9 лет назад 19 августа 2009 в 16:45 62

Сейчас же все изменилось: практически любые видеокарты дороже $100 научились работать в SLI- и CrossFire-связках, а любая материнская плата из ценового сегмента «чуть выше среднего» теперь оснащается двумя-тремя слотами PCI Express, да и выбор SLI- или CrossFire-плат более чем широк. Эффективность же связки из пары видюх сегодня уже зачастую достигает 70-80%, а в некоторых (весьма редких) случаях оказывается даже выше 100%. Одним словом, пришло время устроить масштабное испытание различных двухчиповых связок с целью установить не самые мощные из них, но самые привлекательные по соотношению «цена-производительность».

Проводить тесты мы будем предельно просто: почти во всех приложениях будет использоваться разрешение 1920 х 1200 точек, которое, с одной стороны, не является чем-то экзотическим вроде 2560 х 1600, а с другой – не будет ограничивать даже лучшие связки видеокарт и позволит продемонстрировать им весь свой потенциал. Исключением станет только Call of Duty: World at War: в этой игре такое разрешение оказывается слишком легкой задачей для всех испытуемых, из-за чего цифры получаются неинтересными и немного неадекватными. Так что тут мы для разнообразия все же предпочли 2560 х 1600 – тем более что результаты карт в этом разрешении оказались крайне любопытными.

Теперь необходимо сказать пару слов о тестовом стенде: мы собрали мощную машину, которая должна позволить видюхам максимально раскрыть свой потенциал. Мы решили остановиться на платформе Core i7 по двум очевидным причинам: во-первых, ничего мощнее на десктопном рынке пока не существует, во-вторых, это единственная платформа, поддерживающая и CrossFire, и SLI – таким образом, погрешностей, вызванных различиями в тестовых системах, удалось избежать.
Ввиду того, что мы тестировали многие игры в режиме DirectX 10 и не хотели ограничивать объем доступной системе оперативной памяти, в качестве операционной системы мы выбрали Windows Vista Ultimate 64-bit SP1. Подробное описание тестового стенда вы найдете во врезке.

Тестовый стенд: основа основ
Все знают, что при проведении какого-либо масштабного испытания железа правильный стенд – залог адекватного тестирования и его объективных результатов. Нами была выбрана конфигурация на базе процессора Core i7 Extreme 965, функционирующего на стандартной частоте в 3,2 ГГц. Разгонять мы его не стали вот почему: во-первых, для «младших» участников теста мощности этого проца и так хватало с лихвой, а во-вторых, – и это уже касается «старших» – нам хотелось получить результаты работы реального топового компьютера, купленного небедным, но, тем не менее, более-менее простым юзером, который сам ничего разгонять не станет. Иными словами, мы планировали узнать именно то, как функционируют референсные варианты карт с референсным же вариантом платформы Core i7. Это позволило избавиться от влияния специфических особенностей конкретных железок на результаты теста.

Материнская плата – Intel DX58SO, и снова референс в чистом виде, еще и произведенный самой Intel. Оперативная память: Corsair DDR3-1066 (ровно то, что нам советует производитель чипсета и процессора. – Прим. автора), 6 Гбайт в трех планках, работает в трехканальном режиме с таймингами 7-7-7-20.
«Тормознутый» жесткий диск нам был совершенно ни к чему, а потому мы взяли пусть и скромный по объемам, но очень быстрый SSD-накопитель Intel X25-M емкостью 80 Гбайт. БП также выбирался по принципу «чем мощнее, тем и лучше», и потому мы использовали Ice Hammer IH-1600W Ultra – прекрасный блок фантастической мощности.

О выборе операционной системы сказано в основной статье – добавить тут особенно нечего, а вот о задействованных драйверах промолчали (смайл). Тут принцип отбора был максимально прост: чем надежнее – тем лучше. Потому мы остановились на проверенных временем (но ни в коем случае не старых) Catalyst 8.12 и ForceWare 181.22. Благодаря такому подходу влияние багов более новых драйверов на результаты теста было минимизировано – ведь со временем глюки исправят, а новый тест по этому поводу устраивать мы уже не будем (смайл). В общем, надеюсь, я смог вас убедить в том, что тестовый стенд, подобранный нами, абсолютно адекватен поставленным задачам.

Так как изначально основным параметром, по которому мы собирались отбирать видюхи, было соотношение «цена-производительность», то ему мы хотим уделить особое внимание. Именно поэтому помимо таблицы общей производительности в нашей статье присутствуют еще две: таблица прироста производительности SLI- или CroossFire-связки по сравнению с одиночной картой того же типа и таблица соотношения продемонстрированного в том или ином приложении fps и стоимости карты из расчета «fps на тысячу рублей». Естественно, все цены для расчетов взяты не из пресс-релизов производителей карт, а из вполне реальных прайс-листов московской розницы. Впрочем, читателям из регионов стоит учесть, что в их палестинах цены могут несколько отличаться.

В тесте использовалось девять видеокарт: NVIDIA GeForce GTX295, GeForce GTX285, GeForce GTX280, GeForce GTX260 (Core 216), GeForce 9800 GTX+, ATI Radeon HD4870 X2, Radeon HD4850 X2, Radeon HD4870 и Radeon HD4850. Все однопроцессорные карты тестировались как в одиночном режиме, так и в связках по две штуки. Двухпроцессорные (GTX295, Radeon HD4870 X2 и Radeon HD4850 X2) в связки не объединялись. Заметим также, что все эти карты были аналогичны референсным вариантам – именно поэтому мы не приводим название производителя каждой. Ну а теперь для лучшего понимания результатов ознакомьтесь с ценами на карты и их связки в соответствующей таблице – и поехали!

Начнем, пожалуй, по алфавиту, то есть с Age of Conan. Тестировать видюхи здесь и далее будем в режиме DirectX 10. Это чтобы им жизнь медом не казалась (смайл).
Внимательно изучив все три таблицы, обнаруживаем следующее: во-первых, игра явно благоволит картам от AMD. Так, при расчете соотношения «цена-fps» обнаруживается, что по этому показателю карты от NVIDIA располагаются в нижней части таблицы, а единственной карточкой, сумевшей поколебать незыблемое лидерство «красных», становится GeForce 9800GTX+, которая за счет своей скромной цены и приемлемой производительности оказывается более выгодной покупкой, чем, например, Radeon HD4870, но до своей конкурентки 4850 все же не дотягивает.

Далеко не все чипсеты поддерживают режимы SLI и CrossFire. Поэтому, прежде чем купить себе тандем из пары видеокарт, убедитесь, что ваша мать способна использовать их в паре
Далеко не все чипсеты поддерживают режимы SLI и CrossFire. Поэтому, прежде чем купить себе тандем из пары видеокарт, убедитесь, что ваша мать способна использовать их в паре

Та же ситуация складывается и при изучении степени эффективности различных SLI- / CrossFire-связок: обе участвующие в этом зачете карточки от AMD обходят по данному показателю всех своих соперниц, причем особенно приятно то, что у Radeon HD4850 эффективность объединения невероятно близка к ста процентам.
Также хотелось бы обратить ваше внимание вот на какой факт: связка из 4850 и одна 4850 Х2, разница в цене между которыми составляет около тысячи рублей (в пользу связки из двух карт), демонстрируют практически одинаковую производительность. А значит, судя по тесту в Age of Conan, такая CrossFire-связка может оказаться выгоднее одиночной карты (что, кстати, и подтверждает наша таблица «Соотношение «цена-производительность»).

Немного о грустном: заметим, что и GeForce GTX295, и связка из двух GeForce GTX285 показывают низкие результаты в пересчете на каждую тысячу рублей: в два с половиной раза хуже, чем у лидеров этого рейтинга. Я уже слышу возгласы фанатов NVIDIA: мол, это ограничения системы, и дело тут в процессоре, а не в видеокарте. Не соглашусь: заметим, что и одиночная Radeon HD4870 X2, и связка двух Radeon HD4870 демонстрируют более высокие абсолютные результаты, а значит, виноват в низких показателях флагманов «зеленых» не проц.

Не забудьте про питание! Мощности и «хвостов» может спокойно не хватить
Не забудьте про питание! Мощности и «хвостов» может спокойно не хватить

Пойдем, пожалуй, дальше, и на пути у нас оказывается буква C, а вместе с ней – бесподобная Call of Duty: World at War. Тут картина получается следующая. Если сравнивать производительность видюх, то кажется, что все перевернулось с ног на голову: от лидерства AMD не осталось и следа, тогда как топовые карточки NVIDIA смогли продемонстрировать сногсшибательные результаты, вплотную подбираясь к гроссмейстерскому значению в 100 (!) fps. Лучшая же карта «красных» демонстрирует «всего» 60 кдр/с, тогда как аутсайдер (в данном случае это Radeon HD4850) и вовсе балансирует на грани играбельности с посредственным результатом в 24 fps – прямо как в кино (смайл).

цена-производительность

Если же взглянуть на таблицу, в которой сравнивается соотношение «цена-производительность» для каждой из подопытных карт, то становится ясно, что все не так однозначно. Несмотря на то что и в этом «зачете» от тотального преимущества AMD не осталось и следа, карты «красных» смотрятся достойно на фоне своих конкурентов из соответствующих сегментов (хоть и немного им проигрывают), а вот лучшие из лучших – топовые продукты от NVIDIA и их связки – по-прежнему демонстрируют крайне неважные результаты, несмотря на суперпроизводительность: слишком уж высока цена.

Идем дальше: несмотря на свои не слишком хорошие результаты, карты от AMD показывают просто замечательную эффективность в CrossFire-связках, которая у обеих тестируемых карт оказывается выше 90%. Великолепно. Что касается результатов продуктов NVIDIA, то тут все тоже неплохо: диапазон в 70-85% прироста можно признать более чем достойным, и все же ни одна связка карточек «зеленых» не смогла показать такие же феноменальные цифры, как «дуэты» их основного конкурента.
Результаты испытуемых в FarCry 2 (самая «тяжелая» игра в обзоре) и в Fallout 3 оказались уж очень любопытными.

Все остальные игры ничего интересного нам о видюхах не рассказали, отдавая предпочтение (по сравнению с усредненными показателями) то одной, то другой фирме-производителю. Так что результаты в Race Driver GRID и Left 4 Dead мы, пожалуй, опустим – а то скучно станет (смайл). Что? Вы, кажется, сказали «синтетические тесты»? А зачем? Вы в них играть будете? Вряд ли. А вот программисты, пишущие драйверы для SLI- и CrossFire-связок, играть с ними обожают, и потому именно для таких тестов эти самые драйверы, как правило, лучше всего и адаптированы. А значит, чтобы не попасться на удочку умных девелоперов и хитрых маркетологов, мы эти тесты рассматривать не будем.

Но что-то мы отвлеклись. Продолжаем: на очереди FarCry 2. В ней результаты тестов оказались похожи одновременно и на показатели в Age of Conan, и на значения видюх в CoD: с одной стороны, править бал продолжают топовые SLI-связки от NVIDIA, с другой – с ними вполне достойно конкурирует гораздо более дешевая одиночная Radeon HD4870 X2, а по соотношению «цена-производительность» карты от AMD вновь оказываются выгоднее своих конкуренток из стана «зеленых». Дорогущие пары GTX280 и GTX285 с нижних строчек «хит-парада» неожиданно смогла «сместить» SLI-система на базе 9800GTX+.

Если сравнивать эффективность представленных SLI-систем, то видно, что карты обоих производителей показали достойные результаты, хотя на этот раз небольшое преимущество все же на стороне NVIDIA. При этом стоит отметить некоторый провал GeForce 9800GTX+: -67% – это все же не слишком хорошо по нынешним меркам.
В Fallout 3 результаты на первый взгляд все те же. Удивляет, правда, некоторый отрыв пары GeForce GTX280 от практически аналогичной SLI-связки GeForce GTX285, плюс в глаза бросается очередная победа Radeon HD4870 X2 над более дорогой GeForce GTX295. Нельзя также не отметить более чем скромные результаты «одноголовых» «радеонов», а также их связок. Особенно разочаровывает Radeon HD4850, которая, с одной стороны, выступила неважно в «одиночном» зачете, а с другой – провалилась в тесте CrossFire-систем, где прирост производительности после подключения второй карточки оказался равным всего 11%.

Впрочем, похожие показатели (но все же немного лучше) продемонстрировали все испытуемые: у 4 из 6 связок двух карт эффективность объединения не дотянула и до 50%, причем в этот список вошли обе рассматриваемые системы от AMD. В то же время прекрасный результат связки двух GeForce GTX260 достоин похвалы – более 70% эффективности там, где у других пар видюх возникли серьезные проблемы. Отметим, что в рейтинге «цена-производительность» на этот раз пары Radeon HD4850 и Radeon HD4870 заняли «почетные» места в самом низу списка, наравне с его постоянными обитателями: двумя SLI-связками от NVIDIA ценой почти в килобакс каждая (это при нынешнем-то курсе! – Прим. автора). Лидером же зачета оказалась Radeon HD4870 X2, которая, в отличие от пары карточек, затруднений с распараллеливанием потоков данных в этой игре не испытывает.

Из-за того что современные видеокарты зачастую используют двухэтажное охлаждение, может так случиться, что пара акселераторов перекроют все оставшиеся интерфейсные слоты
Из-за того что современные видеокарты зачастую используют двухэтажное охлаждение, может так случиться, что пара акселераторов перекроют все оставшиеся интерфейсные слоты

Что ж, пришло время подводить итоги нашего теста. Начнем мы, пожалуй, издалека, постепенно подбираясь к главному вопросу статьи: стоит ли сейчас устраивать в своем компьютере многопроцессорною видеоподсистему, и если да, то на основе каких карточек. Итак, замечание первое: в тех ситуациях, когда пара видеокарточек не справляется с эффективным распределением нагрузки, одна двухчиповая карта работает вполне стабильно – в основном это относится к «двухголовым» картам от компании AMD.  Во-вторых, еще раз обратим внимание на то, что в целом CrossFire-системы оказываются эффективнее основанных на SLI связок. В то же время должен отметить, что субъективно технология от NVIDIA кажется менее глючной, гораздо реже расстраивая юзера лагами или подергиваниями картинки. Впрочем, качество «склеивания» изображения у AMD тоже на высоте, и если SLI можно назвать «суперстабильным», то CrossFire с чистой душой можно присудить звание просто стабильного (смайл).

Третий вывод нашего обзора тривиален: почти все игры по-прежнему лояльны к тому или иному бренду. Но здесь есть маленький нюанс: взгляните на эффективность объединения двух карт в FarCry 2. Что мы видим? Правильно, полное доминирование NVIDIA. Отметим, что сама игра при этом имеет звание «любительницы AMD». И это говорит нам вот о чем: в случае, когда игрушка явно не оптимизирована под процессоры определенного производителя, программисты этой компании могут попытаться компенсировать это грамотной адаптацией SLI (ну или CrossFire) к данной игре. Похоже, именно это на уровне драйверов и сделали девелоперы из NVIDIA, заметно сгладив разницу в производительности продуктов двух фирм.

Вот, пожалуй, и все «второстепенные» выводы. Пришло время переходить к главному. Итак, титул самой оптимальной связки видеокарт присуждается паре Radeon HD4850. Если не считать провала в Fallout 3 (хотя последующие драйверы ситуацию наверняка выправят), в остальном связка показала себя более чем достойно, обойдя и одиночную Radeon HD4850 X2 (пусть даже и лишенную проблем в Fallout), и связку из двух GeForce 9800GTX+. В чуть более высоком ценовом сегменте ноздря в ноздрю идут пара Radeon HD4870 и одиночные GeForce 280 / 285. И тут, пожалуй, перевес на стороне одиночных карточек: полное отсутствие проблем, присущих «двухголовым» связкам, с лихвой компенсирует небольшое преимущество пары карт в некоторых приложениях. Еще чуть дороже – Radeon HD4870 X2 и пара GeForce GTX260 Core 216. Тут выбор полностью зависит от списка любимых игр или расположенности к тому или иному бренду: ровно в половине тестов небольшое преимущество у SLI-системы, а в другой половине – у «радеона».

Ну а в премиум-сегменте ассортимент невелик: тут стоит только определиться между SLI-связками GeForce GTX280 и GeForce GTX285. Преимущество в большинстве тестов на стороне второй системы, да и более низкое энергопотребление говорит в ее пользу. Одним словом, лучше уж добавить тысячу рублей (покупателя пары этих карт такая перспектива вряд ли смутит) и приобрести более свежие карточки. В то же время хочу отдельно отметить крайнюю неэффективность (в расчете на тысячу рублей) таких карт, из-за которой посоветовать их я могу только тем, кому уж совсем некуда девать деньги.

То есть в наше кризисное время очень и очень немногим. Ну а более глобальный вывод будет таким: нельзя до сих пор сказать, лучше ли SLI- / CrossFire-системы одиночных карточек или хуже. В каждом ценовом сегменте ситуация своеобразна, и определиться можно, лишь проведя скрупулезный тест всех предлагающихся за ту или иную сумму систем именно в тех играх и приложениях, которые интересны лично вам. Ведь по-прежнему сохраняются связанные с драйверами проблемы «двухголовых» систем в отдельных приложениях. Но одно ясно точно: быть прерогативой увлеченных энтузиастов и оверклокеров такие связки перестали, и сейчас пара Radeon HD4850 (например) станет отличным выбором для любого, кто хочет собрать мощный ПК.

P. S. Впрочем, покупать одиночную карту помощнее или пару более слабых адаптеров – дело исключительно хозяина компьютера, ведь разница в цене между комплектами со схожей производительностью сейчас практически нулевая независимо от того, сколько адаптеров в них входит. И тут уже стоит говорить скорее о личных предпочтениях каждого, чем о рациональном подходе. Так что выбирайте то, что вам лично больше по душе.

Две головы хорошо, а три лучше?
Н аверное было бы неверным провести наш тест, ни разу не упомянув про трехкарточные конфигурации, ведь если есть возможность объединить три видеокарты в единый кластер – надо ее обязательно использовать и доложить вам о результатах. Таков уж наш журналистский долг (смайл). А потому сообщаю: мы протестировали связки из трех видеокарт, причем в трехкарточных конфигурациях использовались все те же карты, что и в двухкарточных. Кроме того, для того чтобы уж точно не сомневаться в своем вердикте, мы провели серьезную аналитическую работу, изучив тесты наших коллег со всего мира. Их выводы оказались аналогичны нашим: нет необходимости обычному юзеру использовать связки из трех видеокарт. В огромном числе приложений третья карта не дает вообще никакого прироста по сравнению с обычной CrossFire- / SLI-конфигурацией, в других же реальный прирост можно получить только при подключении 30-дюймового монитора с запредельным разрешением (2560 x 1600).

Если же такого моника у вас в запасе нет, то и беспокоиться вам не о чем – третья карта вам ни к чему, заявляю с полной ответственностью. Посудите сами: прирост в производительности по сравнению с двумя видеокартами для большинства карт в большинстве тестов оказался менее 10%, а в ряде случаев он даже был отрицательным. В целом же сохранилась ситуация, характерная для связок из двух карт: самым выгодным приобретением является трио Radeon HD 4850 (до 30% прироста производительности при работе с разрешением 2560 х 1600), а самыми невыгодными – связки NVIDIA GeForce GTX280 и GeForce GTX285: даже не блещущие эффективностью на тысячу рублей потраченных средств пары таких карт кажутся сверхудачной покупкой по сравнению со стоящими более тысячи баксов наборами из трех сверхмощных девайсов, ведь третья карта прибавляет лишь 8-10% мощности. Более того, связка из трех карт оказывается всего лишь на 50% мощнее одиночной карточки! В общем, даже если у вас есть возможность не напрягаясь купить три сверхдорогие видюхи, не делйте этого. Наличие денег вовсе не означает того, что их следует безоглядно бросать на ветер, не так ли?

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?