Прошло уже много времени с того момента, когда различного рода блоги прочно вошли в жизнь любого относительно продвинутого пользователя Сети. Несмотря на то что отношение к этому явлению как таковому у сетевой общественности менялось медленно, оно в конце-концов поменялось окончательно и бесповоротно на положительное. В течение последнего полугодия подавляющее большинство моих знакомых, среди которых немало тех, кто еще совсем недавно категорически отрицал даже саму возможность обзаведения чем-то вроде ЖЖ, свои журналы таки зарегистрировали и начали интенсивно ими пользоваться. Те немногие, кто еще не проникся идеей, нет-нет да и задумываются: «А не пора ли?»
Может, действительно пора. Блоги к настоящему моменту доразвивались до системного явления, которому, по большому счету, аналогов в истории развития Сети найти сложно.
Параллельно с быстрым распространением онлайновых дневников к системам блогов как таковым принципиально изменили отношение многие люди, не только не ведущие онлайновые дневники, но и вообще с интернетом по роду своей деятельности практически не связанные. Вызван был этот вслеск популярности сервисов, разумеется, в первую очередь вниманием к явлению различного рода традиционных электронных средств массовой информации (вроде телевидения или радио), которые недавно, после нескольких лет напряженного обучения, научились разбираться в сортах сетевых ресурсов и радостно пользуются обретенной возможностью, громко и несколько раз произнося словосочетание «Живой Журнал» при ссылке на информацию, расположенную в каком-нибудь из блогов.
А подобные ссылки появляются последнее время практически во всех разновидностях СМИ, ибо уже прошла благословенная для всех них пора, когда можно было добывать информацию в Сети, а потом делать серьезное лицо перед аудиторией — дескать, в интернет не лазили, сами догадались.
Дневниками постепенно начали обзаводиться самые разные люди — от популярных телеведущих до политиков федерального уровня, от откровенных маргиналов до преуспевших в своих увлечениях гедонистов (дневники последних меня особенно развлекают). Буйным цветом расцвели различного рода комьюнити владельцев дневников — от вполне понятных клубов по увлечениям, в которых парашютисты (ау, Бучин!) общаются с себе подобными, до объединений людей с целями и проблемами, прямо скажем, не до конца мне понятными.
Недавно, например, на одном популярном дневниковом сервисе я столкнулся с сообществом граждан, обеспокоенных недостатками собственных носов. Они там всерьез это обсуждают, обмениваются рецептами борьбы с этой напастью… После прочтения много думал.
В результате того, что в последнее время резко возросло количество владельцев дневников, которым надо эти дневники чем-то заполнять, теперь почти любое событие повседневной жизни моментально отражается где-то в блогах. Простой пример, имевший место несколько месяцев назад и сильно меня озадачивший.
В 20 метрах от нашего офиса, прямо за углом, в коротком и узком переулке некий водитель не помню уже какой иностранной машины умудрился так разогнаться, что его автомобиль перевернулся и лег на крышу. Впечатление было такое (в силу общего отсутствия пространства для разгона), что автомобиль упал сверху, по ходу дела помяв несколько стоявших на дороге машин.
Мы всей компанией, ясное дело, не поленились и сбегали за угол, поскольку зрелище такое увидишь не часто, а совсем неприятным оно не было, поскольку никто не пострадал. Поглядели, вернусь за компьютеры… и где-то через час мне кинули в аську линк на фотографии в ЖЖ совершенно неизвестного мне юзера, на которых в разных ракурсах была изображена эта странным образом лежащая машина. Что-то мне подсказывает, что эти фотографии и сейчас при большом желании в Сети можно отыскать, так что в общем банальная авария превратилась в новость благодаря желанию неизвестного мне владельца блога привлечь внимание к своему дневнику. А сделать это сейчас довольно тяжело, так как конкуренция велика.
Количество пользователей блогов на настоящий момент огромно. К сожалению, ничего даже отдаленно похожего на достоверную статистику по аудитории всех дневниковых сервисов мне найти не удалось, но, к примеру, только количество активных (то есть пишущих) пользователей очень популярного в Рунете ЖЖ превышает 2,6 миллиона человек, а общее количество аккаунтов на этом ресурсе зашкалило за шесть миллионов. Конечно, эти цифры не идут ни в какое сравнение с показателями той же аськи, у которой пользователи уже сотнями миллионов исчисляются, но, во-первых, никто не знает, сколько среди них по-настоящему активных, а во-вторых, посмотрим, как будут обстоять дела через несколько лет.
Но и сейчас количество интересной информации, появляющейся в онлайновых дневниках, превосходит все мыслимые пределы. Правда, нельзя не отметить, что существенный процент дневников не особенно ценен для общества (безусловно, в отличие от владельцев и их ближайших и терпеливых родных и знакомых), но попадаются и откровенные шедевры — как с информационной точки зрения, так и с развлекательной.
Некоторое время назад, когда стало понятно, что блоги в обозримом будущем станут ценным источником информации, у меня возникла проблема: каким образом можно сделать так, чтобы использовать потенциал хотя бы одного ЖЖ (мои мечты на другие сервисы не распространяются, так как я даже приблизительно не знаю, как подойти к вопросу) в интересах себя, любимого? Причем сам я не испытываю потребности в онлайновом дневнике, поскольку отношусь к блогам скорее как к своеобразным СМИ, нежели как к средству общения (хотя и эту возможность огульно отвергать было бы странно), и, как следствие, с интересом читаю как некоторые дневники знакомых, так и блоги совершенно неизвестных мне, но нетривиально пишущих граждан. Занятие это довольно увлекательное, но ресурсоемкое, так как интересных людей хватает, а некоторые из этих интересных людей серьезно подходят к заполнению своего дневника… На выходе получается очень-очень много текста. А ведь появление блогов вовсе даже не отменило остальных СМИ, благополучно процветающих в Сети, им по-прежнему надо уделять пропорциональное внимание…
В результате было найдено решение. Я зарегистрировал журнал, после чего беззастенчиво «зафрендил» всех граждан и все сообщества, которые у меня вызвали интерес. На выходе получилась увесистая френд-лента, или, если хотите, мое персональное средство массовой информации. Не без недостатков (повторюсь, интересных мест в Сети много, а в сутках 24 часа — мало, поэтому читать целиком это дело, разумеется, нереально), но в целом вполне удобно.
Помимо всего вышеперечисленного, уникальность самой идеи блогов заключается в том, что именно блог на данный момент стал практически общепризнанным публичным представительством человека в интернете. Раньше как-то предполагалось, что по мере развития интернета все начнут обзаводиться персональными сайтами, однако сделать собственный сайт не очень просто, поддерживать его в адекватном состоянии порой муторно, и вообще — сплошные сложности и неудобства. А тут пожалуйста — все функции, необходимые для того, чтобы показать себя любимого общественности, присутствуют, денег либо не надо платить вообще, либо надо, но очень мало. Красота!
Надо полагать, со временем средства персонализированного обмена информацией и средства публичного размещения данных в интернете сольются в единый сервис, который позволит решать подавляющее большинство проблем, которые могут возникнуть у пользователя при взаимодействии / общении / работе в Сети с другими юзерами. Как будет выглядеть этот сервис и какими именно функциями будет обладать, сейчас не ведомо, скорее всего, никому. Но совершенно точно, что первая адекватная разработка подобного рода, которая появится на рынке в правильный момент (а этот самый правильный момент еще надо правильно определить, и это само по себе является довольно напряженным занятием), будет иметь высокие шансы надолго стать законодателем мод на еще не существующем рынке, как в свое время это произошло с аськой. Ну, господа, кто первым догадается?
Remo