18 лет назад 2 ноября 2006 в 13:37 740

Doom

Между прочим, мы тут все сидим и глупостями занимаемся, в то время как 30 сентября, если мне не изменяет память, должно исполниться ровно десять лет с того знаменательного момента, как на свет появилась игра под названием Doom II. Разумеется, до Doom II был еще и первый Doom, который также не стоит сбрасывать со счетов, но подлинный победоносный марш этой игры по миру начался все же со второй части. Она была просто потрясающей, впрочем, остается таковой и до сих пор.

На самом деле, вероятнее всего, эту игру никому отдельно представлять не надо, так как более знаменитый продукт подобного рода найти сложно. Выпущенный очень много лет назад компанией id Software, Doom фактически положил начало целому жанру, который с тех пор продолжает активно развиваться, стимулируя при этом массу смежных отраслей, начиная от производства железа и (к настоящему моменту) заканчивая киноиндустрией.
На момент своего появления на свет Doom II работал нормально, то есть выдавал более 30 кадров в секунду на очень и очень немногих компьютерах. На моем тогдашнем ПК (не помню уже, что это конкретно было, но ничего выдающегося, даже по тем временам) играть приходилось в окошке размером с сигаретную пачку.

Для граждан, которые присоединились к многочисленной армии пользователей компьютеров уже во времена тотального, не побоюсь этого слова, засилья трехмерной графики. Поясняю: игра Doom II относится к категории псевдотрехмерных шутеров от первого лица, то есть игровой мир сделан на основе двухмерных изображений, а не трехмерных, поэтому скорость работы программы регулируется не путем увеличения / уменьшения разрешения или отключения части графических изысков, а существенно более простым путем. Размер окна, в котором пользователю демонстрировалось происходящее в игре, можно было менять в очень значительных пределах, соответственно, чем меньше было окно, тем лучше игралось на медленных машинах.

Где-то через год после появления на прилавках Doom II у граждан уже поднакопилась критическая масса пригодного для игры железа — и вот тут-то и начался всеобщий ажиотаж, который местами продолжается до сих пор. (Вы, кстати, знаете, что Doom II продается до сих пор и пользуется пусть не бешеным, но вполне заметным спросом? Феерический результат для игры, выпущенной почти десять лет назад, поскольку средний срок жизни игры редко превышает год-два.)

После Doom параллельно с увеличением производительности компьютеров компания id Software продолжала поддерживать в глазах пользователей имидж людей, идущих на шаг-полтора впереди всех остальных конкурентов. Правда, стремление к совершенству в случае с каждым новым продуктом компании приводило к тому, что сразу после выхода у очень немногих пользователей шутер выдавал хотя бы 30 кадров в секунду.

Я никогда не забуду момент, когда путем неимоверных ухищрений добытый мною первый Quake выдал 10 кадров в секунду, сообщив, что на большее рассчитывать не приходится ну просто ни при каких обстоятельствах. Некоторое время помучавшись, я все-таки пошел в магазин и потратил очень много денег — долларов, если я не ошибаюсь, двести — на приобретение совсем по тем временам свежего видеоакселератора под названием 3Dfx. После этого у меня все хорошо заработало, и я знаю довольно много людей, которые в тот период последовали моему примеру и расстались с кровно заработанными деньгами только для того, чтобы с комфортом поиграть в первый Quake. А не было бы его — глядишь, 3Dfx продала бы гораздо меньшее количество видеокарт.

Похожая ситуация с завидным постоянством повторялась со всеми остальными играми господ из id Software, вплоть до третьего Quake. Сразу после его выхода люди, начавшие к тому моменту воспринимать многопользовательские игры как спортивную дисциплину, зачастую были вынуждены отключать большую часть эффектов и текстур в игре просто для того, чтобы скорость ее работы не влияла отрицательно на возможности конкретного игрока. Должен вам сказать, что третий Quake с отключенными текстурами — это зрелище сильное, не для неподготовленного человека.

Отрицать, что история id Software неразрывно связана с историей развития рынка компьютеров, бесполезно по одной простой причине: довольно давно производители поняли (ибо закономерность эта очевидна), что лучший способ соблазнить пользователя приобрести новую мощную видеокарту или процессор — это показать ему такую игру, которая на его текущем оборудовании будет работать плохо и некрасиво, а вот на предлагаемом железе — хорошо и ненапряжно.

Соответственно, производители железа и игр сотрудничают довольно плотно и потому тщательно координируют свои действия, хотя далеко не всегда громко оповещают об этом почтенную публику.
Выход Doom III откладывался на моей памяти раза три точно. Минимум. Только все затаят дыхание, думая, что вот он, наконец, сейчас выйдет, как немедленно разработчики игры, жалуясь на всякие сложности в рабочем процессе, переносят долгожданный релиз на очередные полгода.

Народ роптал, но в целом ожидал терпеливо, памятуя о том, что бывают и значительно менее перспективные ситуации. Это я про грустную историю с интересной разработкой под названием Half-Life 2 (еще одно знаковое явление мира игр, несмотря на относительную молодость проекта), которую тоже делали несколько лет, а потом за полгода до релиза альфа-версию игры хакеры вытащили из корпоративной сетки компании Valve и выложили ее в Сети.

Разумеется, играть в нее было невозможно, но даже недоработанный движок игры все равно остается движком игры, не так ли? И начались всякие мутные телодвижения, в результате которых сейчас вообще непонятно, когда следует ожидать в продаже эту разработку и стоит ли ожидать ее вообще.
А недели две назад по интернету начала расползаться информация, согласно которой Doom III, наконец-то, «ушла на золото», то есть болванка, вернее, болванки, с игрой пошли в тираж. Это в свою очередь означает, что еще недели через две-три (то есть аккурат где-то к появлению этого номера в продаже) игра появится на прилавках магазинов там и, как следствие, еще спустя пару недель — везде у нас.

В связи с этой отрадной новостью, которая, кстати, почему-то никак не отражена на официальном ресурсе id Software, были обнародованы требования к компьютерам, которые будет предъявлять Doom III. Как вы понимаете, земля слухами полнится, поэтому вариантов системных требований несколько, однако наиболее похожие на правду выглядят следующим образом: чтобы игра корректно заработала во всей своей красе (здесь ключевая фраза «во всей своей», потому что современные игры при отключении графических изысков зачастую теряют существенную часть своей природной привлекательности), необходим компьютер, собранный на базе процессора Intel или AMD с тактовой частотой не менее трех гигагерц, оснащенный оперативной памятью объемом не менее 512 мегабайт (а вообще, как я понял из намеков компетентных людей на форумах, гигабайт оперативки игрой будет воспринят благосклонно), видеокарта последнего поколения (разумеется, либо от ATI, либо от NVIDIA), поддерживающая DirectX 9.0.

Игру можно будет запустить и на машине с более скромной конфигурацией, но в этом случае, судя по всему, у игры либо красоты принципиальным образом убавится, либо скорости, а скорее всего — и того и другого.

Обратите внимание, как все удачно получается: скоро наступит осень — период традиционного всплеска как деловой активности, так и покупательской способности. Индустрия под эту дудку собирается всех активно пересаживать на PCI Express, поэтому нужны стимулы, как можно больше стимулов для граждан, несколько, прямо скажем, утомленных компьютерным изобилием. ATI и NVIDIA также планируют порадовать массы своими новыми разработками. А кому эти разработки нужны, если самые удачные из игр, которые на данный момент есть в природе, вполне адекватно работают с их продукцией предыдущего поколения?

Нужна приманка, а лучше — несколько приманок. И тут очень своевременно id Software завершает работу над Doom III, который одним фактом своего появления в продаже способен оправдать в глазах многих необходимость покупки компьютера на новой платформе. Уже становится полегче, а ведь еще на подходе полтора десятка других игр, не столь одиозных, но тоже вполне известных и перспективных, по крайней мере если судить по демо-роликам и скриншотам, размещенным в интернете.

Ситуация на данный момент такова, что у потребителей нет стимулов к приобретению компьютеров класса hi-end, и даже не потому, что они безмерно дорогие, а потому, что практически любые текущие задачи могут быть решены с помощью ПК, относящихся к категориям middle-end и low-end. А если у человека все уже хорошо, то, не обладая вескими аргументами, будет очень сложно заставить его внезапно пойти и потратить много денег на еще более мощный компьютер.

Поэтому сейчас индустрия ставит на развлечения. С офисным сегментом рынка уже давно все понятно, и бал там правят тяжелые системные интеграторы, которые рабочие места пользователей иначе как очень крупным оптом оборудовать не умеют. А вот развлечения способны приносить реальные деньги, и наиболее эффективный способ добычи в наше время этих денег — это игры во всех их проявлениях.
Приятно то, что производство игр является довольно честным способом заставить человека сделать своей машине апгрейд, в отличие от большинства других. Тут все видно невооруженным взглядом: вчера работало плохо, а сегодня заменил видеокарту — и работает хорошо.

Кстати, если честно, то я тоже собираюсь осенью менять компьютер на новый, уже на базе PCI Express. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграли просмотренные многократно промо-ролики Doom III, которые, конечно, после выхода FarCry воспринимаются не в пример спокойнее, чем до него, но, тем не менее, все равно впечатляют. Тем более что сам FarCry на моей довольно модной машине (пусть и собиралась она почти полтора года назад, но зато тогда она была крута!) не стесняется в критические моменты очень заметно подтормаживать, да так, что превращается в откровенное слайд-шоу.

Так что у производителей в тесном сотрудничестве с разработчиками игр есть все шансы спровоцировать очередную волну hi-end-апгрейдов. Потому как уже всем стало понятно, что и дальше разводить пользователей на трату денег путем увеличения системных требований, предъявляемых офисными программами к компьютерам, уже практически нереально, по крайней мере, до выхода Longhorn, системные требования которого, по слухам, будут вполне сопоставимы с теми, которые предъявляет к компьютерам Doom III сейчас.

Популярность ли игр двигает производителей делать все более и более адаптированное к созданию красот железо или производители железа популяризируют игры, чтобы сводить концы с концами, — мы, наверное, не узнаем никогда. Потому что, как говорил один замотанный жизнью дядя, истина где-то там.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?