13 лет назад 19 марта 2012 в 20:28 924

Вопрос адекватности выдаваемых поисковиками результатов стал активно обсуждаться пользователями Сети сразу после того, как стало понятно, что эти самые ресурсы и определяют, куда именно направится подавляющее большинство юзеров.

Сейчас в это сложно поверить, но были времена, когда поисковики еще не играли такой роли, как сейчас, и стоимость их измерялась далеко не десятками и сотнями миллиардов условных убитых енотов (кстати, все ли помнят, что расшифровка «у. е.» как «убитые еноты» была придумана именно в нашем журнале и из него распространилась по Рунету, став мемом?).

Тогда для продвижения сайтов среди немногочисленных пользователей Сети использовались методы, которые сейчас вызывают разве что снисходительную усмешку, например, была такая вещь, как «кольцо ресурсов». Сайты схожей тематики устанавливали (обычно внизу главной страницы) две кнопки, кликнув по которым можно было попасть на два других про то же самое.

На тех ресурсах тоже стояли две кнопки – и так до бесконечности. Сейчас это выглядит как «чисто поржать», но во времена, когда топ-ресурсы Рунета в день не набирали и десятка тысяч посетителей, подобные методы вполне работали.

Однако, когда количество граждан в Сети начало резко прибывать, на первый план вышли поисковики. Теперь преимущественно от того, что они выдадут в ответ на пользовательский запрос, зависит число людей, посетивших сайт, и поэтому все очень переживают: а правильно ли поисковые машины себя ведут? Не обманывают ли простых трудящихся?

При этом можно быть уверенным сразу в нескольких вещах. Во-первых, выдача любого поисковика фильтруется в соответствии с внутрикорпоративными правилами данной конкретной компании. Это совершенно естественно: интернет наполнен кучей разного контента, который большинству пользователей видеть совершенно не надо.

Взять ту же самую детскую порнографию: очень сильно сомневаюсь, что ее количество в Сети не увеличивается, но по крайней мере Google и, насколько мне известно, «Яндекс» тратят множество усилий на блокировку результатов по связанным с этим явлением ключевым словам. Во-вторых, любая компания преследует свои собственные задачи. Ругать ее за это очень глупо, поэтому последний скандал, который я по этому поводу наблюдаю, меня сильно веселит.

Началось все с того, что программисты Facebook сделали скрипт (его можно обрести на www.focusontheuser.org), который позволяет любому желающему увидеть, как именно меняет Google выдачу результатов, чтобы продвинуть собственную социальную сеть Google+.

Авторы скрипта утверждают, что в очень многих случаях при обработке популярных поисковых запросов в первых строчках всегда фигурируют страницы «аффилированной социальной сети», причем даже тогда, когда материалы по аналогичной тематике, размещенные, к примеру, в Facebook, существенно более исчерпывающи.

Также им не нравится, что когда сервер Google пытается угадать поисковый запрос, он тоже при прочих равных (а иногда и неравных) сначала старается подсунуть пользователю что-нибудь такое из «своего». Ну и плюс к вышеперечисленному еще целый ряд различных причин для недовольства, с которыми можно ознакомиться – не поверите где: на новостных ресурсах интернета (смайл)!

Во всей этой истории меня удивляют три вещи. Во-первых, не очень понимаю, кем надо быть, чтобы предполагать, что поисковики не модифицируют результаты запросов, выдаваемые пользователю, в своих собственных интересах. Такое ощущение, что вокруг какие-то наивные эльфы живут, честное слово.

Во-вторых, надо осознавать, что у любой коммерческой компании одна из задач – это заработать денег. «Корпорации добра» в настоящее время надо очень сильно продвигать свою собственную социальную сеть, так как, хотя в целом ряде областей она впереди планеты всей, но конкретно в этой сфере принципиально отстала от своих конкурентов, и в первую очередь от Facebook, поэтому если бы руководство Google решило не использовать возможности своего поисковика для развития своего же собственного нового проекта, оно могло бы считаться не совсем здоровым головой. Вернее, головами.

И наконец, третье. В настоящее время поисковики, хотя и остаются вполне себе нацеленными на коммерческий результат организациями, приобретают политическое значение. Google – это колоссальная система полного управления и контроля над пользователем, количество ресурсов, предлагаемых этой компанией совершенно бесплатно любому желающему, поражает воображение.

Знание о том, что искал человек, с кем он переписывается и какие фотки у него выложены в Сеть, в наше время дорогого стоит, а в сочетании с присутствием пользователя в социальной сети, объединенной в единый конгломерат с вышеописанными сервисами, вообще способно превратить его существование в онлайне в бытие «имени одной компании». Google изо всех сил пытается этой компанией стать, за что упрекать ее было бы нелогично.

На месте руководства главного на планете поисковика я бы вел себя точно так же. А вы? UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?