Эдиториал есть такой текст, который пишется прямо как песни в анекдоте про чукчу: «про что вижу, про то и пою». В этот раз поводом для него послужило письмо, которое продолжило тему описания деятельности отечественных производителей и разработчиков, вернее, тему отсутствия описания этой самой деятельности нами.
Как показала практика, патриотизм в душах наших читателей еще жив, причем он достаточно развит, чтобы они писали нам письма и по этому поводу тоже. Вот уже месяц, как мы продолжаем получать послания, в которых нас упрекают за недостаточную приверженность отечественному производителю и потакание производителю иностранному. Дабы не быть голословным, во врезке вы можете прочитать письмо уважаемого Виталия К., которого описанная проблема явно тронула. А я, в свою очередь, решил беззастенчиво воспользоваться служебным положением и немного рассказать о том, почему описаний продуктов иностранных производителей в нашем журнале существенно больше, чем отечественных, и что вообще, с нашей точки зрения, происходит у нас в так называемой инновационной области.
Начну с того, что еще раз громогласно и безапелляционно заявлю: мы с великим почтением относимся к тем отечественным организациям, которые занимаются разработкой и производством высокотехнологичных продуктов. Как вы, наверное, заметили, мы стараемся сразу же информировать наших читателей об отечественных разработках, будь то карманные компьютеры Rover, материнские платы Formoza или ноутбуки iRU. Проблема заключается в том, что отечественных разработок не так уж и много по отношению к общему числу новинок на рынке. Можно даже сказать, совсем мало разработок-то.
Откуда появляется все то железо, которое живет в наших компьютерах? Производится оно преимущественно в Азии и частично — в Америке и Европе. Где оно разрабатывается и кем — сейчас сказать уже довольно-таки сложно, потому что научно-исследовательские центры крупных высокотехнологичных транснациональных корпораций мало того, что расположены в беспорядке по всему миру, так еще и работают в них люди всех национальностей, рас и вероисповеданий. К примеру, в Нижнем Новгороде работает научно-исследовательский центр компании Intel. Можно ли их разработки считать российскими, так как там персонал в подавляющем большинстве отечественный? Или все-таки это разработки американские, так как финансирует их и пользуется их результатами американская корпорация Intel?
Наши немногочисленные отечественные производители тоже местами не особенно отечественные. Вернее, подавляющее большинство высокотехнологичной продукции, которая позиционируется как отечественная, не только состоит из компонентов, разработанных и произведенных где-нибудь в Азии, но и собирается там, а в России в лучшем случае производится «отверточная» доводка, после чего девайсы поступают в продажу. Разумеется, мир не без исключений (линию по производству, вернее, опять-таки сборки системных плат Formoza, например, я видел собственными глазами), но они лишь подтверждают правило. Вот ноутбуки Rover, как недавно сообщил г-н Шуняев, руководитель Rover Computers, делаются там же, где и ноутбуки крупнейших иностранных брендов, таких, например, как Sony.
Запуск производства полного цикла сложной потребительской электронной продукции у нас в стране не представляется возможным хотя бы по той простой причине, что у нас на данный момент нет производственных мощностей, способных обеспечить элементной базой даже банальную материнскую плату или монитор. Вернее, наверняка есть где-то развалины производств, сохранившихся еще со времен Союза, которые способны что-то там такое выпускать, но это «что-то», скорее всего, будет обладать характеристиками, приемлемыми для восьмидесятых годов прошлого века, но никак не для 2004 года.
Теперь несколько слов о кухне процесса, описания которой вы хотели бы видеть на страницах нашего журнала. Начнем с того, что вся интересная кухня, которая бывает у нас в стране, делится на две большие категории: разработки, которые не имеют никакого отношения к потребительскому рынку и никогда иметь не будут (к примеру, в области военной электроники, судя по всему, у нас до сих пор есть что предложить миру, как в качестве товара, так и в качестве неприятностей), и вторая большая категория — разработки, которые в принципе когда-нибудь могут оказаться на потребительском рынке в виде девайсов или частей этих девайсов. Но беда в том, что между перспективной технологией и железкой, которую можно подержать в руках, существует дистанция огромного размера, а журнал Upgrade — это журнал про высокие технологии, начиная с того момента, когда становится понятно, к какому месту данную конкретную технологию можно будет примотать и в дальнейшем использовать.
В принципе, действительно, по всему миру, включая нашу страну, ведется огромное количество интереснейших исследований, в перспективе просто обязанных вылиться во что-нибудь конкретное. Однако описание этих процессов на стадии разработки самих технологий — дело для подавляющего большинства народа не очень увлекательное, поскольку первые стадии любой высокотехнологичной разработки — это смесь физики, математики и Бог знает чего еще. Если осуществить реверсивный инжиниринг любого компьютерного девайса до стадии чертежей, то окажется, что на другом конце банального привода компакт-дисков — довольно длинные формулы. А на другом конце производственного цикла процессора — еще более длинные формулы.
Меж тем, я не сомневаюсь, что где-то в недрах исследовательских организаций нашей страны таятся разработки, которые еще не пошли в серию, но уже достаточно развиты, чтобы быть интересными широкой публике. Мы бы с удовольствием про них писали, однако возникает проблема: а как, собственно, нам про них узнать?
Любая уважающая себя иностранная компания уделяет достаточное количество своих ресурсов вопросам освещения собственной деятельности в СМИ. Организует у себя отдел PR, рассылает пресс-релизы и стремится привлечь внимание прессы и потребителей к себе, любимой. Ну, или, в крайнем случае, не очень от прессы скрывается.
А вот наши девелоперские компании почему-то не считают прессу средством повышения продаж, поэтому и информации об их работах в окружающую среду практически не просачивается. Причем совершенно очевидно, что если у нас запустят проект по созданию чего-либо высокотехнологичного, то все просто от неожиданности про это напишут и даже по телевизору покажут, правда, только в том случае, если оповещены будут об этом знаменательном событии своевременно.
В общем, на выходе получается следующая картина: иностранные и транснациональные компании ведут много разработок и с охотой о них рассказывают публике, а наши компании разработок ведут несопоставимо меньшее количество, да еще и говорить про это не любят. Или, как вариант, не умеют. У нас на первой странице номера черным по белому написано «Мы будем рады вашим пресс-релизам, присланным на e-mail upgrade@veneto.ru«. Нам действительно присылают дикое количество пресс-релизов, но подавляющее большинство из них посвящено либо началу продаж того или иного девайса, либо успешному / неуспешному завершению крупной или не очень сделки. Пресс-релизов от наших хардверных девелоперов, посвященных разработке хоть какой-нибудь отечественной технологии, нам пока не поступало, и ничего не говорит о том, что ситуация может измениться.
Однако мы не теряем надежды, поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к отечественным разработчикам. Господа! Если у вас действительно есть что показать и о чем рассказать народу — пишите нам! Мы с удовольствием расскажем про вашу деятельность, правда, только в том случае, если она имеет отношение к компьютерам.
А вот ситуация у отечественных разработчиков софта не в пример лучше, чем у разработчиков железа. Не в последнюю очередь это вызвано тем, что для начала работы над полезной софтиной нужны только компьютеры и мозги, а вот чтобы сделать какую-нибудь полезную железку к компьютерам и мозгам еще нужны и средства производства, которых у нас, в отличие от мозгов, не хватает.
P.S. Лелею робкую надежду, что проект господина Алферова по созданию русской Силиконовой долины в той или иной форме будет запущен. UP
Читательское письмо
Добрый день, уважаемые апгрейдовцы.
Пишу вам, потому что возмутил меня один факт. А факт этот касается статьи Алекса в #156. Статья, напомню, касалась разработки некоего <…> нового монитора за стенами и на территории нашей великой родины. В данном письме мне показалось, что вы отнеслись с иронией к автору и, главное, к изобретению. Якобы это все наивно, молодо, зелено, с молоком на губах.
Вы несправедливы! В номере 158 было продолжение письма некоего Stas, с которым я полностью согласен. Нам нужны и мы хотим видеть в НАШЕМ (подчеркиваю это) любимом журнале обзоры российских технологий. Пусть даже и стоящих на стадии разработки. Ответ на письмо мне более чем не понравился. Он меня возмутил до глубины души и затронул пионерские нотки, оставшиеся еще со времен СССР.
«Сосредотачиваться на описании открытий мы все же не будем, не считая наиболее судьбоносные из них». А как же вы себе представляете становление рынка высоких технологий без рассмотрения самого процесса, всей кухни, основного строения сего процесса!!! Да, многие говорят о том, что не хватает средств на огурцы и водку и утекают мозги, и никто не собирается запускать в производство то, что было изобретено. НО! Ваш покорный слуга еще в 2000 году занимался продвижением разработки одной замечательной идеи, которая всплыла потом в Европе под эгидой одной компании, при этом ее владелец ничего не получил. В то время наши институты были без государственных заказов, и денег на развитие науки не хватало. Однако прошло время и связи, оставшиеся с тех времен, говорят об обратном. Многие из партнеров — а это институты с громкими именами — завалены работой на пару лет вперед <…>. Конечно, государственная часть заказов составляет меньшую долю.
Возвращаясь к теме письма, добавлю и то, что многие корпорации США вышли со своими разработками из гаража. Россия, как известно, идет собственным путем, но и у нас, уверен, существуют достойные разработки, а если про них будут печатать на страницах журнала с подробным описанием того, с чем и как приходится сталкиваться нашим разработчикам при реализации той или иной идеи, возможно, мы сможем приблизить НАШЕ светлое будущее быстрее.
Remo