14 лет назад 8 января 2007 в 11:24 246

На сей раз Time присудил это почетное звание пользователю сети Web 2.0. Не какому-то конкретному, а вообще – пользователю. Это далеко не первый случай, когда журнал признает «человеком года» группу лиц, выделенных по тому или иному признаку. Но все равно – показательно.
К настоящему моменту сложилась практически официальная точка зрения, согласно которой сегодня подлинное лицо Всемирной сети формируется самими ее жителями, то есть механизм их вовлечения в процесс создания интернет-контента достиг таких размахов, что, во-первых, стал системообразующим, а во-вторых, получил отдельное название – Web 2.0.
Это действительно так. Все мало-мальски значимые события в мире за последние годы кто угодно мог увидеть глазами очевидцев через интернет, блогеры работали (а как еще назвать размещение информации в интернете человеком, рядом с которым происходит нечто экстремальное и порой опасное для его жизни и здоровья?) везде, начиная с зоны катастрофического наводнения в Новом Орлеане и заканчивая Бейрутом периода ливано-израильского конфликта.
В любой стране мира, когда происходит что-то из ряда вон выходящее, реальная жизнь совсем не такая, какой ее показывают по телевизору населению (ну, просто чтобы не сильно его травмировать). И в один прекрасный момент те, кто хотел по-прежнему выдавать населению исключительно отредактированную версию информации, неожиданно обнаружили, что добиться желаемого им стало не в пример сложнее, чем еще несколько лет назад. Скандалы с блогами американских солдат (много было этих скандалов, много), неприглядная картина происходившего в Новом Орлеане, откровенные кадры войны из Ливана и Израиля, совершенно неполиткорректные оценки происходящего местным населением и великое множество других данных появилось в блогосфере, а между прочим, очень многие официальные товарищи по всему миру с радостью обошлись бы без этих «сливов».
Блогосфера – это плохо поддающийся контролю канал распространения информации о реальности, но ее возможности гораздо шире. Я неоднократно наблюдал в разных блогах то, что сам для себя назвал «волной мнений». Когда в одном блоге поднимается проблема, на самом деле тревожащая многих, это немедленно порождает волну обсуждений и дискуссий по данному вопросу, и масштабы дискуссий, по сути, ограничены только злободневностью самой темы. Пока еще не сформировались механизмы, с помощью которых можно было бы использовать такие волны для воздействия на происходящее, но, во-первых, сформируются эти механизмы не сегодня, так завтра, а во-вторых, и без того всплески сетевой активности влияют на реальность – только держись за табуретку. Правда, пока только в тех случаях, когда «волна» покидает пределы блогосферы.
Раньше любая публичная информация проходила какой-никакой, но отбор, то есть тиражировалась только осознанным усилием групп заинтересованных лиц. Классическая библиотека – это как раз место, где много отобранной с разными целями информации. А сейчас любые данные, собранные любым человеком просто так, могут быть сделаны публичными. Главное, чтобы потенциальную аудиторию зацепило, а дальше она сама отлично справится.
Скорее всего, сейчас в разных уголках мира сидят группы очень умных граждан и напряженно размышляют, как можно контролировать и использовать блогосферу, вернее, ее население. Наверняка они многое придумали, только об этом громко не говорят, но, возможно, используют.
Как справедливо подметили в журнале Time, блогосфера превратилась в социальный эксперимент колоссальных масштабов. Между прочим, любопытно, этот эксперимент, весь из себя красивый, оказался коллективным и спонтанным или все же кто-то где-то его придумал?
Будущее блогосферы пока туманно, а эксперты противоречат друг другу. С одной стороны, нет никаких предпосылок к тому, чтобы ее рост или развитие замедлилось, с другой – социальные законы, по которым развивается Сеть, порой настолько причудливо накладываются на технические возможности интернета и текущую ситуацию в реальном мире, что делать какие-либо внятные прогнозы сейчас практически невозможно. Пока существенная часть наиболее – с точки зрения основной массы экспертов – перспективных проектов Web 2.0 убыточна, и, несмотря на энтузиазм инвесторов, нет гарантий, что быстро найдутся адекватные способы извлечения прибыли из всего этого хозяйства (не забываем про бум доткомов конца 90-х годов).
Впрочем, блогосфера, как мне кажется, явление посерьезнее, чем просто куча сильно подорожавших доменов. В наше время изменения законов маркетинга блогосфера представляет собой самый интересный товар – аудиторию с четко описанными предпочтениями и интересами. Лучшую среду для реализации программ в соответствии с принципами «персонализированного маркетинга» придумать сложно, поэтому производители всего на свете, вынужденные жить в эпоху перенасыщенных рынков и товарного многообразия, будут счастливы ее использовать в полной мере.
Так что выбор журнала Time вполне оправдан. Жители блогосферы в минувшем году действительно заслужили почетное звание. Но важно не забывать о том, что подавляющее большинство населения земного шара не знает, что такое блогосфера, и вообще живет без амортизирующих подушек между собой и реальностью (во всех смыслах этого слова), в отличие от подавляющего большинства жителей Сети, и вопросы развития блогосферы ее волнуют приблизительно так же, как проекты ирригации Марса.
Помните об этом. UP

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?