12 лет назад 9 августа 2012 в 0:42 1353

Компьютер изначально не должен был проигрывать музыку. Это, на секундочку, вычислительная машина. И то, что кто-то додумался использовать PC как медиаплеер, еще не делает комп универсальным проигрывателем. Давайте же научим бездушную машину звучать!

Если говорить начистоту, я вообще удивлен, что кто-то покупает компьютерные звуковые карты бюджетного уровня новыми, в магазине. Если, конечно же, дело не в фетише: достать новую, пахнущую техническим лаком штуковину из антистатического пакета. И я говорю не об экономии (хотя о ней помню), а, скорее, руководствуюсь принципом здравого смысла.

Многие вообще не понимают, зачем в компьютере нужно еще одно устройство, когда в материнскую плату впаян замечательный кодек, скажем Realtek ALC889. А параметры-то какие! Сигнал-шум ЦАП / АЦП – 108 дБ / 104 дБ, многоканальность – 7.1, аппаратная поддержка любой битности и разрешения звука, вплоть до 24 бит 192 кГц. Отличная вещь, но эти параметры чип обеспечит разве что в космическом пространстве, в реальном ПК картина будет хуже.

Качество звучания компьютера определяется не ценой аудиокарты и не ее техническими характеристиками, а параметрами ЦАП. Но факт: разработчик карты легко «испортит» самый лучший ЦАП.

Не вдаваясь в тонкости разводки питающей «земли», небогатым аудиофилам советую присмотреть специализированное устройство, а именно бюджетную звуковую карту с максимально качественным ЦАП (по вашим средствам), и приобрести ее с рук. Разделение девайсов на профессиональные и непрофессиональные условно: в первых, как правило, максимально качественные цифровые преобразователи, во вторых же бюджет нередко распыляется на всякие маркетинговые фишки, польза от которых не всегда видна. Вернусь еще к некоторым моделям, только нескоро. Побаиваетесь покупать б/у? А стоит ли бояться?

Давайте мысленно сопоставим несопоставимое: звуковую и видеоплату. С видео все понятно: требования к качеству картинки с годами все выше, тепловые режимы видюхи очень и очень жесткие, с годами, бывает, от температуры даже расслаивается текстолит и нарушается целостность паек чипов. А со звуковухой-то что может случиться? Ни нагрева, ни вибраций от вентилятора, а требования к качеству воспроизведения музыки что сейчас, что пять лет назад одни и те же.

А заветный частотный диапазон 20-20 000 Гц при коэффициенте гармонических искажений сильно ниже 0,1% взят в 1982 году (вышли первые компакт-диски), тогда же часть проблем звукозаписи плавно трансформировалась в две основные: способ качественного преобразования аналогового сигнала в цифру (АЦП) и превращение записанного цифрового потока в аналоговый сигнал (ЦАП). И если первое действие мы все, не звукорежиссеры, выполняем нечасто, то второе мы проделываем каждый день, нажимая на Play.

Что при этом происходит, если кнопочка нажата в программе-плеере, запущенной под Windows 7, а тот, кто активировал процесс, хочет послушать Сюиту #2 Баха? Сначала музыку надо декодировать, этим занимается софтверный плеер. На данном этапе могут появиться настолько сильные искажения, что улучшать дальше по тракту что-либо бессмысленно. Именно поэтому хороши модульные плееры (навскидку foobar2000 и Winamp), позволяющие плагинами настроить процесс декодирования и вывода цифрового потока, поменять используемые кодеки или включить какой-нибудь DSP-улучшайзер.

Здесь как с «Фотошопом» и со специями в кулинарии: главное – не перестараться. В принципе, после плеера уже можно передавать данные аудиодрайверу, фактически на вход ЦАП, но тут в процесс вмешивается агент-проныра, в нашем случае Windows 7. Она на правах начальника говорит примерно следующее: «Ты, плеер, занимайся своим делом, а я передам твои труды куда следует, расслабься». И запускает цифровой поток «по кабинетам», через так называемый интерфейс WASAPI (Windows Audio Session API), по умолчанию в режиме WASAPI Shared.

При этом все звуковые потоки (пока еще в цифре) смешиваются (да, их всегда несколько, вот асечка блямкнула – ссылку на YouTube прислали), выравниваются по частоте дискретизации и глубине квантования (ресэмплинг), проходят через микшер и только после многоступенчатой обработки оказываются там, где надо, то есть на входе ЦАП, причем приезжают они туда на хромой кобыле KST (Kernel Streaming Transport), которую порой проще пристрелить…

В Windows XP еще была замечательная штука Direct Sound, но теперь, в Vista и Seven, обойти всю эту бюрократию возможно только двумя способами: посредством программного проприетарного интерфейса ASIO (Audio Stream Input Output) и с помощью режима WASAPI Exclusive. Недостатки основного «кабинетного» пути понятны: это куча софтверных преобразований силами ЦП, который может быть занят чем-то архиважным. Вдобавок все эти преобразования совершенно «непрозрачны» для юзера, что и чем пересэмплируется, непонятно, а страдает прежде всего динамический диапазон: музыка становится зажатой, скучной, «пластмассовой».

Но есть и достоинство: можно быть полным «чайником», но, зайдя в «Панель управления» > «Звук» > «Воспроизведение» > «Свойства» > «Дополнительно» и выставив формат по умолчанию, допустим, 24 бит, 96 кГц, вы отправите в аудиочип именно такой поток, неважно, CD вы слушаете или смотрите DVD. Наверное, разработчики добивались конкретно этого эффекта. Опять же, утверждать, что «все компоненты Windows заведомо плохие», в корне неверно.

Если сравнивать «семерку» с предыдущими поколениями, улучшения есть, например, микшер в этой ОС работает лучше, чем в XP, ресэмплер тоже. А при прослушивании интернет-радиостанции, битрейт MP3-файлов которой 96 Кбит/с, практически все равно, через какие функциональные модули операционки поток будет пропущен. Кодирование уже убило звук, чистых высоких не осталось вовсе, как и низких тоже.

На этом моменте я пойду выпью чаю, а вы загляните в вашу фонотеку и расскажите, что там есть. А заодно назовите модель акустической системы, подключенной к гнезду аудиокарты. Если большинство записей – «попса отечественная, отборная», в MP3, а колонки – мультимедийная пара за 600 руб., дальше можете читать только ради академического интереса. Но если вы владелец множества CD- / DVD-дисков с музыкой, ваш винчестер и «Айпод» забиты FLAC- / ALAC- / APE-треками, акустическая система выбрана сознательно, за то, что «у нее середина очень легкая или тарелки звонкие», то вам лучше читать внимательнее. Ибо мы с вами одной крови, а лишние деньги всегда есть на что потратить.

Давайте для начала попробуем обойти средства звукопередачи любимой ОС. Как я говорил выше, выбираем между ASIO и WASAPI Exclusive. Первый вариант – он как мед: либо есть, либо его уже нет (смайл). Говоря по-другому, если звуковуха поддерживает ASIO, производители написали для нее толковый драйвер – вам повезло, поскольку это самый прямой путь, а все грабли с пути звука заботливо убрал изготовитель аудиокарты. Интегрированные кодеки AC97 и Intel HDA в список не входят, бюджетные карты тоже.

Между фактическим присутствием интерфейса ASIO и его четкой реализацией порой широкая пропасть (многие Audigy, Xonar), лучше почитать мнения владельцев конкретной модели карты, можно также поговорить с вменяемыми небогатыми музыкантами. А значит, в случае с ASIO мы утыкаемся в стоимость девайса (M-Audio Audiophile 2496 стоит 2000-2500 руб. неновая, ESI Juli@ – от 3000 руб., тоже б/у, можно не продолжать).

Конечно, я знаю про существование программной «затычки» ASIO4ALL. С этой софтиной в системе появляется «липовый» аудиодрайвер ASIO, который, однако, для транспортировки потока использует все те же «виндовые» транспортные средства, в частности все тот же KST. Если рассматривать ASIO4ALL как средство расширения возможностей компьютера, например для запуска программ-секвенсоров или организации импровизированной миди-студии, он как временная мера сгодится, но для чистого звука от него пользы никакой.

Значит, переходим ко второму способу, WASAPI Exclusive. Каких-либо требований к звуковухе не предъявляется, нужно только объяснить софтовому плееру, как и куда сгружать контент. Самое лучшее сочетание для музыки – foobar2000 с плагином WASAPI Output Support. Настраивается просто: в плеере нужно открыть Preferences, там отыскать вкладку Output, в ней выпадающее меню Device, из которого выбирается строка WASAPI: %soundcard_name%. В конце давим на ОК, и все, готово.

Приверженцам Winamp нужно будет скачать либо ASIO Output Plugin, либо OpenAL Output Plugin, в зависимости от имеющейся аудиокарты. Про OpenAL я не упомянул сознательно, рассказывая о способах «обмана» дефолтного WASAPI. Вообще, Open Audio Library – штука хорошая, но непонятная. Вроде технология распространяется открыто, по лицензии LGPL, но ее активно продвигает Creative. Интерфейс перспективный, трехмерный звук в играх поддерживает, WASAPI Shared умеет обходить, но в то же время последняя ревизия его, 2.0.7.0, вышла в 2009 году, а с момента создания учредители так и не сформировали четкие стандарты технических спецификаций. В общем, мутная тема.

Осталось подпортить радость от маленькой победы над Windows. Поскольку микшер мы сейчас фактически исключили из тракта, компьютер превращается в глухаря на току. Пока играет музыка, никакие звуки из интернета, в том числе асечки, никаким образом не пробьются в колонки или наушники: нужно будет каждый раз полностью выключать плеер, иначе даже в браузере придется смотреть «немое кино» из YouTube.

Воспроизведение звука бит в бит – это здорово, но некоторым пользователям все же покажется удобнее «виндовый» микшер: ну и пусть что динамический диапазон на 2-3 дБ хуже, зато переключений меньше. Особенно раздражает IP-телефония со Skype. «Телефон» надрывается, но, не глядя на экран, догадаться об этом невозможно. Конфуз и с MIDI-клавиатурой, иногда хочется «срисовать» мелодию, отправив ее в наушник, слушая свою игру в колонках. Фигушки, либо слушайте, либо терзайте клавиши (смайл).

Вот и все, казалось бы, цифру мы отправили в ЦАП, минуя всякие обработки, а значит, счастье вселенское уже наступило? Нет! Эффект улучшения качества звучания вы сейчас если и услышите, то наверняка он будет психологический. То есть на уровне ощущений. Большего «прихода» можно добиться модернизацией даже самой бюджетной звуковухи по методу профессора Паяльникова-Напильникова (смайл).

Мне категорически не хватило места, и через неделю-две я поведу вас дальше по тракту, расскажу про аппаратный и софтверный ресэмплинг, приемы пайки звуковых карт, затрону тематику акустических систем. Только прошу вас, не воспринимайте данный материал как попытку открыть что-то новое в этом мире: я просто делюсь опытом и надеюсь, что кто-то его применит в своей домашней системе, а еще лучше – поделится знаниями с ближним. Отсюда и название рубрики – «Особое мнение», а не «Ликбез» или «Практикум». Готовьте паяльники и карточки (смайл). UP

Продолжение следует…

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?