13 лет назад 3 декабря 2007 в 15:00 254

В течение последних нескольких месяцев правообладатели всего мира одержали несколько серьезных юридических побед над распространителями нелицензионного музыкального контента, вернее над владельцами технических средств его распространения.

Закрыли несколько наиболее мощных серверов eDonkey (многие мои знакомые жалуются, что скорость скачивания заметно упала и теперь самые быстрые серваки расположены аж в Канаде), одновременно была заметно осложнена деятельность нескольких других популярных пиринговых сетей, специализирующихся преимущественно на обмене музыкальным контентом. Правда, не уверен, что правообладателям от этого большая радость была, так как вскоре пришла печальная новость из стана артистов, благодаря которым прибыли звукозаписывающих лейблов и прирастают.
В данном конкретном случае возмутителем спокойствия выступила известная группа Radiohead. Этот популярный в широких слоях населения коллектив неожиданно решил отказаться от традиционных способов продажи своего нового альбома – расторг контракт со звукозаписывающей компанией EMI (которая, разумеется, сильно огорчилась) и довольно прямолинейно выложил альбом на своем сайте в открытом доступе. В этом не было бы ничего интересного, если бы не одно «но»: цену на скачиваемые файлы пользователь может установить сам, причем ему никто не мешает поставить «ноль» и, таким образом, получить новинку совершенно бесплатно. Кстати, компания EMI настолько всем этим озадачилась, что решилась на откровенную подлянку по отношению к известной группе: одновременно с релизом последнего альбома перевыпустила весь архив творчества Radiohead, видимо надеясь тем самым подорвать продажи диска и насолить своим бывшим подопечным.
Получилось это у нее или нет, неизвестно, однако затея Radiohead в целом сработала. Оказалось, что, несмотря на привычку среднестатистического пользователя Сети к халяве (сразу после выхода альбом в течение суток появился во всех крупных пиринговых сетях и был скачан несколько десятков тысяч раз), еще в изобилии встречаются люди, готовые заплатить музыкантам деньги даже при наличии возможности этого не делать. Средняя сумма, которую получила группа от каждого поклонника, составила порядка восьми долларов для Америки и около четырех – для всех остальных стран.
Примеру Radiohead последовал американский рэпер Сол Уильямс, который на своем сайте честно написал, что, дескать, если вам действительно все равно, то можете мне денег не платить, а если не все равно, то дайте хотя бы пять долларов, и будет мне счастье. Судя по всему, пользователи постеснялись оставлять именитого дядечку совсем уж без гонорара, и экспериментом он тоже остался доволен.
Что в сложившихся обстоятельствах делать звукозаписывающей индустрии дальше, я, если честно, ума не приложу. Количество аргументов в пользу самого факта ее существования с каждым днем становится все меньше. Артисты интенсивнее задумываются, а зачем она такая красивая вообще нужна, если деньги вполне можно зарабатывать на гастролях и за счет продаж различного рода рекламных материалов, при этом предоставляя поклонникам возможность скачивать музыку бесплатно (если юзерам своих кровных жалко) или за небольшую сумму (если жалко, но не очень). Тем более что все артисты наверняка хоть раз, но бывали в пиринговых сетях и, скорее всего, отчетливо себе представляют масштабы беды и уровень привыкания граждан к совершенно бесплатной музыке.
Другой вопрос, что вплоть до настоящего времени звукозаписывающая индустрия была нужна для раскручивания новых артистов. Идиллическая схема, согласно которой интернет – вся из себя такая демократическая среда, где молодому гениальному исполнителю достаточно выложить для свободного скачивания свой новый альбом – и он немедленно получит общественное признание и, как следствие, много денег, работает все-таки не очень. Молодых музыкантов в Сети действительно огромное количество, а вот гениальных среди них, что совершенно неудивительно, единицы. Поэтому большая часть на самом деле стоящих композиций безнадежно погребена под слоями дикой ерунды.
Уже раскрученные исполнители, у которых есть преданные фанаты, в наши дни, скорее всего, смогут обойтись без услуг медиагигантов и при этом будут существовать вполне пристойно. А вот нераскрученные коллективы так не проживут, независимо от того, насколько их творчество прекрасно. Ибо раньше индустрия звукозаписи худо-бедно, но играла роль фильтра, который не давал всплывать на поверхность вещам откровенно непрофессиональным. Сейчас каждый сам себе музыкант и существует в интернете на равных условиях с другими исполнителями, поэтому заставить почтеннейшую публику обратить на себя внимание чем-либо, кроме откровенного эпатажа, сложно. А эпатаж и искусство, знаете ли, все-таки совершенно разные вещи.
В общем, теперь в интересах звукозаписывающей индустрии придумать, как в современных условиях вывести на рентабельность новых исполнителей, поскольку музыкальным классикам и просто раскрученным исполнителям вся эта здоровенная машина для продаж песен и мелодий скоро будет вообще не нужна.
Им вполне хватит интернета. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?