О роли интернет-пейджеров в жизни обычного сетянина написано немало. Ничего удивительного: хотя разные организации и недооценивают это явление (см. ниже), масштабы оно приобрело колоссальные. Все началось целых десять лет назад с появления сервиса под названием ICQ. Никому не известная израильская компания (несколько позже приобретенная корпорацией AOL) своим продуктом в одночасье изменила принципы использования Сети. Раз и навсегда.
Небольшой познавательный экскурс в историю. На секундочку представьте себе, насколько сложнее вам было бы организовывать собственное общение в Сети, если бы не было ИП (или WP — web-pager — аббревиатуру только что придумал, но подозреваю, что это относительно распространенное обозначение). Вот, например, когда еще не было аськи и ей подобных, для оперативного общения приходилось пользоваться либо электронной почтой, либо форумами (или Usenet).
А чтобы назначить встречу в Сети человеку, живущему в другом часовом поясе, надо было каждый раз вычислять, сколько же будет времени в Куала-Лумпуре, когда в Петропавловске-Камчатском полночь (впрочем — процитирую один из смешных текстов, написанных по воспоминаниям людей, осмысленно живших в советское время, — «в Петропавловске-Камчатском всегда полночь»). А с появлением аськи проблемы вообще пропали. Нужный человек либо есть в онлайне, либо нет. И никаких гвоздей! Впрочем, еще есть режим невидимости, но это уже частный случай, и к делу он непосредственного отношения не имеет.
Впрочем, аська недолго оставалась в гордом одиночестве. Другой вопрос, что почему-то — уж не знаю почему, наверное, в силу сугубо исторических причин, — на территории бывшего СССР именно ICQ стала стандартом де-факто среди интернет-пейджеров, а всякими там AIM и ему подобными пользовались и пользуются немногие. Впрочем, с появлением кроссплатформенных клиентов, то есть программ, которые способны работать одновременно с несколькими сервисами, стандарт этот несколько размылся.
Сколько людей в мире сегодня пользуются интернет-пейджингом, сказать сложно. Разумеется, все сервисы периодически победно рапортуют об очередном принципиальном увеличении своей аудитории, и в какой-то степени это действительно правда, так как аудитория растет пропорционально развитию Сети. Впрочем, как мне кажется, востребованную некоторыми сотовыми операторами практику подсчета «мертвых душ» в клиентских базах освоили и администраторы многих ИП-сервисов. Но свечку не держал, утверждать не берусь.
Тем не менее очевидно, что сервисы эти стали по-настоящему массовыми и — это тоже нормально — их владельцы стремятся сделать их еще рентабельнее, да побыстрее. Может быть, не все помнят, но еще относительно недавно в клиентах аськи никаких рекламных баннеров не было… А теперь они есть, и все заинтересованы в их показе максимальному количеству людей.
Решив поучаствовать в дележе столь перспективной аудитории, в дело включились компании — производители альтернативных клиентов. Ясное дело, владельцам ИП это не очень понравилось по ряду очевидных причин финансового и маркетингового характера. Однако и прямо предъявить сторонним разработчикам претензии («Не могли бы вы, господа хорошие, нам рекламные кампании не обламывать своими безбаннерными клиентами?») нельзя, поскольку это может вызвать неадекватную реакцию у аудитории (хотя в этом я сомневаюсь, сетевое сообщество в массе своей аморфно), но такие аргументы, тем не менее, были изложены.
Как там идет борьба с этим явлением у других ИП, я не знаю, так как ими не пользуюсь, но вот администрация ICQ периодически вносит небольшие изменения в протоколы обмена сообщениями, в результате чего у пользователей альтернативных клиентов все ненавязчиво и без предупреждения отваливается. Совсем недавно те, у кого на ПК стояли подобные программы, внезапно перестали получать отправленные им сообщения, и разработчикам, после того как глюк стал массовым, пришлось судорожно разбираться, что же там такое сделали программеры из ICQ, и корректировать свой софт с учетом этих изменений.
В общем, к настоящему моменту сложилась формально довольно радостная ситуация. Жизнь на рынке ИП бьет ключом, количество пользователей растет, качество и разнообразие сервисов увеличивается (хотя в массе своей, конечно, это сервисы мало употребимые в хозяйстве), и вообще с технической точки зрения все счастливы (техническая точка зрения — это как технический спирт).
Однако на самом деле счастливы не все. Не рады руководители, чьи подчиненные пользуются ИП в рабочее время и тем самым, по мнению начальства, тратят оплаченное компанией время на глупости, а к тому же еще и проблемы с безопасностью в корпоративных сетях создают. Не рады разработчики ИП, так как им давно хочется делать какие-нибудь платные и вместе с тем популярные продукты, а получается либо то, либо другое. Не рады пользователи, которым работодатели запрещают… Ну, и так далее, и тому подобное.
Впрочем, очевидное решение всех вышеперечисленных проблем было найдено достаточно давно: надо сделать специальные интернет-пейджеры для компаний. И продавать их корпоративным заказчикам. Проблема была только одна: фирмы не стремились приобретать такие продукты. И в самом деле: зачем тратить ресурсы на то, что, на худой конец, можно получить совершенно бесплатно (вернее, достаточно дать волю сотрудникам, и остальное они сделают самостоятельно), а во-вторых, есть электронная почта?
Но за последний год ситуация изменилась. Во-первых, всех окончательно утомил спам. Во-вторых, как человек, который постоянно пользуется аськой, с уверенностью утверждаю: если твои партнеры по работе не пренебрегают этим видом связи, многие процессы идут веселее. В-третьих, наличие дополнительного средства оперативной связи — это в любом случае лучше, чем его отсутствие.
В общем, компания AOL, которая, по мнению компетентных граждан, в настоящее время контролирует более половины всей аудитории интернет-пейджеров, запустила (по крайней мере, обещала сделать это: я дописал этот текст за 12 часов до часа икс) сервис под названием AIM Pro, предназначенный для корпоративных пользователей. Отличается он от обычного (бесплатного) AIM тем, что позволяет абонентам обмениваться голосовыми сообщениями и проводить видеоконференции, имеет развитые средства защиты, поддерживает мультипользовательский режим, а интерфейс у него настраиваемый. Еще на месте разработчиков я включил бы в эту службу средства контроля над трафиком для работодателя и гейт на другие схожие сервисы, но, думаю, они и без моих советов управятся.
Показательна эта история не тем, что сама AOL решила поменять правила игры на рынке ИП (а если ей удастся внедрить в умы корпоративных пользователей идею о такой платной службе, это, безусловно, будет прорывом), а тем, что в случае успеха она, вероятно, положит начало концу электронной почты как явления. Уже получила широкое распространение практика, согласно которой электронная переписка в корпоративном мире приравнивается к обмену официальной документацией и мнениями, судьи принимают e-mail-архивы как вещественные доказательства, да и вообще корпоративный мир не просто принял электронную почту, но и освоился с ней и даже успел чуть ли не все юридические вопросы решить. А вот интернет-пейджеры для него вещь новая, непонятная и неизведанная.
Но раз AOL решила взяться за это дело, значит, есть шансы на то, что ситуация вскоре изменится. И это хорошо, так как спам окончательно надоел, и если удастся решить — хотя бы в общих чертах — проблемы с безопасностью интернет-пейджеров (а проблемы есть, и нешуточные), то, как мне кажется, электронная почта довольно быстро начнет терять популярность. Она же неудобная по сравнению с интернет-пейджерами.
Правда, еще всякое надо будет сделать. Например, унифицировать протоколы ИП (не уверен, что это в принципе возможно), и не только…
Но я верю в конкуренцию. Поэтому если AOL не просчиталась, то вскоре Yahoo!, Microsoft и Google (разработчики аналогичных сервисов) тоже выпустят платные версии своих ИП. И тогда, скорее всего, тренд станет необратимым.
Впрочем, поглядим. Тем более что обычно на нашем рынке все происходит не совсем так, как ожидается (смайл).
Remo