Без рубрики

О грызунах

Петр Демидов

Представить себе компьютер или ноутбук вообще без мыши сегодня сложно. Даже владельцы планшетов с сенсорными экранами порой подключают к своему девайсу «грызуна», поскольку многочасовое трение экрана пальцем – далеко не всегда самое крутое занятие на свете.

Изобретенный в далеком 1963 году (в Стэнфордском исследовательском институте неким Дугласом Энгельбартом (Douglas Engelbart)) первый прототип датчика перемещения мыши представлял собой два колеса, скрепленных между собой перпендикулярно. При перемещении девайса колеса крутились каждое в своем направлении, тем самым задавая траекторию перемещения экранного указателя в линейных координатах (X-Y). После того как данное изобретение было запатентовано, в 1970 году появился первый компьютер, укомплектованный подобным девайсом. Несколько позднее, в 1974 году, был создан первый графический пользовательский интерфейс, для управления которым манипулятор типа «мышь» подходил как нельзя лучше, однако снискать популярность у пользователей домашних ПК последний смог только после свержения ее величества «командной строки» и дальнейшего распространения операционок Windows и OS/2.

Недостатки «колесной» конструкции (так называемого «прямого привода») заставили разработчиков перейти на шаровой привод, где движение “стрелочки” определяет гуммированный стальной шарик, выступающий из корпуса мыши. Его вес и резиновое покрытие подгонялись таким образом, чтобы сцепление с рабочей поверхностью было как можно более надежным. С другой стороны шарик прижимался к продолговатым валикам и при вращении сообщал им информацию о перемещении мыши по каждому из двух направлений – X и Y. Валики же, в свою очередь, передавали полученную информацию на датчики, преобразовавшие ее в электрические сигналы. Датчики получали информацию о местонахождении курсора благодаря светодиоду, двум инфракрасным фотодиодам (оптопаре), а также диску с лучевидными прорезями, по мере вращения перекрывавшими световой поток. Инфракрасный луч, проходя через прорези, принимался фотодиодами, передававшими электрический импульс в компьютер. Эта нехитрая система получила название оптико-механической, она пришла на смену быстроизнашивающимся контактным датчикам.

Недостаток у «шаровых» мышей был только один – шарик и валики быстро загрязнялись, что приводило к заеданию и / или проскокам экранного указателя. Несмотря на это, девайсы данного типа очень долго были в ходу у юзеров, весьма успешно вытеснив своих собратьев с альтернативными схемами датчиков. Более того, став самым распространенным компьютерным манипулятором, оптико-механическая мышь попала в разряд “расходных материалов” – многие юзеры перестали вычищать скопившуюся на ее валиках грязь, заменяя “грызуна” на новый, и легко мирились с поломкой порой не слишком качественных кнопок.

Действительно трудно было найти более демократичный девайс: отработанность и простота конструкции сделали мышь доступной для каждого. Казалось бы, каких чудес еще от нее ожидать? Однако, как говорят, нет предела совершенству – подтверждением данной прописной истины стал тот факт, что все современные манипуляторы оснащены оптическими сенсорами Для считывания информации о положении экранного указателя в оптических мышках используется система из источника света и фотоэлемента, позволяющая более точно фиксировать все перемещения, чем ее механические предшественницы.

Самая первая мышь на основе оптического сенсора размещалась на специальном координатном коврике, размеченном подобно школьной тетрадке «в клетку». Встроенный в нее датчик улавливал отраженный от коврика свет и на основе полученных данных определял местоположение указателя. Несмотря на высокую точность позиционирования, такая система была чувствительна к износу и загрязнению коврика, поэтому и была потеснена новой, более неприхотливой конструкцией. Кстати, девайсы на ее основе мы используем и по сей день.

Суть оптической системы (разработанной еще в 1999 году компанией Agilent Technologies) заключается в замене фотоэлемента на фотоматрицу, совершенно не привязанную к коврику. Здесь сразу же напрашивается аналогия с камерой, поскольку принципы работы оказываются довольно схожими: матрица с помощью лампы подсветки передает сигнал о перемещении мыши на микропроцессор, а тот его обрабатывает.

Подробнее расписывать преимущества оптических мышек над механическими, я думаю, нет смысла, тем более что основные я уже упомянул, оптическая мышь в любом случае куда корректнее позиционирует указатель, чем сверхнавороченная механическая модель. Собственно, поэтому уже лет десять таких и не видать.

А вот игровые мыши изначально несколько отличались от собратьев по весу, размерам, количеству кнопок на «тепе» и прочим мелким радостям. Считается, что мышка, позиционируемая как игровая, должна быть утяжеленной (наверное, для того, чтобы в порыве эмоций геймер не снес близстоящие предметы со стола), иметь немаленькие размеры (девушки, вы уж простите, но вас мода в этом разрезе как-то обошла стороной) и для пущего понта располагать расширенными органами управления наподобие боковых кмолок-качелей или трекбола вместо колесика-прокрутки – словом. всем своим естеством помогать «людям играющим» добиваться новых успехов на виртуальном поприще.

Осмелюсь указать на несколько моментов, на которые большинство из нас при покупке нового девайса не обращают внимания. При выборе мыши обратите внимание на разрешающую способность ее сенсора. Далее имеет смысл оценить, какова частота опроса порта у понравившегося вам девайса. Такие характеристики, как цвет, форма. степень шершавости поверхности, количество кнопок, а также иные прибамбасы каждый выбирает для себя индивидуально. Лично я, хоть я и не заядлый геймер, люблю утяжеленные модели с широкими клавишами, выполненные из приятного на ощупь пластика, – всяко лучше, чем маленькие задохленькие мышки с громко клацающими кнопками, которым знойные креативщики часто придают непонятные анатомические формы. Кому-то нравятся исключительно миниатюрные ноутбучные «мышата», а кому-то полностью симметричные «правильные» модели – на мой взгляд, по-настоящему удобство мыши можно оценить, только поработав с ней часов шесть-восемь без перерыва. Если рука не отсохнет, покупка, несомненно, удалась (смайл).

 

Как работает оптический сенсор?

Оптический датчик обычно состоит из трех основных элементов: светодиода, освещающего участок рабочей поверхности под мышью, фотоэлемента, по конструкции представляющего собой простейшую матрицу (похожую на ту. что используется в цифровых фотиках) и сигнального микропроцессора (DSP), распознающего «отснятые» образы. При перемещении мыши фотоэлемент при помощи светодиода сканирует рабочую площадку под ней со скоростью около полутора тысяч раз в секунду. При этом чип 0SP распознает траекторию и быстроту перемещения манипулятора, а далее обрабатывает и передает полученные сигналы на компьютер.

Такая конструкция датчика позволяет оптическим мышкам работать почти на любых поверхностях, за исключением зеркальных, полированных и имеющих ярко выраженную неоднородную фактуру.

Примечательно также, что некоторые экземпляры оптических «грызунов» очень неравнодушны к рисункам на рабочей поверхности, из-за чего сигнальный процессор часто ошибается в своих подсчетах и глазам удивленного юзера предстает «пьяный» экранный указатель, плохо подчиняющийся проделываемым манипуляциям. Но сейчас это уже редкость – зато найти мышку с 19-ю кнопками – вообще не проблема.

 

 

 

 

 

 

  • 151
  • 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *