном уровне она будет звучать в четыре раза тише, чем два лидера. Впрочем, если вы помните, в Акустическом центре при кафедре электроакустики и радиовещания МТУСИ принято считать 82 дБ нормальным уровнем для прослушивания АС, а значит, неплохой запас есть и у этой системы. Не устроит она тех, кто хотел бы реалистичности звучания музыки и / или спецэффектов: звуки не получатся такими же громкими, какими они должны быть в жизни.

Казалось бы, резвая тройка аутсайдеров отстала от Altec Lansing 5051 незначительно. Возможно, это и так, но, возможно, и нет. Отсутствие призовых баллов в соответствующей графе свидетельствует лишь о том, что максимальная неискаженная громкость этих систем не превышает 85 дБС (именно это значение и принималось за ноль, если верить судейским протоколам). Также по результатам соревнований нельзя определить, какая из этих систем все-таки превосходит другие по данном параметру. Очень жаль. Но так лучше, чем было на прошлых соревнованиях: если вы помните, раньше судьи выставляли всем системам нули, что было равноценно тому, как если бы по этому параметру акустику вообще не оценивали. Так что прогресс налицо.

Басы

Следующие по списку — басы. При интерпретации результатов надо помнить, что от 100 до 70 Гц и от 50 до 30 Гц включительно штраф в один балл означает различие в нижней рабочей частоте на 10 Гц, а от 50 до 70 Гц — на пять герц. По-моему, разница между сабами, играющими, к примеру, от 30 и 40 Гц, должна была привести к более заметному увеличению разницы оценок, но система на соревнованиях «ММ-Звук» именно такова.

Смотрим результаты. Как видите, четыре системы из шести басят примерно одинаково, от 50-55 Гц. Шаляпистыми тембрами могут похвастаться лишь JB-465 и Creative 250D, которые, по мнению трех из четырех судей, играют аж от 40 Гц. В линию! Притом сабвуферы находились под столом, примерно в метре от слушателя! Гм. Топовые системы Creative всегда славились отличными сабвуферами, и 250D не исключение. Саб у этой трифоники — единственный, на мой взгляд, достойный компонент. Что касается JB-465 — интересно, очень интересно. Непременно возьмем на тест. Если дадут.

Тест на неравномерность АЧХ низкочастотного тракта прошел гладко: заметных проблем не обнаружилось ни у одной из систем. Как интерпретировать результат, когда оценка за неравномерность оказывается выше оценки за низшую рабочую частоту, я не понял и потому ничего сказать не могу. Но при случае спрошу у организаторов соревнований или лично у Д. Г. Свободы.
С нелинейными искажениями в нижней части спектра у всех систем полный порядок: судьи испили тягучего баса из фазоинверторов сабвуферов и нашли его чистым. Даже небольшой штраф, который выписали Logitech Z-3, можно не принимать во внимание: искажения в самой нижней части спектра давятся эквалайзером. Вместе с сигналом, конечно. Зато интермодуляций не будет.

Последний параметр — атака. Лучшим специалистом по пиротехническим эффектам оказался сабвуфер системы JB-465. Не сильно от него отстают низкочастотные АС LX4 и 5021. В ауте — 250D и Z-3, AH-200 зависла где-то посередине, но ближе к передовым подрывникам.

Передача звуковой панорамы

Третий параметр, жизненно важный для геймеров и дающий пищу алчущим атмосферности киношникам и меломанам, — передача звуковой панорамы. Способность систем к воссозданию живой звуковой панорамы из сухой «цифры» оценивали по трем параметрам: сначала по глубине сцены, затем по ее ширине и высоте, а потом по линейности стереокартины на разных уровнях громкости.

Глубина звуковой сцены у всех систем одинакова, а судьи настолько единодушны в оценках, что возникает вопрос: не было ли каких косяков на тестовом стенде? Нет, вроде бы не должно быть, единственный компонент стенда, который был изменен, — источник сигнала. Будем считать, что между системами нет разницы по данному параметру. Если результат равен 7,5 балла, значит, самая дальняя точка панорамы по оси «слушатель — монитор» будет находиться где-то между плоскостью экрана и цоколем, то есть в пределах 30 сантиметров от экрана вдаль от слушателя. Хорошо, но бывает и лучше.

По ширине и высоте сцены системы разделились на две группы: трифоники, получившие призовые места, показали куда более высокие результаты, чем аутсайдеры.

К сожалению, для того, чтобы понять, за высоту или за ширину сцены были оштрафованы системы, мне не хватило данных. Жалко. Передача панорамы в горизонтальной плоскости куда важнее, чем ее высота: первая необходима для дискретности звучания инструментов и помогает геймеру ориентироваться, на огрехи второй большинство юзеров ни в жизнь не обратили бы внимание.

С линейностью стереокартины на большой громкости (и при усложнении фонограммы: если в первых двух тестах используются фонограммы с небольшим количеством инструментов, то линейность стереокартины проверяется на записи симфонического оркестра) ситуация примерно такая же, как и с шириной и высотой сцены: лидеры обходят аутсайдеров на полтора балла, системы каждой группы воссоздают звуковое окружение практически одинаково. Имеется в виду то, что максимальный штраф в данном тесте составляет пять баллов, то есть по пятибалльной шкале лузеры получили бы тройки, а лидеры — четверки с плюсом.

Динамика

Наиболее педантична в прорисовке мелких деталей тихих фонограмм все та же JB-465. Лучшая система для любителей игрушек в стиле stealth action, определенно. На полбалла от нее отстали LX4 и 5021, AH-200, пожалуй, тоже выступила неплохо. 250D и Z-3 проиграли AH-200 еще полбалла и балл соответственно. Незначительными (до пяти баллов) штрафами в этом тесте АС карают, если «неотчетливо слышны постукивания пальцев музыканта, зажимающего струны на грифе контрабаса, или звучание при игре смычком недостаточно детально». Учитывая постепенно увеличивающийся разрыв между участниками, мне трудно что-либо прокомментировать.

По качеству воспроизведения сложных фонограмм системы опять-таки делятся на две группы. Акустика JetBalance, M-Audio и Altec Lansing справляется с задачей достойно, AH-200 и Z-3 — в ауте. Creative на фоне остальных аутсайдеров выглядит более-менее пристойно, но до передовиков не дотягивает. Согласно оценкам в протоколах, лидеры при построении сложных сцен несколько теряют в выразительности звучания, но в целом картина не страдает. А лузеры начинают путаться в показаниях, смешивая разные звуки в кашу.

Тембральный и музыкальный баланс

Начнем с необходимого — с музыкального баланса. JetBalance JB-465 и Altec Lansing 5021 получили по восемь баллов. Такой результат можно считать достаточно хорошим: никаких проблем с выпадением звуков в играх и в фильмах не возникнет, да и музыку эти АС воспроизводят достаточно сбалансировано. Системы Altec Lansing и Microlab получили на полбалла меньше: один из четырех судей посчитал, что какой-то инструмент выпадает из сцены. Но поскольку три других члена жюри сочли дефект незначительным, думаю, можно считать, что с этими АС все в порядке. А вот о трифониках Creative и Logitech я бы так не сказал. Полагаю, неправильное позиционирование или даже выпадение отдельных звуков будет иметь место. Товарищи геймеры, оно вам надо?

Наконец, точность воспроизведения тембров инструментов. Относительно серьезно были оштрафованы лишь системы Creative и Logitech: судьи посчитали, что эти трифоники не смогли правильно передать звучание голоса Мак-Лэйна и одного из четырех инструментов. Тем не менее, думаю, большинство на это не обратит внимание. То есть и у этих АС все достаточно терпимо.

Анализируем

Разобрали? Теперь будем собирать. Итак, по итогам соревнований система от JB не уступает конкурентам ни по одному параметру, а во многих случаях и превосходит их. Лучшая неискаженная громкость, лучший бас, наиболее достоверная передача панорамы, отличная динамика и сбалансированность… Получается, это однозначно лучшая трифоника для всех задач.
M-Audio LX4 проиграла лидеру в основном из-за мелочей. Там полбалла, здесь четверть… Единственным значительным отставанием можно считать проигрыш одного балла по низшей рабочей частоте, а это около 10 Гц. Однако я точно знаю, что если грамотно установить саб от LX4 в достаточно большом помещении, то можно добиться воспроизведения звуков с частотой от 35-40 Гц… Интересно, на что же тогда способен сабвуфер JB, грамотно размещенный в акустически благоприятной комнате?

Altec Lansing отстала от лидеров из-за того, что проиграла им по запасу неискаженной громкости. То есть, если вы уверены, что не захотите использовать систему на большой громкости, она вам тоже подойдет. И для музыки, и для игр, и для кино. Microlab AH-200… Для игр и фильмов сойдет, для некоторых фонограмм — тоже. Но с оговоркой: не для всех. Достаточно сложные звуковые сцены сейчас встречаются и в играх: взять хотя бы ту же Call of Duty 2. Не уверен, что AH-200 потянет. В общем, сформулирую так: подойдет, если вы играете в тактические шутеры наподобие «Контры», слушаете хорошо скомпрессированную музыку без ярких стереоэффектов и смотрите фильмы в DivX, звуковая дорожка которых представлена файлом MP3 128 кбит/с.

Использовать Creative 250D и Logitech Z-3 я вообще не советую. Слишком много косяков по самым разным параметрам. Качественных сабвуферов для того, чтобы покупать трифонику, я считаю, недостаточно.
Ко всему сказанному остается добавить, что с мнением судей я согласен, расхождения мелкие, незначительные. И тут, наверное, экспертам все-таки виднее.

Народный суд

А теперь десерт — итоги конкурса на приз зрительских симпатий. Сказать, что мнение представителей народа, носящих на груди беджики с надписью «Пресса», отличается от вердикта, вынесенного профессиональными судьями, — значит не сказать ничего. Смотрите.

Первое место — Microlab AH-200 (73 балла). Второе место, с отставанием почти на 10 баллов, заняла Creative 250D (64 балла). Третье место — Altec Lansing 5021, с минимальным отставанием от Creative (63 балла). Четвертое место — JetBalance JB-465 (61 балл). Пятое место — M-Audio LX4 (58 баллов). Шестое — Logitech Z-3 (45 баллов).

Ура, сенсация, скандал! Призеров соревнований представители народа с негодованием отвергли и предложили своих, народных депутатов! Откуда такое расхождение в предпочтениях? Судьи куплены? Или их эстетские представления о качественном звуке не имеют отношения к тем требованиям, которые предъявляет к АС простой пользователь? Можно побегать с диктофончиком, посовать его под судейские и организаторские носы. Как вы прокомментируете случившееся? Скажите, не кажется ли вам, что судьи оторвались от народа?

Ладно, побалаганили, и будет. Нальем себе чайку, закурим по сигаретке и вдумчивым взглядом пройдемся по развернутым результатам тестов, судейских и «народных». Предлагаю вам обратить внимание вот на что.

Факт первый. Если не брать в расчет оценку за дизайн (судьи оценивали только качество звучания), картина меняется: AH-200 — 43 балла, LX4 — 42 балла, Creative 250D — 41 балл, JB-465 — 39 баллов. Плотненькая такая группа лидеров. Аутсайдеры — Altec Lansing 5021 с 33 баллами и Logitech Z-3 с 24 баллами.

Факт второй. Итоговая расстановка по общему баллу идет вразрез с мнением большинства членов жюри. Смотрим. Один из судей расставил системы так: AH-200, LX4, JB-465 / 250D, 5021, Z-3. Другой решил иначе: JB-465 / 250D, LX4, AH-200 / 5021, Z-3. Третий судья предложил иную расстановку сил: LX4, JB-465 / 5021 / AH-200, 250D, Z-3… Для сравнения: у экспертов были разногласия в деталях, но в общем они расставили системы по ранжиру одинаково. Даже разрыв между системами у всех получился примерно одинаковый.
Факт третий. Если эксперты оценивали участников по шестнадцати параметрам, то у представителей народа была в распоряжении лишь одна оценка.

А предпочтения-то у всех разные. Одному подавай бас пожирнее да погуще, другому хочется, чтоб гитарка душевно звучала или голос любимого поэта-песенника был повыразительнее. Неважно. Каждый предъявляет свои требования к системе.

Факт четвертый, чем-то похожий на третий. У людей разный опыт прослушивания акустических систем. И в плане количества систем, которые им доводилось слушать, и в плане качества. У непрофессиональных судей опыт, как правило, небогатый. Как следствие, у разных людей очень разные представления о том, что такое качественная передача тембров. Один всю жизнь слушал музыкальный центр, и если ему попадется система с косяками АЧХ, отличными от присущих его родному центру, он вряд ли сможет сказать по этому поводу что-то осмысленное. Также у каждого свое представление о том, что такое бас: одному надо, чтобы долбило мощно, другому хочется, чтоб низко, третьему артикуляцию подавай. Даже порог восприятия нелинейных искажений у всех разный. Помните статью Анатолия Вугмана о недорогих колоночках Creative? Если ничего не путаю, он их и на максимальной громкости мог слушать, хотя у меня уши вянут, когда на этих АС громкость выкручивают хотя бы на треть. А у меня требования совсем не высокие, поверьте. По крайней мере, они значительно ниже, чем у судей-экспертов.

Дай тем же людям набор критериев, по которым надо сравнивать качество звучания АС, и объясни конкретно, что каждый параметр представляет собой, все равно оценки будут заметно различаться. Вспомните, какой эксперимент мы поставили два года назад: тогда читатели ставили оценки системам по судейским протоколам. Разброс баллов был просто огромным. Сейчас ничего подобного нет: мне даже трудно представить, сколько систем наши эксперты переслушали за два года, прошедших с начала их обучения.

Кстати. Во многих изданиях оценка системы формируется так. Берутся четыре параметра, например дизайн, эргономика, комплектация и качество звучания, и по каждому из них система получает от одного до пяти баллов…

Эксод

Ну вот, собственно, и все. Дипломы участникам конкурса розданы, судьям-экспертам и членам жюри конкурса зрительских симпатий вручены призы, все потихоньку рассосались: кто переместился поближе к столу, кто двинулся домой. Адская установка Фомина так и не выстрелила. Насколько я понял, он хотел испытать ее на членах жюри, посеять в них зерна сомнения и пробудить в них желание разобраться, что к чему.

Зато после соревнований был пир. На весь мир. И я там был,

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?