17 лет назад 1 ноября 2006 в 11:42 492

Очередной виток пиратства

На мой взгляд, золотой век отечественной нелегальной индустрии кинопродаж пришелся на 93-94-й годы. Тогда еще легальных видеокассет у нас не продавали (ну, может быть, где-то они и были, но мне ничего подобного точно не попадалось), поэтому пышным цветом разрослись пираты. И, оставив за скобками все моральные и этические аспекты этого явления, нельзя не отметить, что ситуация с фильмами на рынке тогда была не в пример лучше, чем сейчас.

Во-первых, ассортимент был значительно шире. Во-вторых, люди не заморачивались и не делали полный дубляж — в то время как сейчас найти кассету, где перевод сделан не черт знает какими актерами, а просто поверх английской речи — нереально. Пример: недавно у нас появился совершенно гениальный мультфильм под названием «The New Emperor’s Groove». Мультфильм шикарный и чрезвычайно смешной, но усилиями наших рыцарей дубляжа и орала (в основном — орала) из него сделали какое-то маловразумительное занудство. 

В общем, нынешнее состояние рынка видеокассет не радует. Разумеется, приятно, что лицензионные кассеты, как правило, отличаются хорошим качеством записи, многие кассеты предназначены для воспроизведения на hi-fi-видеомагнитофонах — но значительный процент фильмов окончательно и бесповоротно портится безграмотным дубляжем. Да и ассортимент тоже не вызывает восхищения.

То, что блокбастеры на видеокассетах появляются через несколько месяцев после того, как эти фильмы соберут свою кассу в кинотеатрах — вполне естественно. Это общепризнанная мировая практика, и спорить с таким положением вещей странно — должны же, в конце концов, кинопроизводители деньги зарабатывать? Но совершенно непонятно, почему, к примеру, никто не озаботился выпуском на лицензионных видеокассетах того, что можно по праву назвать золотым фондом мирового кино?

Фильмов с бюджетом 300 долларов, гордо называющихся «фантастическими боевиками», — миллион, и все отличного качества и лицензионные — а вот классических вестернов на лицензии что-то я не видел… Пункты видеопроката забиты блокбастерами последних двух лет и мусором за последние десять. Фильм «Колдун и меч», потрясший меня своим идиотизмом года четыре назад, можно совершенно спокойно купить на лицензионной кассете — ура, товарищи!

Это я все к тому, что появление некоторое время назад технологии MPEG-4, которая позволила записать фильм нормального качества на один диск, а не на два, как это было во времена VideoCD, предопределило подъем новой волны пиратства, причем пиратства осмысленного и высокотехнологичного. Сейчас в формате MPEG-4 можно найти практически любой фильм, с нормальным переводом (а не дубляжем), причем уже появились места в Москве, где готовы записать на болванку какой-либо редкий фильм по вашему заказу.

Средняя стоимость подобного диска в Москве — 75 рублей, для того, чтобы насладится вожделенной «киной», нужен весьма по нынешним временам средний и потому недорогой компьютер, который, кстати, в том случае, если видеокарта оборудована такой полезной штукой, как ТВ-выход, может вполне заменить бытовой видеомагнитофон.

Фильмы в формате MPEG-4 еще не заняли значительной части рынка видеопродукции в нашей стране, но не произошло этого (пока!) только по двум причинам: во-первых, компьютеров у нас в стране пока значительно меньше, чем бытовых видеомагнитофонов, а во-вторых, психологически довольно тяжело (это я по себе знаю) начать воспринимать компьютер как средство для просмотра фильмов, особенно когда нет возможности подключить машину к телевизору и приходится «кины» смотреть на мониторе.

Но количество компьютеров в РФ стремительными темпами растет, массы к ним столь же быстро привыкают, поэтому уже совсем скоро товарищи, занимающиеся выпуском лицензионных кассет, столкнутся с конкуренцией со стороны совершенно нелицензионных дисков MPEG-4. Пока у торговцев идет банальное наращивание ассортимента: если полгода назад на среднестатистической московской точке можно было найти порядка 20 наименований разных фильмов на компактах, то сейчас стандартный ассортимент зашкаливает за 100-150 наименований.

Среди моих знакомых появились энтузиасты, которые организуют себе домашнюю фильмотеку на винчестерах. Винт на 60 гигабайт, который сейчас можно купить за сто долларов, вмещает порядка ста полнометражных фильмов. Если их брать с целью переписывания у друзей и знакомых, то стоимость одного фильма составит доллар. Три сотни кассет в стандартной квартире хранить сложно, а вот три винчестера по 60 гигабайт — легко. Чем не выход для человека, который любит хорошее кино?

Хотя, на самом деле, вполне понятно, почему идея распространять лицензионные фильмы в формате MPEG-4 не находит должного отклика в душах видеоторговцев. Для того чтобы переписать товарищу видеокассету, нужно два видеомагнитофона, что, как правило, организовать бывает достаточно сложно. Нет, бесспорно, существует народ, у которого дома есть по несколько видиков, но таких мало. А вот чтобы переписать себе кино с MPEG-4 на винчестер, необходимо просто сделать «Copy-Paste».

Сейчас сложно прогнозировать, во что именно выльется история с фильмами в формате MPEG-4 — слишком много факторов влияют на развитие ситуации, и доступа ко многим из них нет и не предвидится (по крайней мере, у меня, но если кто-то из вас, уважаемые читатели, располагает такими данными — не сочтите за труд, поделитесь!). Однако могу со всей ответственностью заявить, что знаю массу народа, которые восприняли диски с фильмами как манну небесную и активно собирают коллекции фильмов, которые в недублированном виде на видеокассетах уже очень давно достать просто нереально.

P.S. А еще в Москве появились места, где можно купить DVD-диски по цене в 400 рублей, что минимум в три раза ниже их средней стоимости. Вывод: в Москве появились места, где продают пиратские DVD-диски. А это в свою очередь означает, что DVD-революция у нас в стране наконец начинается…

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?