13 лет назад 7 августа 2007 в 15:00 371

При виде сегодняшнего подопытного мне хочется задать единственный вопрос. Он весьма предсказуемый и простой-простой: любопытно, сколько еще протянет медленно умирающий интерфейс AGP, цепляясь за жизнь заточенными под него видеокартами?
Думаю, что ответа на сей вопрос от самих производителей мы не дождемся, так как, пока жива идея получения прибыли с каждого пользователя, желающего увеличить производительность своей старой системы, этот процесс не остановит никто, разве что технологические ограничения, которые просто не позволят выжать из AGP больше, чем возможно в принципе.
Авантюру, а именно так я назову попытку использовать сегодня мощные AGP-карточки в старых системах, необходимо разнести в пух и прах. Или же следует признать, что интерфейс PCIE был заделом на будущее, не более того.
Итак, нашу тестовую лабораторию посетила новинка – очередная высокопроизводительная видеокарта формата AGP. При виде крупногабаритной коробки, вызывающей навязчивые мысли о богатом внутреннем мире, то бишь, простите, комплектации карты, после изучения ее оформления и замысловатых надписей в моих глазах загорелась искра, угасшая с возрастом, после того как я, некогда заядлый геймер, остепенился. Это GeCube X1950 XT с очень интересной и, кстати, описанной на страницах UPgrade в декабре системой охлаждения, о которой мы поговорим немного позже.
Что же на самом деле сулит нам подопытный? Творение GeCube снабжено чипом R580, выпущенным ATI незадолго до выхода новомодного и, к слову, запоздавшего R600. Произведен он по 90-нанометровой технологии и несет в себе 16 пиксельных и 48 вершинных конвейеров. Чипы самсунговской памяти GDDR3 объемом 256 Мбайт посажены на 256-битную шину. Частота работы ядра – 620 МГц, частоты работы памяти – 700 (1400) МГц.
Внешне и с технической точки зрения видеоакселератор почти не отличается от того же самого X1950 Pro FZ Cool, вернее, различия видны только после оценки производительности карточки. Но прежде чем перейти непосредственно к тестированию, разрешите мне напомнить вам об особенностях системы охлаждения. Кулер включает в себя элемент Пельтье, четыре теплотрубки, два алюминиевых радиатора и два тихоходных вентилятора. В итоге отвод тепла получается очень эффективным, но дорогим – и не только из-за цены конструкции, так как и БП вам потребуется нешуточный (термоэлектрика ой как много кушает!). Особенности и принцип действия подобной системы охлаждения подробно описаны в #48 (293) от 4 декабря 2006 г., а точнее, в статье «Айс? Не айс!»: товарищ Мазур изучал карточку с такой же охлаждалкой. Но то была карта среднего уровня, эта же предназначена для стареньких систем. Короче, странный ход, очень странный.
Итак, довольно аналитики, давайте перейдем к более волнующей практике – к тестированию видеокарты. В качестве тестового стенда был выбран среднестатистический компьютер, несущий на борту материнскую плату с интерфейсом AGP. Процессор – Pentium 4 (3,0 ГГц), материнская плата – MSI на базе чипсета 865 PE, оперативная память – две планки по 512 Мбайт PC3200, работающие в двухканальном режиме, жесткий диск – на 120 Гбайт, БП – на 400 Вт, операционная система – Windows XP SP2. Для чистоты эксперимента испытания проводились на только что проинсталлированной ОС, то есть без дополнительного софта и ненужных драйверов.
Для проверки возможностей карты были использованы мощности славных игр F.E.A.R. и Doom 3, а синтетическим тестом мне послужил 3DMark 2005. Приступим. Doom 3 при максимальных настройках в разрешении 1280 х 1024 без AA и AF выдавал примерно 70 кдр/с. После включения четырехкратного антиалиасинга и восьмикратной анизотропной фильтрации показатель сей снизился до 59 кдр/с, но это, поверьте, совершенно не мешало мне наслаждаться игрой. Великий и ужасный F.E.A.R. при максимальных настройках в разрешении 1280 х 1024 без AA и AF летал со скоростью 55 кдр/с. При включении четырехкратного антиалиасинга и восьмикратной анизотропии рефреш упал до 40 кдр/с. Тоже приемлемый результат. А вот «синтетика» подвела: видеокарта набрала всего 3930 очков. Плачевный результат для графического акселератора такого уровня.
Для простейшего сравнения я вернул в стенд вынутую из него для проведения тестирования старую видеокарту Palit 6600 GT и прогнал вышеупомянутые тесты на ней. В итоге получилось следующее: 3DMark 2005 выдал 3514 очков, в Doom 3 при максимальных настройках в разрешении 1280 х 1024 (четырехкратный антиалиасинг, восьмикратная анизотропия) было в среднем 45 кдр/с, а в F.E.A.R. – 30 кдр/с. Итого, судя по сравнительному тестированию, мы получили прирост в размере двадцати процентов. А ведь видеокарта X1950 XT в два с лишним раза дороже. После такого результата невольно рождаются всякие крамольные мысли.
Скажите мне (только честно!), готовы ли вы выложить приличную сумму за видеокарту, которая даст лишь 20%-й прирост производительности по сравнению с вашей старой стодолларовой видяхой? Мне почему-то кажется, что нет. Внимательно посмотрев на результаты проведенных тестов, я пришел к выводу, что дальнейшее производство видеокарт под слот AGP лишено всякого смысла, так как ни один маркетолог не заставит человека раскошелиться на новую видеокарту только по той причине, что на ней шикарная система охлаждения. Нам нужны мощь, красота и скорость!
Если попробовать проанализировать полученный результат, то становится ясно, что мощная видеокарта требует достойного ее центрального процессора. Надо ли пояснять, что именно он оказался узким местом системы и не дал карточке выложиться на все сто? Вероятно, многие согласятся с тем, что если бы испытания проводились на материнской плате с AGP-слотом, поддерживающей Core 2 Duo, результаты тестирования были бы совсем другими. Однако подобный продукт мне кажется полнейшей нелепицей. Сменить мать, процессор и видеокарту и оставить интерфейс AGP – это ж верх чудачества. Денег-то уйдет не меньше, чем на PCIE-систему.
Что же мы получаем в сухом остатке? Цена – более двухсот долларов, производительность – на уровне акселераторов классом ниже, габариты – огромные, не позволяющие установить карту в компактные корпуса, система охлаждения – с очень высоким энергопотреблением. Вывод: незачет! Единственное преимущество видеокарты налицо в игре на больших разрешениях: с ними X1950 XT справляется неплохо. Мой вам совет: копите потихоньку деньги на новую платформу, а не выжимайте последние соки из старой, ведь AGP – это почти что антиквариат. Я не пытаюсь сказать, что описанный в статье продукт выпущен для обмана глупых богатых деток, так как если бы ситуация на рынке сложилась иначе, то карта представляла бы собой хорошее решение. Ведь она построена на базе дорогих элементов и не может стоить столько же, сколько 6600 GT. Если бы она увидела свет раньше, в тот момент, когда PCIE-карточки переживали становление, и если бы производители процессоров позаботились о поддержке новых чипов старыми материнскими платами, то польза от этой видюхи была бы несомненной.
P. S. Если после прочтения статьи вы намереваетесь приобрести это чудо техники, то я рекомендую вам разогнать по максимуму всю систему: память, шину, процессор. Тогда разница в производительности между 6600 GT и Х1950 ХТ ощутимо увеличится. UP

n Устройство:
 GeCube
GC-HX1950XTGA3-D3
n Тип: видеокарта
n Ядро: R580
n Количество пиксельных конвейеров: 16
n Количество вершинных конвейеров: 48
n Частота GPU: 620 МГц
n Объем видеопамяти: 256 Мбайт
n Ширина шины памяти: 256 бит
n Ширина внутренней кольцевой шины: 512 бит
n Частота видеопамяти: 700 (1400) МГц
n Тип памяти: GDDR3

цена: 250$

Автор: Роман Серов

Благодарность: устройство предоставлено компанией GeCube (www.gecube.com)

№ 322

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?