13 лет назад 2 ноября 2006 в 12:12 118

Над людьми довлеют стереотипы. Люди в своем большинстве не склонны использовать те аналитические способности, которыми многих из них довольно щедро одарила природа, им гораздо проще и приятнее мыслить стереотипами и штампами, отточенными и подготовленными для них специалистами.
В принципе, это совершенно логично и во многом разумно: стереотип по сути своей представляет собой уже готовую схему решения той или иной проблемы, выработанную преимущественно путем проб и ошибок. Безусловно, решение это неидеальное (просто в силу своей универсальности – оно, в принципе, подходит не только вам, но и еще огромному количеству народа), но это все же решение, то есть можно не напрягаться, придумывая свой выход из ситуации. Тем более что в условия игры не входят гарантии того, что план действий, изобретенный самостоятельно, окажется правильным.

К примеру, происходит что-то на рынке высоких технологий, и в Сети немедленно начинает распространяться информация об этом, причем оценка этой информации, как правило, задается исключительно первоисточником. Если изначально сказали, что мы все погибнем, то дальше в этой тональности информацию и распространяют. В редких случаях граждане задумываются на счет того, насколько объективна и адекватна та точка зрения, которая стала, благодаря разнообразным новостным ресурсам, очень распространенной и потому вызывает доверие, – как же, ведь про это написали все!

Новость недели: компания Microsoft оповестила всех желающих, что собирается немного увеличить свое влияние на рынок интернет-рекламы путем встраивания в свой браузер Internet Explorer средства для обрезания всплывающих окон, на которые сейчас на фоне неблестящей ситуации с баннерной рекламой возлагаются серьезные надежды сетевой рекламной индустрии. Естественно, сразу же в интернете началась большая паника в узких кругах и появились сообщения недоброй тональности, в которой компания, которую поминают всуе все, кому не лень, называется “разрушителем сетевого сообщества” и “врагом честного бизнеса” (не шучу, это практически цитаты).

Опять пошли разговоры по поводу полной монополизации рынка ПО одной компанией и про захватнические планы Билла Гейтса. Даже коллега Голубев не поленился по этому поводу новость в раздел Software выдать, где процитировал некоего специалиста, который предрекает крушение рынка pop-up-рекламы в интернете. А теперь давайте попробуем на секунду отвлечься от общих панических настроений и попытаемся понять, а что же будет, если в IE появится просто-таки напрашивающаяся функция отрезания ненужных окон и почему она там появится?

Начнем с того, что достоверных данных относительно количества рекламных денег на рынке pop-up-рекламы нет как категории. Безусловно, существует множество оценок разной степени достоверности, но мне кажется, что реальные цифры знают только те люди, которые в этой области деньги зарабатывают, а они никогда и никому их не скажут, потому что бизнес так устроен. Понятно и очевидно одно: денег этих довольно много.

У конечного пользователя, который, по большому счету, и является предметом торга в этой истории, интерес свой. Многих уже задрали эти всплывающие окна, чем, надо сказать, многие сообразительные люди уже давно пользуются, выпуская на рынок просто тонны программ, утилит и плагинов, которые решают – с той или иной степенью успешности – проблемы с этими самыми окнами. Также эта функция встроена в большое количество программных пакетов, основным предназначением которых является обеспечение безопасности пользователя интернета в целом.

Как вы понимаете, от затеи Microsoft в первую очередь пришли в ужас именно компании средней руки, которые зарабатывают деньги на платном обрезании всплывающих окон. Ведь, как показала практика, если софтверный гигант (ненавижу этот штамп, но повторять через каждые полтора слово Microsoft еще хуже) решает освоиться на каком-либо рынке, в большинстве случаев у него это получается. Главным образом, потому, что среднестатистический пользователь представляет собой человека ленивого, и если ему предлагают решение его проблемы уже во встроенном виде, то шансы на то, что он все бросит и полезет искать альтернативу (да еще и за дополнительные деньги), весьма несущественные (Netscape помните?).

Если предположить, что функция борьбы с pop-up-окнами будет реализована в Explorer корректно, то даже к гадалке ходить не надо, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие событий. Конечный пользователь откинется на спинку кресла, вздохнет и начнет наслаждаться жизнью (предполагается, что именно в этом месте всем надо начинать рвать на себе волосы и кричать о гибели сетевой рекламы).

Глупость это все полная. Истерики экспертов, паники задействованных в процессе лиц, крики о монополизации всего и вся – все это, господа, может быть и интересно с теоретической точки зрения, но на практике ровным счетом не имеет никакого значения для большинства из пользователей. И вот почему.
Начнем с того, что ситуация принципиально не изменится. Если бы все пользователи Сети действительно не хотели смотреть всплывающую рекламу, то они бы давно уже ее не смотрели. Будем честными друг с другом: усилия, которые нужно приложить, чтобы раз и навсегда избавить себя от проблемы всплывающих окон, очень несущественны и под силу любому более или менее вменяемому человеку. Но ведь это же мало кому нужно.

Сейчас у нас, как и во всем мире, сложилась такая ситуация, когда среднестатистический пользователь интернета – это именно “пользователь”. Ему абсолютно по барабану, всплывает у него окно или не всплывает, он даже не подозревает о том, что оно может не всплывать, а если ему об этом сказать, то не поймет, зачем лично ему это надо. Глупости какие – у него там приколы на флэше грузятся, а к нему тут с рекламой пристают! А если вдруг уговорить его поставить окнорезку себе любимому, то у него немедленно проблемы страшные начнутся, потому что очень многие развлекательные сайты в полный рост используют всплывающие окна как часть структуры ресурса, и если запретить им всплывать, то, соответственно, половина функций работать перестанет. А настраивать окнорезку так, чтобы она только рекламные окна обрезала, – господа, о чем вы! Секретарю в какой-нибудь компании это неинтересно, потому что скорее всего банально не под силу. А вы тут про монополизацию говорите…

Теперь немного о тех господах, которые, собственно, панику и подняли. Я понятия не имею, кто они и интересы каких организаций представляют, но уверяю вас: они есть, и они действительно представляют чьи-то интересы. Так уж устроен мир. Можно потратить некоторое количество времени и сил и разузнать подробности, но смысла в этом никакого нет, так как время, затраченное на поиски этой информации, не сделает данный текст интереснее.

Но этот народ можно понять. Существенная часть мирового бизнеса, ориентированная на конечного потребителя, построена на избыточных потребностях, созданных у потребителей. Pop-up-реклама преимущественно их и продвигает. А сейчас вдруг кто-то, причем уже давно ненавидимый всем рынком за стратегию, которую никто не может скопировать (безусловно, Microsoft еще и просто повезло, но тем не менее), заявляет, что в его силах сильно изменить условия ведения бизнеса на рынке и, более того, он эту мысль не просто высказывает вслух, но планирует реализовать. Вот вы бы обрадовались, если бы у вас был уже отлаженный механизм зарабатывания денег, созданный неимоверными усилиями, а туда бы Microsoft собралась? Сильно сомневаюсь.

Интернет – это порождение западной демократии, и, несмотря на то, что скоро ситуация в Сети изменится, пока в ней работают весьма демократические законы. Поэтому самым эффективным средством влияния на ситуацию в интернете остается public relations как дисциплина, представляющая собой одну из вершин развития демократии (во всех его проявлениях, так называемый черный PR – это побочный и, вероятно, неизбежный эффект). И весь тот шум, который возник, в существенной степени спровоцирован именно этим обстоятельством.

Однако подобного рода новостей в интернете появляется много, причем каждый день. С удивительным постоянством берутся несущественные для конечного пользователя информационные поводы и так раскручиваются, что просто диву даешься. Что ни день – то смертельный вирус, который уничтожит Сеть. Что ни неделя – так новая злобная инициатива Билла Гейтса, которая сделает нашу жизнь ужаснее.

Но ничего подобного не будет. Если Microsoft встроит в Internet Explorer средства обрезания окон – ну и слава богу. Значит, каким-то господам в модных костюмах придется просидеть лишнюю неделю на переговорах, договариваясь между собой о том, как теперь будут делиться деньги. Появится какая-нибудь новая технология, которая будет выдавать на-гора тот же рекламный эффект, но просто другими методами. А может быть, все это вообще внезапно закончится, и Microsoft запретят вносить эту функцию в свой браузер, мотивируя это необходимостью развития свободной конкуренции в Сети.

А нам, бедным конечным пользователям, остается только расслабиться и получать удовольствие, потому что в конечном счете на нас все зарабатывают очень много денег, и все так в этих деньгах заинтересованы, что уже совершенно все равно, кому именно они в результате достанутся – Microsoft, нескольким крупнейшим сетевым рекламным агентствам или Антимонопольной комиссии США. Когда киты дерутся, то моллюски отдыхают – это очень старая поговорка, но применительно к данной ситуации уместно будет ее слегка перефразировать: “Когда киты дерутся, то моллюсков начинают обхаживать особенно тщательно, так как подобного рода драки во многом моллюсками и финансируются”. Уважаемые моллюски, сдавайте валюту.

Лично мне не жалко посмотреть на всплывшее внезапно у меня на экране окно, правда, в том случае, если оно сделало это корректно, а не открыло 54 IE за пятнадцать секунд. Реклама – это не оскорбление, реклама – это двигатель торговли и, как следствие, цивилизации, поэтому относиться к ней с ненавистью глупо. Хотя, безусловно, это тоже вариант.

Но если pop-up вам мешают – ставьте баннерорезку. Это как раз тот случай, когда каждый делает выбор самостоятельно, и особенно приятен тот факт, что какой бы мы выбор не сделали (смотреть или не смотреть рекламу), это все равно на ситуацию принципиально не повлияет.

Масштаб не тот. Хотя иногда приятно попугать друг друга различными апокалиптическими вариантами развития событий, не так ли?

Каналы нам помогут


 
Другой вопрос, что pop-up-окна могут расстроить своим появлением только тот народ, который сидит на модемном соединении, потому что и так все работает не слишком быстро, а тут еще этими глупостями канал забивается, ну и некоторых из тех, кто сидит на выделенке и у кого сильно дорогой траффик. Одновременно с падением цен на траффик и расширением среднестатистического канала негативное внимание, которое пользователи уделяют всплывающей рекламе, будет уменьшаться, даже более того – появится какая-нибудь видеореклама и прочие последствия толстых каналов для передачи данных.
Хотя и сейчас ситуация забавная. Я специально долго ползал по Сети, смотрел, где и что у меня всплывает и насколько оно меня раздражает. И заметил одну простую вещь – в приличных местах pop-up-реклама совершенно необременительная, вроде как на gazeta.ru. Ну появилось там маленькое окошко, ну призывает оно меня купить что-нибудь дорогое – так мне ж не жалко, пусть себе висит в углу. А вот в неприличных местах, вроде порнушных сайтов низкого полета, там да, там сразу открывается куча окон, и они еще и возражают, чтобы их закрыли! Еще хуже бывает, когда ты пытаешься уйти с сайта, а он в ответ начинает открывать окно за окном, и тут уже счет идет на секунды, и выигрывает либо пользователь, либо создатель сайта – в зависимости от того, насколько быстро пользователь мышкой по мишеням щелкать умеет…

Защита от непорядочности

 

Главная сфера применения всяких оконных обрезалок (по крайней мере, лично для меня) – это борьба с гражданами, которые ведут себя непочтительно по отношению ко мне в интернете.

Я имею в виду как раз владельцев тех трогательных ресурсов, которые считают своим долгом показать мне не одно скромное окошко, а 60, причем совершенно нескромных.

Другой вопрос, что такое явление встречается сейчас только в ну уж совсем откровенных отстойниках.

Но беда в том, что это очень хорошо раскрученные отстойники, и если опытный пользователь туда не пойдет, а сторонкой обойдет, так как по ссылке догадается, что на том конце его ждет какая-нибудь гадость, то неопытный потребитель интернета вляпается в гадость в полный рост и, возможно, захочет справиться с этой проблемой.

Осталось теперь только понять, где тут причина, а где следствие, и не является ли тот факт, что человек забрел в место с кучей неприятных окон, частью большой промоушен-программы по продвижению всевозможных платных окнорезок…

Мысль, на первый взгляд, парадоксальная, но вполне имеет право на существование.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?